«Каждый из нас пребывает в своём мире иллюзий»

Recycle Group о творчестве, технологиях и будущем современного искусства в России
Андрей Блохин
Георгий Кузнецов

Арт-дуэт Recycle Group успешно работает вместе уже более 10 лет. За это время художники успели стать лауреатами Премии Кандинского, создать российский павильон для 57-ой Венецианской биеннале и представить миру множество необычных произведений, таких как крест в виде логотипа Facebook или саркофаги в виде мусорных баков.

Недавно на территории «Винзавода» открылась их выставка New Nature, которая летом 2021 года проходила в петербургском «Манеже». Там были представлены как новые, так и старые работы арт-группы. ART FLASH поговорил с Андреем и Георгием о начале творческого пути, вдохновении и их взгляде на искусство.

История вашей арт-группы началась в 2008 году с первой выставки в Центре современного искусства МАРС. Эта экспозиция не только стала началом совместной работы, но и дала название вашему дуэту. Пробовали ли вы до этого устраивать персональные выставки? И почему тогда решили провести экспозицию как арт-дуэт?
 
Андрей: До этого мы делали каждый свои работы, но периодически советовались друг с другом. Мы много общались насчёт творчества, нам обоим было интересно одно направление в искусстве и в какой-то момент мы просто решили, что надо сделать совместную выставку.
 
Вы уже больше 10 лет работаете вместе. Какие главные правила совместной работы вы для себя определили?
 
Андрей: Никаких правил. Наше главное правило – работать.
 
Хорошо, а как вы договариваетесь в спорных ситуациях и разрешаете противоречия?
 
Андрей: У нас в работе царит принцип демократии, если одному из нас не нравится проект, то мы его не делаем. Ещё мы придерживаемся принципов «критикуешь – предлагай» и «любая критика должна быть аргументированной». Если кому-то не нравится какая-то идея или какой-то ход, то он должен объяснить свою позицию. Точно также, когда кто-то хочет внести изменения в работу или применить тот или иной ход, он аргументирует это решение.
Почему вы решили материализовать свои идеи и размышления именно как скульптуры и барельефы? Почему не какой-то другой вид изобразительного искусства?
 
Георгий: Не барельефами, а больше инсталляциями, причём объёмными. Нам всегда было интересно работать с пространством и делать что-то объёмное. Если же что-то не получается сделать в объёме, то это можно воплотить в 3D, на экране.

Этап работы с картинами мы изначально понимали: наши родители художники, и у нас самих классическое живописное образование. В работе мы не пренебрегаем этими знаниями, но всё же объёмные произведения нам интереснее и выставки мы делаем в основном с 3D-инсталляциями и скульптурами.
 
В большинстве ваших работ вы совмещаете физический мир и виртуальный: фрагмент ваших экспозиций можно увидеть только благодаря смартфону. Какая часть работы при этом кажется вам более важной – виртуальная или реальная?
 
Андрей: Каждый из нас пребывает в своём мире иллюзий и никто не в силах посмотреть на мир и, вообще, на любой объект со всех возможных ракурсов и углов. В наших работах, наоборот, чтобы понять произведение, нужно постоянно двигаться либо вокруг неё, либо из одной реальности в другую: из реальной в виртуальную.

При этом, видя одну из сторон, зритель упускает другую. Это неизбежно: выбирая что-то одно, ты теряешь что-то другое. И это тоже идея наших работ.
 
И то есть более важное здесь выделить нельзя?
 
Андрей: Нельзя выделить, и даже можно сказать больше: мы всегда совмещали в творчестве две реальности. Начиная с самой первой выставки у нас всегда были виртуальные истории. Один из первых проектов – это были SMS-коды. Тогда для пополнения мобильного нужно было покупать карточки, стирать с них код и отправлять SMS на заданный номер. В то время мы делали проект с виртуальными единицами счастья: мы предлагали загрузить на свой телефон эмоции и то, что невозможно посчитать. Фактически это первый блокчейн. Первое цифровое искусство в нашем репертуаре.

«...видя одну из сторон, зритель упускает другую. Это неизбежно: выбирая что-то одно, ты теряешь что-то другое. И это тоже идея наших работ».

Большинство размышлений в вашем творчестве направлено на изучение отношений человека и технологий. Считаете ли вы, что это новая «вечная» тема творчества?
 
Андрей: Это всегда была единственная тема. То, как человек развивается на протяжении веков, изменения в его сознании, в обществе и вообще в любой сфере человеческой жизни являются как бы триггером для художников, чтобы создавать.
 
