Картинка

Яркая представительница европейской арт-сцены и художница Оксана Мась о смелости практического поступка, знаменитых писанках и Рае на Земле

Новое интервью ART FLASH – это не просто разговор о творчестве и силе искусства. Вместе с современной художницей Оксаной Мась мы выяснили, почему так важно постоянно подкармливать свою душу и что скрывает «Взгляд в вечность» Девы Марии.

Источник фото: Instagram @oksanamas_official

Стиль работ Оксаны Мась нельзя определить одним словом. Она и сама не любит придерживаться одних и тех же категорий. Но постоянные эксперименты с плоскостями и пространствами, формами и материалами, масштабность проектов, сложность и душевность каждой созданной работы сделали художницу одной из самых узнаваемых арт-персон в постсоветском пространстве и за рубежом. Мась является постоянным участником аукционов Christie’s и Sotheby’s и фестивалей London Frieze, Armory Show в Нью-Йорке, Fiac в Париже, Art Basel Miami, Arco в Испании, Art Moscow, Art Dubai и Karlsruhe.

Возможно, самая монументальная работа Мась – проект Post vs Proto-Renessans, прототипом которого послужил Гентский алтарь. Для завершения работы художнице понадобится 3,4 млн писанок – деревянных расписных яиц, на каждом из которых изображены чаяния людей, их сокровенные мысли и самые искренние желания, а также чем люди заменили бога в себе. Помимо этого, Оксана создаёт скульптуры и полотна, смысл которых спрятан в тонком переплетении духовности, технологий и жизненной энергии человечества. Об этом и многом другом мы решили поговорить с Оксаной лично в нашем интервью.

Начать хотелось бы с простого и наивного вопроса. Кем вы мечтали стать, когда были ребенком?

С пяти лет я постоянно мечтала рисовать и путешествовать. Для меня это были самые желанные и приятные занятия, и именно с этого момента я поставила главную задачу своей жизни – не сойти с этого пути. Я всегда очень чутко чувствую, когда мне начинают мешать или ситуация поворачивается не в нужную сторону, и быстро возвращаюсь обратно к основным приоритетам в моей жизни.

«Важно не потерять себя, постоянно держать в голове, кем ты хотел стать в детстве, потому что  в памяти детства находится наше истинное предназначение»

Значит, искусство – это ваша любовь с самого детства?

На самом деле, тот путь, который я выбрала, многим может показаться романтичным, но придерживаться его по жизни бывает довольно тяжело. У человека должен быть серьёзный внутренний стержень.

В детстве каждый из нас знает, кем хочет стать в будущем, но в процессе взросления этот образ начинает утрачиваться. В школе нам рассказывают о других важных профессиях, родители дома навязывают своё мнение на этот счёт. Потом уже общество твердит о престижности некоторых специальностей, да и мужчины постоянно говорят, какой ты должна быть. Поэтому здесь очень важно не потерять себя, постоянно держать в голове, кем ты хотел стать в детстве, потому что  в памяти детства находится наше истинное предназначение. Сейчас я уверена, что живу свою собственную жизнь.

Многим, как мне кажется, приходится жертвовать своими мечтами и подстраиваться под систему, становиться её заложником.

Я считаю, что самое главное – это не врать себе. Когда начинаешь осознавать, что ты занимаешься тем, что тебе не нравится, возникает естественный страх потерять или поменять то, что у тебя есть сейчас. Поэтому очень важно воспитывать в себе смелость практического поступка. В буддизме глубина личности измеряется расстоянием между мыслями и действиями. Поэтому важна стабильность в этом осознании своего пути. Да, было время, когда я больше интересовалась дизайном или режиссурой, но, в конце концов, всё равно возвращалась к своей основной деятельности.

Вы считаете, что искусство является вашим жизненным предназначением?

Я чётко понимаю, что в этой жизни я – художник, и я решила проживать её именно так, с огромным удовольствием. При желании я могла бы в совершенстве разобраться в любом бизнесе, но искусство – это такая бесконечность, в которую можно нырять на протяжении всей жизни. Этим оно мне и дорого. Лёгкость бытия в искусстве – мне кажется, это очень важно.

«Искусство – это такая бесконечность, в которую можно нырять на протяжении всей жизни»

Ваши работы представлены более чем в 150 частных коллекциях России, Украины, США, Франции, Великобритании, Испании и других стран. Ощущаете ли вы себя успешным художником, и насколько вообще для современного художника важно понятие успеха?

