Картинка

Ларри Гагосян: человек с прозвищем «мега-дилер»

Владелец самой большой сети галерей в мире.

Ларри Гагосян родился в Лос-Анджелесе в 1945-м году, его бабушка и дедушка  были выходцами из Армении. Отец работал бухгалтером, а мать Энн Луиза – актрисой и певицей . Гагосян был далёк от творческой среды художников, но к работе в сфере искусства его привело визуальное восприятие мира:

«Я очень визуальный человек, будь то красивая женщина или красивая картина. Мне нравится, как всё выглядит».

Ларри Гагосян с коллекционером Дэниелом Вольфом, 1994. Источник: The Wall Street Journal

Гагосян окончил факультет английской и американской литературы Калифорнийского университета. После выпуска молодой человек недолго проработал в William Morris Agency – крупном голливудском агентстве по найму актёров, но спустя год был уволен:

«Это было похоже на поножовщину в телефонной будке», – говорит сейчас Гагосян. «У меня просто не было такой ДНК, чтобы работать в офисе. Что бы я ни собирался делать, я собирался сделать это сам».

Образование историка искусства арт-дилер никогда не получал, зато у него рано проявились черты предпринимателя: он скупал плакаты за $2, помещал их в рамку и продавал за $15:

​​«Я мог бы продать что угодно; это могли быть пряжки для ремней. Это было просто что-то, что можно было продать», — комментирует Гагосян.

В мир современного искусства молодого и амбициозного Ларри Гагосяна привёл Лео Кастелли, который помогал начинать карьеру таким крупным художникам, как Виллем де Кунинг, Роберт Раушенберг, Джаспер Джонс, Джексон Поллок и Ева Гессе. Так ещё никому не известный Гагосян стал протеже самой влиятельной фигуры арт-рынка того времени. Кастелли знакомил Гагосяна с художниками, клиентами, дилерами и учил его управлять галереей, в которой творцы и их интересы стоят на первом месте.

Ларри Гагосян и Лео Кастелли. Источник: Artnews

К началу 1980-х Гагосян стал быстро развивать свой бизнес, перепродавая предметы современного искусства. В 1980-м году он открыл первую галерею в Лос-Анджелесе. Куратор и писательница Колли Леваллен помогала Ларри организовывать выставки. Она вспоминала:

«Он мало что знал, но, конечно, быстро научился. У него были хорошие инстинкты до того, как он получил знания, и эта интенсивность всегда была рядом. Он читал, читал и читал. Он обладал огромной энергией и необычайными амбициями. Как только он решался на что-то, его уже было не остановить».

В относительно короткие сроки Гагосян начал показывать художников Кастелли, например Фрэнк Стелла. С помощью Леваллен Гагосян показал работы новичков, включая Виджу Селминс, Алексис Смит и Элин Циммерман, которые теперь широко известны. Он также проявил большой интерес к фотографии и устроил выставки работ Ричарда Аведона и Ральфа Гибсона.

В 1980-х Гагосян в галерее Аннины Нозеи увидел «взрывоопасные» экспрессионистские работы молодого художника. Он купил все три произведения, заплатив за каждое $3000. Это был Жан-Мишель Баския, в котором арт-дилер сразу разглядел большой потенциал. В следующем году Баския переехал в дом Гагосяна на Венис-Бич и основал там свою студию.

«Через месяц после того, как [Баския] переехал в дом, он говорит: “Моя девушка собирается пожить у нас”. И я думаю: “Боже, сейчас всё идёт хорошо — я не знаю, смогу ли я с этим справиться. И я спросил: “Ну, а кто она такая? Как её зовут?” “Мадонна”. Я спросил: “Мадонна, что это за имя такое?” И я никогда не забуду: Баския говорит: “Она будет самой большой поп-звездой в мире”.»

Сейчас Гагосян владеет 19-ю галереями по всему миру. Это самое большое количество среди его конкурентов. Неиссякаемая копилка достижений арт-дилера продолжает пополняться с каждым годом: он представляет и продвигает ошеломляющий список современных художников, включая Сая Тумбли, Роя Лихтенштейна, Альберто Джакометти, Ансельма Кифера, Дэмиена Хёрста, Хелен Франкенталера и Зао Ву-Ки. Он также управляет поместьями Пабло Пикассо, Энди Уорхола и Уильяма де Кунинга.

Ларри Гагосян и Дэмиан Хёрст. Источник: Tatler

За время своей карьеры Ларри Гагосян выработал два инновационных подхода к продаже современного искусства. Он был одним из первых, кто начал устраивать большие исторические выставки музейного качества в стенах частной галереи. Например, показал работы представителя барокко Питера Пауля Рубенса в 1995-м году. Также Ларри был первым крупным галеристом, который в условиях глобализации, создал бренд, охватывающий мир. Шесть выставочных пространств Гагосяна находятся в Нью-Йорке, три — в Лондоне, три — в Париже, три — в Швейцарии, по одному — в Риме, в Афинах, в Гонконге и в Беверли-Хиллз.

Коммерческий мир искусства, в котором мы живём сейчас, во многом обязан Гагосяну. Однако его нередко обвиняют в агрессивном подходе и заинтересованности в искусстве исключительно с точки зрения финансовой выгоды. Сам арт-дилер уверяет — это его преимущество:

«Я думаю, что если вы не будете агрессивны в бизнесе, то далеко не уйдёте. Это единственный способ, которым я могу функционировать. Агрессивность не означает, что вы ведёте себя как монстр. Это означает, что вы оппортунист, устремлённый в будущее. Двигаться вперёд, продвигаться только вперёд – вот мое представление об агрессивности».

Ларри Гагосян в Нью-Йорке, 2012. Источник: Interview Magazine

На вопрос «Что нужно, чтобы стать отличным арт-дилером?» человек, который работал с Энди Уорхолом, Джеффом Кунсом, Ричардом Серра и Майком Келли, отвечает:

«…страсть, сосредоточенность, тяжёлый труд и с точки зрения моей профессии, приличный глаз».

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.