Картинка

Ностальгия по 2010-м: чем нам запомнилось искусство уходящего десятилетия

Вспоминаем о самых знаковых событиях и трендах в мире искусства.

За последние десять лет искусство перестало быть областью неприступного знания — если вы читаете эту статью, то у вас точно есть быстрый доступ к информации о творчестве любого известного художника, возможность заглянуть в его биографию и даже зайти на онлайн-выставку, если таковая есть. Интернет дал нам все инструменты, чтобы беспрепятственно войти в мир искусства и начать исследовать его. Он стал нам ближе и доступнее, и это хорошие новости. Что ещё произошло с искусством в 2010-х годах и почему это важно — читайте в нашей подборке арт-событий почти минувшего десятилетия.

Источник: Unsplash

Второе дыхание уличного искусства

В формировании светлого образа современного российского стрит-арта наконец можно поставить точку — теперь при разговоре об уличном искусстве скорее вспоминаются инсталляции Тимофея Ради или мелькающие в новостях произведения паблик-арта, чем грубые «баллончиковые» буквы на заброшенных зданиях и неприличные слова на заборах. Такой перемене в общественном отношении к уличному искусству мы обязаны трансформации мирового стрит-арта: за последние 10 лет Бэнкси показал всему миру, что граффити могут представлять огромную культурную ценность, а массовое появление арт-пространств породило спрос на качественное уличное искусство. К слову, сейчас его сложно с уверенностью обозначить как «уличное» — есть граффити, которые переехали с улиц в просторные залы галерей современного искусства, и наружные инсталляции, которые зачастую концептуально более совершенны, чем висящие на стенах полотна.

В целом, уличное искусство стало более остроумным и человечным. Оно всё чаще обращается к глубоким смыслам и новым идеям, чтобы впечатлить зрителя не столько формой, сколько содержанием. Это не значит, что плохой арт вдруг взял и исчез навсегда, но теперь о нём говорят гораздо меньше, а хороший с радостью заказывают креативные пространства. Ждём, когда волна интереса к уличному искусству докатится до власти на местах — уже хочется, чтобы российский стрит-арт можно было увидеть не только в арт-пространствах крупных городов, но и в самых укромных уголках страны.

Арт-активизм

Пока внимание властей к современному искусству привлекают только те работы, которые носят политический или остросоциальный характер. Активизм в искусстве действительно расцвёл за последние 5-7 лет: молодые художники научились не просто поднимать серьёзные темы в своих работах, а привлекать к ним внимание широкой публики и вызывать сильную общественную реакцию.

В первую очередь это касается перформансов и арт-акций. Их можно было бы разложить на три основных элемента: оригинальная идея, мощная реализация и подходящее пространство проведения. При этом «подходящим» может быть любое место массового скопления людей: от популярных галерей до главных площадей города. Смысл таких работ в производимом ими эффекте, так что их политическая или социальная окраска играет на руку художникам. Из ярких представителей арт-активизма стоит вспомнить феминистическую панк-группу PussyRiot, которая, не сыграв ни одного концерта, приобрела мировую славу за свои радикальные перформансы и акции. Именно её можно назвать матерью протестной волны в искусстве последнего десятилетия.

Что касается художников-активистов, то в 2011-2016 годах у них было своё пристанище в виде фестиваля активистского искусства с символичным названием «МедиаУдар». За пять лет в его рамках прошло много ярких выставок, посвящённых проблемам политической несправедливости, толерантности и экологии. Несмотря на популярность фестиваля, его закрыли по решению организаторов. С тех пор арт-активисты утратили эту площадку для общения с единомышленниками, но не перестали творить.

Источник: группа фестиваля в Facebook

В последние годы арт-активисты всё чаще действуют по одиночке. Их работы появляются на улицах городов, причём иногда в самых неожиданных местах: на автобусных остановках, железнодорожных платформах или просто посреди леса. Их быстро стирают или закрашивают, но и это не заставляет уличных художников сложить руки и отказаться от политических высказываний.

Источник: Instagram: @tima_radya

Онлайн-аукционы современного искусства

Яркое достижение последнего десятилетия — это появившаяся возможность купить искусство через интернет. Если раньше для того, чтобы приобрести картину, нужно было лично обращаться в галерею или в мастерскую художника, то сейчас это можно сделать, не вылезая из пижамы. После начала пандемии большинство известных галерей начали свободно продавать полотна прямо в своих профилях в Instagram, а также заниматься организацией онлайн-аукционов и торгов. Достаточно написать им пару сообщений, чтобы уточнить детали сделки и вуаля – вы коллекционер современного искусства.

О том, где и как покупать картины и не ошибиться, мы недавно разобрались вместе с организаторами московского онлайн-аукциона «АРТ Лихорадка». По мнению экспертов, в последнее время современное искусство действительно стало гораздо ближе к зрителю, а это значит, что в будущем нас ждёт развитие российского арт-рынка и насыщение сферы коммерческого искусства.

Каталог онлайн-галереи современного искусства BORSCH

Digital art

Его также называют цифровым искусством или искусством новых медиа. Digital art — это не только одна из наиболее передовых форм современного искусства, но и качественно новый подход к пониманию того, что вообще может считаться искусством. Именно в сфере цифрового арта «творцом» в широком смысле слова может быть не человек, а машина, программа или искусственный интеллект. Виртуальный помощник Алиса создаёт картины, специальные сайты генерируют художественные тексты, роботы создают виртуальные скульптуры — всё это явления одного порядка, которые стали возможны благодаря развитию цифровых технологий. Что из этого считать «истинным» искусством, а что случайным продуктом кода – решать вам, но списывать цифровое искусство со счетов и обесценивать его точно не стоит.

Иммерсивные зрелища

За последние годы спрос на полное погружение и яркие впечатления достиг высших пределов: если бы не пандемия коронавируса, мы бы и сейчас могли насладиться повсеместными иммерсивными постановками и концертами. Их пик пришёлся на 2017-2018 года: мы помним и прогремевшее «Зеркало Карлоса Сантоса», и «Москву 2048», и многочисленные иммерсивные представления, которые заняли не только театральные сцены, но и цехи заводов, пространства галерей и городские улицы.

Дело в том, что современный зритель почти отказался от того, чтобы стоять в стороне от зрелища и быть простым наблюдателем — ему нужны «живые» ощущения и эмоции. Каким образом они будут ему доставаться (через шлем виртуальной реальности или интерактивное взаимодействие с актёрами) уже не имеет большого значения. Стать частью вымышленной реальности, на несколько минут отключиться от повседневной действительности — вот главная цель большинства зрителей сегодня. Изменит ли коронавирус эту тенденцию или нас ждёт постепенное возвращение к иммерсивным действам – покажет ближайшее время.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.