Картинка

«Я стараюсь быть хорошим наблюдателем, смотреть по сторонам и подмечать разные детали»: Илья Кутобой о выставке в галерее «a—s—t—r—a»

Илья Кутобой о новой персональной выставке «Два оборота вокруг радуги», путешествиях и вдохновении.

Илья Кутобой — художник, работавший иллюстратором в течение десяти лет, начал писать картины три года назад. В разгар пандемии, когда его рабочие проекты были приостановлены, он нашел свободное время для экспериментов с холстом и красками. Путешествия по Индии послужили источником вдохновения для новых работ Ильи, которые будут представлены в галерее «a—s—t—r—a» до 13 апреля.

Мы поговорили с художником о выставке, «тропическом примитивизме», музыке, которая вдохновляет на создание работ и даже о любимом коте Ильи — Шило. Подробнее читайте в интервью. 

В начале своего пути Вы работали с иллюстрациями. Расскажите о том, как Вы начали писать картины?

Последние десять лет я работаю иллюстратором, а картины начал писать примерно три года назад, когда вернулся из путешествия по островам Таиланда и Шри-Ланки. Началась пандемия, слетели рабочие проекты, связанные с иллюстрацией, появилось больше свободного времени и импульс реализовать то, что давно откладывал, не успевал или просто боялся начать делать. Так и стали появляться мои первые работы, созданные под впечатлениями от поездок.

Вы выставлялись в Петербурге, Краснодаре, Москве. Есть ли разница в организации и работе выставок в разных городах? В реакции публики?

К сожалению, не на всех выставках с моим участием я присутствовал лично, поэтому сложно сравнивать их сейчас и судить о реакции публики. Однако могу сказать, что мне повезло сотрудничать с компетентными, приятными и ответственными людьми, а те зрители, с которыми довелось пообщаться, принимали меня отлично, с улыбками на лицах. Хорошо, что вокруг достаточно людей с непосредственным взглядом на искусство и с чувством юмора.

Идея выставки «Два оборота вокруг радуги» в галерее современного искусства a—s—t—r—a возникла во время путешествия по Индии. Но что вдохновило вас больше, природа или культура страны? 

Конечно же все вместе! Невозможно отделить одно от другого, ведь Индия — страна, полная ярких красок и контрастов, где, кажется, один аутентичный праздник сразу же сменяется другим. Солнце, океан, открытые люди, обилие всевозможных вкусов, запахов и звуков. Жизнь, бьющая через край, — некий калейдоскоп, где в итоге у каждого складывается своя картинка. Может быть, поэтому не все и не всегда сразу влюбляются в эту страну. Когда-то я и сам был настроен скептически к поездке в Индию, но побывав там, уже планирую посетить ее вновь. 

Вы смело работаете с цветом. Были ли периоды в вашем творчестве, когда вы избегали ярких красок? И есть ли у вас «любимый» цвет в работах?

Активная работа с цветом началась относительно недавно, несколько лет назад. До этого я не работал на холстах и особо не экспериментировал с красками. Черный лайнер, простой карандаш и маркеры — вот те инструменты, которые я использовал, впервые пробуя себя в качестве иллюстратора, поэтому мои рисунки в тот период были совершенно другими, не отличались яркостью и сложными цветовыми сочетаниями. Не думаю, что у меня есть любимый цвет, но периодически слышу от других про мой фирменный розовый.

Источник: архив пресс-службы

Что означают образы ангелов в Вашем творчестве?

Я стараюсь быть хорошим наблюдателем, смотреть по сторонам, подмечая разные детали вокруг, особенно в путешествиях. Так, например, на одной из моих последних работ появился образ ангела, вдохновением для которого стал барельеф на одной заброшенной небольшой часовне в Гоа. Для меня изображение ангела — некое трансцендентное присутствие, выраженное в фигуративной форме.

Ваши работы будто сложены из маленьких пазлов. Вы сразу представляете конечный результат, или мозаика складывается в процессе работы?

Все верно. Зачастую мои картины сложены, подобно пазлу, из наложений, наслоений и перекрашиваний. Изначально довольно грубый и общий карандашный скетч, эскиз может не раз трансформироваться и в итоге сильно измениться. Порой финальный результат полностью перекрывает предыдущий красочный слой, или же в нем остаются лишь какие-то его фрагменты. 

Источник: архив пресс-службы

Если бы нужно было выбрать песню/плейлист для выставки «Два оборота вокруг радуги», что бы Вы могли порекомендовать?

С удовольствием порекомендую! Brian Eno & Jon Hassell — Fourth World Vol. 1: Possible Musics, 1980 и Brian Eno —- Thursday Afternoon, 1985. Именно эти альбомы чаще всего звучали у меня в мастерской в Индии, а после моего возвращения в столицу стали музыкальным сопровождением в подготовке к текущей выставке в галерее a—s—t—r—a.  

Вы называете свой стиль «тропическим примитивизмом». Расскажите об этом немного подробнее. Можно ли утверждать, что стилистически он вдохновлен работами Баския или Гогена? Или, может быть, Руссо?

Думаю, не стоит относиться к термину «тропический примитивизм» слишком серьезно. Как и в моем творчестве, в названии присутствует ирония, поскольку вполне очевидно, что в моих работах со всеми этими наивным образами и яркими сочетаниями красок присутствует некий тропический флер, часто проступающий в картинах вполне определенно в форме всевозможных пальм и диких животных. 

Несмотря на то, что мне очень нравится  Баския, не могу сказать, что именно в его творчестве черпаю вдохновение. Если говорить про Анри Руссо и Поля Гогена, то мне все же ближе Руссо, ведь, как и он, я увлекся живописью в зрелом возрасте. И стилистически он импонирует мне больше. 

Изначально, когда я работал только с иллюстрацией, меня вдохновляли современные графики-иллюстраторы: Мартоз Марторелли, Джош Кокран, Джесус Синерос. Позже их сменили современные художники: Кэннон Дилл, Дэвид Хокни, Меган Грант. Полагаю, что в итоге и я сам проявился, как художник, благодаря всем этим и другим авторам, но затруднительно выделить сейчас кого-то одного или даже нескольких их них, чтобы точно утверждать, что именно они повлияли на мой сегодняшний стиль.

Расскажите подробнее об образах животных. Откуда взялись их необычные имена?

У меня есть домашний питомец Шило — черный кот ориентал. Именно он часто вдохновлял меня на создание многочисленных образов из семейства кошачьих. Обожаю его! В животных меня восхищает их искренность и непосредственность, наивность, своенравие и, конечно же, грация и красота. К тому же анималистический мир как будто безграничен в своих формах, являясь необъятным полем для творчества, поэтому звери — частые герои моих картин, а их необычные имена возникают в моем воображении подобно флэшбэкам, после ярких путешествий. К примеру, некоторые из них были подсмотрены мною на индийских вывесках и домах.

Источник: архив пресс-службы

Есть ли у вас планы относительно будущих проектов? Будут ли они вновь связаны с Индией?

Да, уже появился план для следующей выставки, некоторых персональных проектов и коллабораций, и мне самому интересно, как все это в итоге получится. Не думаю, что грядущее будет снова связано с Индией, но допускаю, что тропическое настроение в моих работах все еще будет преобладать.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.