Краткий гайд по терминам: модерн, постмодерн, модернизм и постмодернизм

В чём отличие, как их запомнить и правильно использовать.

Перечисленные в заголовке этой статьи -ерны и -измы встречаются нам изо дня в день. Их можно услышать где угодно: от бытовых разговоров до политических дебатов. Однако люди зачастую просто не понимают значения этих терминов. Команда ART FLASH решила разобраться в смыслах и различиях между ними.

«Композиция VIII» (Василий Кандинский, 1923)

 Модернизм и модерн – в чем разница?

В конце XIX – начале XX века многим художникам и ценителям искусства наскучил академизм, и среди авторов начались поиски новых форм, стилей и смыслов. Так сложилось направление, получившее название «модернизм». Его представителей объединяла вера в то, что человек может создать новое общество, основанное на идеях разума и прогресса, отказавшись от всех традиций и опыта предшественников. Это стремление проявлялось по-разному и художники не сходились в едином стиле. В итоге, внутри течения модернизма образовалось множество отдельных направлений: импрессионизм (Клод Моне), постимпрессионизм (Ван Гог), абстракционизм (Василий Кандинский), сюрреализм (Сальвадор Дали) и многие другие, в том числе, модерн.

«Юдифь и Олоферн» (Густав Климт, 1901)

Модерн – это конкретный стиль в искусстве. У него, в отличие от разрозненного течения модернизма, есть чёткие отличительные признаки. Например, произведения модерна можно узнать по ярким изогнутым линиям, а также по образам растений в композиции и орнаменте. Эти черты модернисты позаимствовали у художников древних цивилизаций и японских гравёров. Больше всего особенности стиля проявились в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве, хотя среди известных представителей были и  живописцы, например, австрийский художник Густав Климт.

Постмодерн и постмодернизм – что изменилось?

Постмодернизм, как и модернизм, представляет собой не отдельное направление, а совокупность течений, объединённых общими идеями. Однако  модернисты и постмодернисты противостоят друг другу в теоретической части.

Во второй половине XX века начинается кризис модернизма. Во многом благодаря работам Маркса, Ницше и Фрейда стало ясно, что иногда человек не властен даже над самим собой, и поэтому он не способен подчинить внешний мир своему разуму. Окончательно разрушило модернистские теории ещё одно осознание: всё, что можно создать, уже было создано и задача современного творца – не отрицать труды предшественников, а умело их переработать. Так и возникли новые движения в искусстве, одно из которых – постмодерн.

«Сандро Боттичелли, Рождение Венеры» (Энди Уорхол, 1984)

Постмодернисты отказались создавать какой-либо универсальный канон, поэтому выделить общие стилевые черты в их творчестве очень сложно. И всё же они есть: в первую очередь, произведения постмодернизма выделяются особой свободой самовыражения. Авторы могут смешивать разные художественные стили и даже виды искусства в рамках одного произведения, включать привычные, традиционные образы в новый контекст, переосмыслять их или иронически обыгрывать. Часто такая свобода действий приводит к тому, что художники создают демонстративно скандальные и эпатажные работы.

«Святая троица» (Дэмиен Херст, 2000)

Теперь разница между схожими на первый взгляд понятиями прояснилась. Или не совсем? Закрепить пройденное поможет схема, составленная командой ART FLASH.


Warning: Illegal string offset 'status' in /var/www/u1139998/data/www/artflashmagazine.ru/wp-content/themes/artflash/single.php on line 195
подписка на журнал
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку, чтобы всегда оставаться в курсе новостей искусства и моды