Картинка

Мартирос Сарьян  — художник, возродивший армянскую живопись

Искусствовед Рузан Сарьян о знаменитом дедушке и ведении музейного бизнеса.

Мартирос Сарьян — армянский и советский художник, основатель нескольких музеев, отец современной армянской живописи, проживший почти весь сложный и богатый на исторические события XX век. Детство художника прошло в Приазовье, в донских степях, и хотя в Армению Мартирос попал только в 20 лет, он сразу почувствовал духовную связь и единение с этой страной. Богатая природа, гористая местность, залитые солнцем холмы — всё это стало основным мотивом творчества Сарьяна. Но главной изюминкой его работ всегда оставались люди и их простая жизнь в живых жёлто-сине-зелёных пейзажах. В Армении Сарьян словно нашёл то, что давно искал:

«Караваны верблюдов с бубенцами, спускающиеся с гор, кочевники с загорелыми лицами, уличная жизнь пёстрой толпы; тёмные миндалевидные глаза армянок — всё это было настоящее, о чём я грезил в детстве».

«Горы. Армения» 1923

Мартирос Сарьян получил образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а его учителями были молодые импрессионисты Валентин Серов и Константин Коровин, совершенно разные, но бесспорно талантливые педагоги. 

После обучения Мартирос много путешествовал по странам Ближнего Востока. Эти поездки обогатили его визуальный опыт и помогли раскрыть свободу красок и цвета после нескольких лет строгой академичности в художественном училище.

«Идущая женщина» 1911

Спустя годы творческих поисков, к молодому художнику пришла известность. В 1910-м году Третьяковская галерея приобрела несколько картин Мартироса Сарьяна: «Глицинии», «Фруктовая лавочка в Константинополе», «Улица. Полдень. Константинополь»

«Глицинии» 1910
«Фруктовая лавочка» 1910
«Улица. Полдень. Константинополь» 1910

Знакомство с будущей женой Лусик привело к тому, что Мартирос ещё больше погрузился в культурно-общественную жизнь Армении. После Октябрьской революции он создал Армянский краеведческий музей и стал первым директором Армянского краевого художественного музея в Ростове-на-Дону. В Ереване Сарьяну доверили организацию различных культурных учреждений и Комитета по охране памятников страны. 

Ещё через несколько лет картины Мартироса Сарьяна стали экспонироваться на выставках в Венеции и Париже, где их высоко оценили европейцы за загадочную восточную самобытность. 

Но не всё в жизни Сарьяна складывалось гладко. Художник написал множество портретов армянских государственных и творческих деятелей – своих друзей, знакомых, хороших коллег. Приближались страшные годы репрессий, и в 1937-м году были сожжены портреты тех из них, кто попал в «чёрный список» или был признан врагом народа. Советские власти обвиняли Мартироса в формализме. Мрачность и несправедливость происходящего подавили моральное состояние Сарьяна, но он продолжал творить. Рассказывая о дедушке, Рузан Сарьян с гордостью отметила:

«Он умел быть свободным, даже тогда, когда в стране царила безысходность, когда его душили и травили чиновники от искусства, когда его обвиняли в безыдейности и формализме».

Несмотря на трудности, с которыми пришлось столкнуться художнику, его творчество стало неотъемлемой частью советской живописи XX века и подняло армянское изобразительное искусство на новый уровень. Мартирос Сарьян мечтал открыть небольшую галерею своих работ в Ереване, и в 1967-м году при жизни художника по особому решению правительства Армении такое место появилось.

С 2004-го года Рузан Сарьян является директором Дома-музея Мартироса Сарьяна и продолжает семейное дело вместе с сестрой Софьей, которая занимает должность главного хранителя музея.

Источник: официальный сайт Дома-музея М. Сарьяна

При ведении собственного музейного дела, как его называет сама искусствовед, Рузан Сарьян во многом старается «слушать» дедушку и пытается представить, как бы он поступил в том или ином случае:

 «Сарьян до сих пор помогает нам организовывать работу, он словно ведет нас и показывает в каком направлении должен развиваться его музей».

Такая правдивая и яркая история двух поколений одной большой творческой семьи вдохновила нас на создание совместной коллекции ART FLASH с домом-музеем Сарьяна. Мы хотим показать торжество цвета и света на одежде и воплотить идею свободного и честного искусства — того искусства, которое всегда стремился создавать Мартирос Сарьян.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.