Картинка

«Складки странствий»: Екатерина Дерябина о новом проекте галереи JART

Рассказываем о концепции проекта и размышляем на тему странствий.

«Складки странствий» — выставочный проект галереи JART, подготовленный совместно с куратором Сергеем Хачатуровым и художниками-странниками. В мировой культуре тема странствий связана с изучением психологии людей, находящихся на грани общественного признания — творцов, авантюристов или гениев. В отличие от обычного путешествия, путь скитальца представляет собой испытание личности, часто на пределе ее возможностей — ведь постоянное скитание — ни что иное, как стремление к гармонии и спокойствию через преодоление переживаний. Именно в этом состоянии культура и искусство играют незаменимую роль и идут рядом со странником, чья дорога пролегает не только во времени и пространстве, но и в собственных памяти и сознании.

Выставка «Складки странствий» тоже будет странствовать по городам России в течение трёх лет. Проект-скиталец уже был представлен в Москве и Калуге, а среди дальнейших точек маршрута — Курск, Ростов-на-Дону, Казань, Тюмень, Нижний Новгород и Самара. Чтобы узнать больше о планах и особенностях нового формата работы, мы поговорили с арт-продюсером галереи JART Екатериной Дерябиной.

Егор Донченко «Запрещено»

Выставочный проект «Складки странствий» будет проводиться в разных городах до 2025-го года. У Вас есть какие-то мысли по поводу того, что в таком долгоиграющим проекте возможны непредвиденные обстоятельства? Как в таком случае происходит процесс планирования?

В долгосрочном проекте вряд ли можно полностью избежать непредвиденные обстоятельства, поэтому в процессе планирования мы стараемся учесть различные возможные сценарии и иметь гибкий план действий. Важно поддерживать открытый диалог с участниками проекта и быть готовыми к адаптации в случае неожиданных изменений. 

Выставка, которая «кочует» из города в город, — есть в этом что-то от художников-передвижников. Но если у них была цель увеличить продажи своих работ и повысить узнаваемость, то для чего использован такой формат в вашем проекте, помимо непосредственной связи с центральной темой?

У нашего проекта есть несколько назначений, которые мы разделяем с передвижниками. Такой формат «кочующей» выставки позволяет не только показать всё культурное многообразие в регионах России, но и становится отличной возможностью для художников продемонстрировать свои работы как широкой публике, так и коллекционерам. С каждой новой выставкой мы дополняем экспозицию работами локальных артистов, создавая особую атмосферу перемещения и взаимодействия с разными городами и культурами. Формат не только делает наш проект более доступным для большей аудитории, но и способствует повышению узнаваемости художников на рынке искусства. Также стоит отметить, что итогом тура станет масштабная выставка в одном из главным музеев Москвы, на которой мы планируем экспонировать лучшие работы.

Экспозиция «Складок странствий» — это такой диалог между художниками разных эпох и стран. Как Вы находите и подбираете художников, проводите параллели между их произведениями? Как сделать так, чтобы эти связи не выглядели натянуто и образовывали цельный диалог?

Ключевым является баланс между разнообразием и единством с сохранением лейтмотива. В проекте объединены темы странничества, потерянности в складках времени и истории. Это и является концептом проекта, и мы стараемся находить общие фабулы, подходы и мотивы между произведениями художников различных направлений и эпох, чтобы создать единый смысловой образ выставки и художественное видение проекта. Например, в основе экспозиции представлены офорты мастеров Средневековья Дюрера и Рембрандта, а также масштабный объект «Две женщины учат младенца ходить» из проекта Дмитрия Гутова к выставке «Рембрандт. Другой ракурс». Важно не только найти параллели, но и понять контекст, в котором создавались работы, чтобы сложился органичный диалог.

А существует ли диалог между городами? Через «Складки странствий» образуются культурные связи между городами и отдельными людьми из разных мест?

Диалог между регионами и формирование культурных связей через «Складки странствий» является одной из главных задач выставочного тура. Проект позволяет нам рассматривать искусство как универсальный язык, который может преодолевать границы и объединять разные культуры. Каждый город, в который приезжает выставка, становится частью общего культурного пространства. Цель заключается в диалоге всего культурного сообщества – в активном сотрудничестве и партнерстве с местными культурными организациями, площадками, кураторами и галеристами.

 Владимир Марин «Испортившийся пейзаж»

Учитывается ли контекст каждого города, в котором будет показана выставка, во время её подготовки?

Бэкграунд и контекст каждого города являются первостепенными составляющими для проекта. Это может включать адаптацию экспозиции к особенностям местной культуры, истории или архитектуры, а также взаимодействие с местными художественными сообществами и организациями. Такой подход помогает усилить взаимодействие между выставкой и городом, где она проходит.

В основе выставки «Складки странствий 3» находится история бесприютного скитальца эпохи романтизма Каспара Хаузера. За счёт каких дополнительных инструментов Вы делаете выставку более нарративной?

Наш проект является интермедиальным, что позволяет раскрыть тематику при помощи интегрирования литературных и театральных перформансов. Например, включены фрагменты спектакля «Илаяли» по роману норвежского классика Кнута Гамсуна «Голод», а также видеопрочтение отрывков романа Якоба Вассермана «Каспар Хаузер, или Леность сердца» в исполнении Марка Эйдельштейна и Владислава Должникова.

На выставке в Казани, например, будет также чтение стихов народных поэтов Республики Татарстан.

Ярослав Кудряшов «Рассвет на Марсе»

Чувствуете ли сейчас Вы сами себя «странником», «беженцем», человеком, у которого не осталось опоры? Как это ощущение проявляется в повседневной жизни и сказывается на работе?

Формат передвижной выставки вызывает ощущение «странничества», но это может быть вдохновляющим для творческого процесса, так как позволяет по-новому взглянуть на окружающий мир и свою работу. Это ощущение может проявляться в повседневной жизни через стремление к переменам, поиске новых возможностей и идей, а также через желание создавать что-то уникальное и значимое. В работе это, возможно, отражается на более экспериментальном подходе к проектам, большей открытости к новым идеям и их реализации.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.