Да, я ощущаю себя успешных художником, и я абсолютно честно скажу, что мне это важно. Во-первых, будучи самой младшей в семье, мне всегда хотелось что-то доказать своим родителям, состояться именно для них. Во-вторых, это часть моей натуры: если я чем-то занимаюсь, я делаю это либо хорошо, либо никак. Например, недавно я решила всерьёз овладеть мастерством кулинарии и начала реализовывать совместные кулинарные проекты сразу с несколькими ресторанами. Можно сказать, что и здесь я стала довольно успешна. В-третьих, у меня три дочки, и я просто обязана быть успешной мамой. Мне важно показать им, что за одну жизнь женщина может и сделать карьеру, и создать прекрасную семью, и воспитать счастливых детей.

Продолжая вашу последнюю мысль, хотелось бы узнать, что для вас означает образ «идеальной» женщины. Ведь вы своим примером демонстрируете, что  женщина способна абсолютно на всё. Есть ли  у современных женщин какие-либо барьеры на пути к самореализации?

Думаю, вопрос о барьерах возникает тогда, когда мы говорим об отдельных личностях, а не в целом о женщинах. Сильная личность знает о своих ценных навыках и понимает, что способна учиться всё время. Для меня огромный кайф – понимать, что мне доступно всё. Я могу взяться за любой проект и с нуля освоить его в идеале, но далеко не каждый человек хочет или готов поступать также. Я же решила попробовать прожить жизнь и в карьере, и в семье, и, самое главное, – прожить её счастливо. Да, бывают огорчения, взлёты и падения, но в целом она должна проходить на радостном и спокойном фоне.

Но общество порой оказывает сильное давление именно на женщин.

Конечно, женщины окружены множеством стереотипов. Нельзя забывать, что мы находимся в православной стране с очень особой историей, элементы которой находятся в нашем сознании до сих пор. Для того чтобы стать успешным художником, мне пришлось подняться над свои полом, ментальностью, национальностью, религиозной верой и художественной школой, где я обучалась.  Мне не хотелось принадлежать какой-то одной «ячейке», поэтому я решила, что нужно, наоборот, от всего этого отказаться и делать только то, что хочу я сама.

Один из моих масштабных проектов – Post vs Proto-Renessans, фрагмент известнейшего Гентского алтаря, который был представлен на 54-й Венецианской биеннале. Он состоит из деревянных яиц, которые расписывали люди самых разных национальностей, профессий, вероисповеданий, а также женщины из колоний и монастырей. На яйцах они изображали свои грехи, а я из этих грехов собрала Рай на Земле. Смогла бы я осуществить такой проект, если бы изначально загнала себя в рамки своей религии и культуры? Вот и ответ: развиваться и совершенствоваться мы можем лишь тогда, когда поднимаемся надо всеми обстоятельствами, сдерживающими и ограничивающими нас.

Здесь ещё большую роль играет воздействие на нас других людей: поддаёмся мы этому воздействию или нет.

Я уже давно не поддаюсь. Если тебя начинают беспокоить  мысли о том, что о тебе скажут другие, ты автоматически становишься несвободным. Мы сами должны черпать из внешнего мира «витамины» для своего роста, а не бояться оценок со стороны.

Многие ваши проекты можно назвать религиозными. А вы сами верите в бога?

Кто-то видит бога в песчинке, а кто-то – как отдельную субстанцию. Я принадлежу к первой группе. Бог для меня – всеобъемлющая субстанция, которая существовала на протяжении всего времени. Я не понимаю тех, кто ходит в церковь, исповедуется, совершает религиозные обряды.

«Развиваться и совершенствоваться мы можем лишь тогда, когда поднимаемся над всеми обстоятельствами, сдерживающими и ограничивающими нас»

Один из ваших известных проектов «Взгляд в вечность» представляет собой огромную икону с изображением Девы Марии, созданную из 15 тысяч деревянных писанок.

Да, «Взгляд в вечность» – первый проект, где используется композиция из расписных яиц. Это был мой подарок стране. Готовая работа была установлена в Софии Киевской, и, наверно, это уникальный случай объединения православия и современного искусства. Изначально мне хотелось установить икону в киевском метро, добавить туда каких-то ярких красок, но в Министерстве культуры настояли, что икону необходимо установить в Софии Киевской, где она и находится сейчас.

Проект «Взгляд в вечность». Источник: личный архив Оксаны Мась
Акцент в работе сделан именно на глазах, а само лицо на иконе будто обрезано. Это сделано специально?

Так мне удалось создать всеобщий образ женщины: на иконе можно увидеть и традиционное изображение православной девушки, и мусульманку, прикрывающую часть своего лица. Главное, на что нужно обратить внимание, – взгляд. В нём можно многое прочитать.

Вы до сих пор продолжаете экспериментировать с писанками?

