Окунаемся в мир инсталляций, которые призваны привлечь внимание человека к миру природы.
В конце 1960-х годов на фоне протеста против доминирования культа потребления в искусстве и борьбы за экологию в США появляется направление, вдохновлённое идеями концептуализма, минимализма и модернизма – ленд-арт. Многие художники начали делиться своим творчеством вне стен музея, а холстом для них стала сама природа. Скульпторы начали покидать свои домашние студии и выходить в открытые пространства: творить в парках, на берегу моря или реки, в лесах и полях. Всё ради одной цели – обратить внимание зрителей на окружающий их мир. Произведения ленд-арта создаются в основном с помощью камней, веток, ракушек, песка, других природных материалов и не только.
Одними из выдающихся художников этого направления стали Христо Явашев и его жена Жан-Клод де Гийебон, которые на протяжении многих лет вместе воплощали в жизнь свои самые необычные фантазии и задумки. Их руками были созданы следующие знаменитые работы: «Окружённые острова» в заливе Бискейн, «Занавес долины» в Колорадо, «Плавучие пирсы» на озере Изео, «Зонтики» в Японии и США.
На реализацию проекта «Окружённые острова» потребовалось три года, в течение которых под руководством этих проектировщиков морская и сухопутная команды собрали 40 тонн различного мусора вокруг островов. В мае 1983 года задумка мастеров была реализована: острова площадью более 600 кв. метров окружили плавающей ярко-розовой полипропиленовой тканью, которая гармонично сочеталась с насыщенно зелёным цветом тропических островов и тёмно-бирюзовым оттенком Бискайского залива. Этот проект просуществовал две недели, а после был демонтирован.

Ещё одна не менее интересная идея – «Плавучие пирсы», которую Христо Явашев реализовал после смерти своей жены. Со своей командой проектировщик протянул жёлтую тропу в 5,5 км, которая соединила острова Монте-Изола и Сан-Паоло. Для воплощения такого масштабного проекта потребовалось 220 тыс. кубиков из полиэтилена и 100 тыс. кв. м. жёлтой ткани. Сам Явашев отмечал: «Те, кто ходил по ним, чувствовали себя так, словно шли по воде или, возможно, по спине кита». «Плавучие пирсы» украшали озеро Изео 16 дней, после чего проект был разобран, а материалы переданы на переработку. Подробнее узнать о творческом пути пары Христо Явашева и Жан-Клод де Гийебон можно в нашем материале.
«Плавучие пирсы» (Христо Явашев, 2016) «Занавес долины» (Христо Явашев, Жан-Клод де Гийебон, 1972) «Зонтики» (Христо Явашев, 1984-1991)
Для создания своих произведений мастера ленд-арта тратят много времени и сил на поиск подходящего места, где их задумка гармонично бы вписалась в ландшафт, а само произведение могло увидеть неограниченное число людей. В этом заключается одна из особенностей этого направления – оно доступно каждому, так как находится под открытым небом и ограничено только временем своего существования.
Мы уже отмечали, что некоторые проекты ленд-арта существуют непродолжительный срок: у художников не стоит задача увековечить свои произведения, их цель – обратить внимание человека на живописность природы и необходимость её сохранения.
«Знаете ли вы, что у меня нет произведений искусства, которые существуют до сих пор? Они перестают существовать, когда заканчивается срок их показа. Я думаю, нужно иметь в разы больше мужества, чтобы создавать вещи, которые исчезнут, а не вещи, которые останутся»
Христо Явашев
«Спиральная дамба» другого значимого художника этого направления – Роберта Смитсона существует уже более 50-ти лет на берегу Большого Солёного озера в штате Юты. В основе конструкции спиралевидной формы – чёрный базальт, со временем волны украсили эту дамбу морской солью, из-за чего она приобрела сероватый оттенок. Когда начинается прилив, вода в озере поднимается и скрывает необычное произведение. Это место проектировщик выбрал из-за красного цвета воды, который образовался благодаря большому скоплению там водорослей и бактерий.

В 2016 году рядом с музеем искусства и архитектуры в Новом Ханаане, штата Коннектикут Яёи Кусама поместила в пруд сотни сверкающих серебряных шаров. Созданная инсталляция получила название «Сад нарциссов». Этот сад красиво видоизменялся благодаря дуновению ветра и течению воды. Невероятно разнообразному и яркому творчеству Яёи Кусамы посвящен наш отдельный материал.

За свои готовые инсталляции мастера ленд-арта в основном не получают прибыль, но многие из них продают фото- или видеоматериалы процесса своей работы над проектами. Сегодня это течение ландшафтного дизайна очень популярно: ежегодно в многих странах по всему миру проходят фестивали ленд-арта.
«Солнечная экологическая система» (Антонио Макка, Флавио Масси, 2010) «Охотница» (Кемптон Касл)