Как вы можете оценить отношения человека и технологий? Считаете технологии, скорее, злом или наоборот помощью человечеству?
 
Георгий: Для нас технологии – это новые кисточки, а для мира это каждый раз по-разному.

Андрей: Такая же вещь, как инструмент.

Георгий: Вопрос соли и перца, чем больше вы посолите блюдо или поперчите.
 
Считаете ли вы, что в будущем искусство будет невозможно без виртуального пространства? Или физический мир с нами навсегда?
 
Андрей: Мы уже сейчас живем в мире, где многим людям виртуальный мир уже заменил настоящий: реальные переживания, и опыт. И в этом нет ничего страшного, просто это наша реальность.
 
В интервью Forbes вы согласились с тем, что ваша последняя выставка New Nature в Манеже – «документальный портрет эпохи». Тогда какую из работ на этой экспозиции вы можете назвать символом эпохи?
 
Андрей: Наверное, «Ноль» можно считать символом эпохи. Он ознаменовывает некий переход. Это новый символ, который мы искали, словно альтернатива крестика – это нолик, как бы в шуточной форме. В принципе, это начало некого нового цикла, связанного с эволюцией человека, его сознания и с цифровым миром в принципе, то есть сам эволюционный процесс.

«"Ноль" можно считать символом эпохи. Он ознаменовывает некий переход. Это новый символ, который мы искали, словно альтернатива крестика – это нолик, как бы в шуточной форме».

Современное или классическое искусство – что вдохновляет вас больше?
 
Андрей: Из-за того что у нас классическое образование, многие классические работы просто зашиты у нас в подкорке и мы делаем отсылки к ним неосознанно.

Касательно современного мира, то тут важно, где ты находишься и как его видишь в принципе. Можно просто копировать реальность вокруг себя, а можно передавать её через метафоры и символы. Ведь в искусстве задача не в копировании какой-то среды, а в формировании своего видения мира. А оно приходит через разные аспекты, в том числе насмотренность и умение видеть проекции будущего.
 
А кто из скульпторов и художников – современных и классиков – вас вдохновляет? Есть ли кто-то кем вы восхищаетесь?
 
Андрей: Это разное, кем ты восхищаешься и кто тебя вдохновляет. Было очень много крутых художников в разные времена: от Джеймса Таррелла до Микеланджело. Вопрос в том, что они творили в разных направлениях и стилях, которые нельзя сравнивать.
 
Хорошо, тогда назовите 3 художников, которые вам больше всего нравятся.
 
Андрей: Таррелл, Микеланджело…

Георгий: Гормли.

Андрей:. Тебе – Гормли, но есть ещё Каттелан, он классный. Сейчас это те, кто нам нравятся. Но ответ на этот вопрос каждый раз меняется: в этот период у тебя один любимый художник, потом – другой.
В 2020 году вы установили в парке «Краснодар» свой первый паблик-арт – сначала скульптуру «Геолокация», а затем барельеф «Искусственная среда». В каких городах и местах России (или может даже мира) вы бы ещё хотели выставить свои монументальные скульптуры? И чтобы это могло быть? Какие проекты вы вообще планируете выпустить в ближайшее время?
 
Андрей: Мы всё время работаем над проектами. Это как раз именно то, чем мы занимаемся: делаем достаточно много эскизов и генерируем идеи. У нас есть разные идеи в совершенно разных локациях и в России, и в Европе. И мы стараемся реализовывать максимум своих идей: что-то у нас получается, что то нет. И думаю, что скоро вы сможете увидеть какие-то наши новые проекты.
 
А нет какого-то проекта мечты, который вы бы хотели реализовать?
 
Андрей: Я думаю, что нет. Потому что мечта, это такая вещь, которая всё равно меняется. Нельзя сказать, что ты хочешь поставить скульптуру на главной площади какого-нибудь известного города.

Когда ты создашь произведение, тебе начнёт казаться, что этот объект уместнее в другом месте. Это часть работы со средой, причём немаловажная, потому что среда задаёт контекст работы.
 
Что, на ваш взгляд, ждёт современное искусство в России?
 
Георгий: Успех!

Андрей: Да, успех. А что ещё может ждать, когда в России творят так много художников? Сейчас наметился какой-то положительный вектор: в стране творят большое количество авторов и рано или поздно их усилия превратятся во что-то хорошее.
Автор материала
Фото: Надежда Павлова, Instagram @recycleart
партнеры
подписка на журнал
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку, чтобы всегда оставаться в курсе новостей искусства и моды