Да, конечно. Сейчас мы занимаемся созданием интернет-платформы, где любой человек сможет почувствовать себя художником, самостоятельно расписать яйцо и прислать фото нам, а после с помощью 3D-печати мы сделаем его частью мозаики Гентского алтаря, проект которого я всё же хотела бы окончательно завершить.

Как бы вы сами охарактеризовали тот стиль, в котором работаете?

Не думаю, что у меня есть определённый стиль. Я живу без этих рамок, ведь не знаю, что мне придёт в голову в тот или иной момент. Выбери я себе стиль, то в будущем постоянно ломала бы голову, как под него подстроить своё творчество, и жила бы в постоянном страхе этот стиль потерять.

Я не люблю в жизни выделять какие-то категории, выбирать, что любить, а что не любить. У меня нет любимого цвета, кухни, города, художника. Более того, как только я вижу, что начинаю тянуться к чему-то одному, то мгновенно себя останавливаю и отхожу от этого. Моя душа настолько свободна, что я мгновенно чувствую любые попытки эту свободу ограничить. Я выбираю серединный путь.

 Я всегда советую задавать себе один и тот же вопрос: вы – душа, которой было дано тело, или вы – тело, которому была дана душа?

В ваших работах часто затрагиваются темы технологий, жизненной энергии и духовности, и все эти темы существуют в одной плоскости. Расскажите об этом поподробнее.

Сначала в мою голову приходит идея, а далее важной задачей становится подбор языка – способа выражения этой идеи. Не каждый язык может подойти нашей идее, он просто не будет работать. Поэтому для перевода своих идей из нематериального в материальное я использую самые различные способы, будь то религиозные мотивы или даже технологии. Воображение здесь работает бесконечно.

По вашему мнению, для чего искусство нужно человеку?

Тело мы тренируем в спортзале, но наш разум и сознание тоже нуждаются в тренировке. Делать это можно через анализ, обучение, постоянную переработку и проработку различной информации. И только душу мы тренируем искусством: театром, музыкой, литературой, кино и артом.

Масса людей спокойно обходится без искусства, им достаточно радио в машине. Но если вы вдруг осознаёте, что у вас есть душа, и её нужно чем-то кормить, то вы непременно должны полюбить искусство.

Я всегда советую задавать себе один и тот же вопрос: вы – душа, которой было дано тело, или вы – тело, которому была дана душа? Ответ на него и определяет всю нашу жизнь и отношения с другими людьми. Почаще задавайте этот вопрос себе и своим близким.

Вы очень любите путешествовать, посетили более 60 стран по всему миру. Как это влияет на ваше творчество?

Я всегда интересуюсь культурой той страны, в которую попадаю. Иногда «пылинки» этой культуры заносятся и в мою жизнь, в том числе и в моё искусство. Здесь опять возникает вопрос о душе, которую можно тренировать, в том числе, с помощью изучения национальных культур. Невозможно после визита в определённую страну вернуться прежним человеком. Из каждой поездки я возвращаюсь совершенно новой.

По вашим словам, основной причиной вашего переезда в Испанию являются климатические особенности данной страны: картины там быстрее сохнут. Действительно ли это так?

Да, основная причина заключается именно в этом. Например, в проекте DRIVE 9, который был продан на аукционе Sotheby’s в Лондоне за £33650,  я использовала 60 слоев лака. Такая картина создавалась четыре месяца, каждый слой должен был полностью просохнуть, иначе каждый из последующих растворял бы предыдущие. Идеально сделать такую работу в Одессе очень тяжело: я просто физически от этого устаю. А летом в Испании при температуре в 40 градусов процесс значительно упрощается, и я могу заниматься картиной каждый день.

Была и ещё одна причина – моё здоровье. У меня внезапно появилась аллергия на растения, которые растут в Одессе. В Испании я уже какое лето живу без аллергии и отлично себя чувствую.

Различается ли восприятие вашего искусства общественностью в Украине и Испании?

Да, в разных странах людей интересует совершенно разные мои работы. Ментальность ощущается даже на этом уровне. Но, попадая на мировой рынок искусства, границы нашей этничности размываются, искусство перестаёт быть национальным.

Какие новые планы вы ставите себе в плане искусства, что хотелось бы создать глобального?

В планах у меня воплощение множества интереснейших идей. Это и завершение моего глобального проекта с прототипом Гентского алтаря из писанок, и работа над совершенно новой задумкой, связанной с янтарём. Дело в том, что в ближайший год я хотела бы наконец-то привести янтарь в современное искусство. Это будут и инсталляции, и большие скульптуры, и ювелирные изделия. Ведь этот камень до сих пор остаётся глубоко недооценённым, а мне хотелось бы показать его в совершенно новом свете, вывести в новое пространство. И я уверена, что у меня это получится.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.