Картинка

Ревущие 20-е в Париже с элементами русской культуры

Рассказываем о стиле «à la russe» в декоративно-прикладном искусстве и русских домах моды в Европе.

Второе десятилетие XX века, которое называют временем «ревущих 20-х», запомнилось в модной индустрии популярностью русского стиля в Европе. В период «Les Saisons Russes» в Париже начали открываться новые дома мод, фабрики и ателье, а в творчестве известных модельеров, таких как Коко Шанель, Жанна Ланвен и Поль Пуаре, появились детали традиционного русского костюма: косые застёжки, декоративная вышивка, тканевые принты, меховая отделка и даже кокошник.

Вечернее платье, Шанель, Дом Kitmir, 1922

Основоположником распространения русского стиля на Западе стал русский театральный деятель Сергей Дягилев: в 1906-м году на Осеннем салоне была представлена выставка русского искусства с работами А. Н. Бенуа, И. Э. Грабаря, П. В. Кузнецова, Ф. А. Малявина, И. Е. Репина, В. А. Серова, А. Г. Явленского и других художников объединения «Мир искусства». Свою роль также сыграла постановка оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, проходившая во время гастролей труппы С. П. Дягилева в Париже. Позднее французский модельер Поль Пуаре выпустил коллекцию, вдохновлённую труппой русского балета.

«Русский балет», Август Маке, 1912

Поскольку техникой вышивания русские дворяне овладевали с ранних лет, значительное число русских эмигрантов, переехавших в Париж после революции 1917-го года, зарабатывали себе на жизнь созданием вышивки для различных европейских ателье. Так, дом Kitmir, основанный великой княгиней Марией Павловной Романовой, пользовался особым успехом, сотрудничая сначала с Chanel, а затем и с другими крупными парижскими домами мод.

Одним из многочисленных достижений традиционной русской культуры считалось искусство сочетания меха с тканями. В холодное время года использовали пелерины, кафтаны и пальто на меховой подкладке. Для того, чтобы одежда была теплее, к ней также добавлялись меховые воротнички. Вечерние платья и пальто с меховой отделкой стали европейской классикой 1920-х годов.

1) Paquin, вечернее платье из шёлка, вышивка бисером, мех, 1924, Дворец Галлиера; 2) Платье «Царица», 1920; 3) Philippe et Gaston, костюмы, отделанные мехом, Vogue Paris, 1924

Особой популярностью пользовались костюмы, вдохновлённые русской крестьянской рубахой, их часто надевали поверх длинной юбки. Этот предмет гардероба очень любила Коко Шанель. Основательница модного дома позаимствовала несколько мужских блуз у великого князя Дмитрия Павловича Романова и начала использовать их в своих коллекциях, украшая разноцветными узорами, стеклянными бусинами и пайетками. В творчестве Шанель впервые появились меховые пальто, вязаные куртки «апаш», шейные платки землекопа и комбинезоны механиков. А вот традиционный русский сарафан, похожий на удлинённую рубашку, использовался в коллекциях Жанны Ланвен. 

В Европе стали популярны тиары, созданные по образу русского праздничного головного убора – кокошника. Этот аксессуар использовали в своей коллекции Жанна Ланвен, а также дом «Auguste Bonaz» в коллекции пластиковых гребней.

В 1922-м году во французском журнале «Искусство и мода» вышла статья, посвящённая влиянию русской культуры на Европу. По мнению авторов, несмотря на революцию 1917-го года,  народу-«гению» удалось сохранить тонкое и высочайшее искусство, от которого «дрожит сам Париж». «Лихорадочное вдохновение славянского духа» чувствовалось во многих сферах жизни, но особенно в модной среде, когда детали традиционного русского костюма прочно закрепились в гардеробе парижан.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.