Картинка

Как создавался Арракис и вселенная «Дюны»

Рассказываем о костюмах, музыке и визуале одной из самых громких премьер этого года.

Недавно на экраны вышла вторая часть блокбастера Дени Вильнёва о приключениях Пола Атрейдеса на планете Арракис. Богатая на детали вселенная «Дюны» сочетает в себе различные визуальные и звуковые эстетики, а также операторские и художественные решения. 

Костюмы

Помимо больших кассовых сборов , на счету «Дюны» титул обладателя самого дорогого костюма в истории кинематографа. Им стало песчано-охристое платье Леди Джессики, в котором она впервые пребывает вместе с сыном, Герцогом Лето и свитой на Арракис. Металлическую золотую сетку, покрывающую лицо и плечи актрисы, плели вручную несколько месяцев. Крайне долго подбиралась и ткань: Уэст хотела найти оттенок специй, которые увидела на рынке в Марракеше. Тем более, что специя для мира романа Фрэнка Герберта является едва ли не ключевой сюжетной деталью.  

Кадр из фильма

Создавая наряды для героев картины, художники Жаклин Уэст и Боб Морган опирались на опыт уже существующих экранизаций и цветовое, ландшафтное решение локаций. 
Так, их основным принципом стала «функциональность»: в отличии от «Дюны» Линча, командой Дени Вильнёва было принято решение не использовать инопланетную стилистику, а сделать одежду максимально пригодной к условиям, в которых существуют персонажи.  Поэтому в костюмах Атрейдесов, родная планета которых дождлива и полна лесов, преобладают тёмно-зелёные цвета. Жители пустынь Арракиса носят серо-песчаные фильтркостюмы, а Харконены с загрязнённой Гьеди-Прайм облачены в чёрное. Примечательно, что практически вся одежда в фильме лишена застёжек — предполагается, что в будущем они просто не понадобятся.  

Кадр из фильма

Подход, использованный в работе над обеими частями «Дюны» Вильнёва, Жаклин Уэст, художник по костюмам, назвала «modival». Это слово появилось, как комбинация «modern» и «medival», означая буквально «современное средневековье» — визуальную эстетику будущего, основанную не на высоких кибертехнологиях, а на переосмыслении и функционализации исторических концепций. Референсомдля парадной униформы Лето и Пола Атрейдесов стал гардероб императорской семьи Российской империи, костюмы Леди Джессики создавались с отсылками на полотна Тициана, а одежда, используемая на Арракисе, сочетает в себе различные арабские культуры.

Кадр из фильма

Музыка

Значительным элементом звучания для саундтреков «Дюны» является флейта. Педро Эсташ, флейтист из оркестра Ханса Циммера, композитора проекта, использовал для записи сразу несколько типов инструмента: армянский дудук и флейту-пикколо, сыграв более 89 дорожек. 
Ханс Циммер зачастую работает с ассоциациями при создании музыки и выдаёт подобные по формулировке технические задания своим сотрудникам. Так Эсташу пришлось играть на манер того, как шелестит песком ветер в пустыне.

Композитором фильма выступил Ханс Циммер — живая легенда киномузыки. Когда он разрабатывал концепцию звучания, то сделал упор на человеческий голос — «единственный инструмент, который был актуален в прошлом, актуален сейчас и будет актуален в будущем». Так, в основе музыкальной темы элитной императорской гвардии сардаукаров лежит горловое пение, а звуковое сопровождение сцен с сёстрами Бене Гессерит записана с помощью женского хора и, подобно сардаукарам, женского горлового пения.

Ханс Циммер

Ханс Циммер — неотъемлемый участник большинства картин Кристофера Нолана, поэтому для зрителей стало большим шоком, что музыку для «Довода» писал другой человек. Сам Ханс в то время был занят разработкой саундтреков для «Дюны». Как большой фанат книжной серии Герберта, он не мог позволить себе делегировать эту задачу.
Основной этап работы выпал на пандемию коронавируса, поэтому команде композитора пришлось идти на различные хитрости: например, записывать звуки отдельно по всему земному шару, а потом сводить их в единую композицию.

Визуал

«Дюна» обладает большим количеством качественных трюков и батальных сцен, снятых «наживую». Самые трудные из них выпали Дункану Айдахо в исполнении Джейсона Момоа — оружейных дел мастеру дома Атрейдесов. Под руководством режиссёра второго плана Тома Стратерса в одной из сцен ему пришлось драться одновременно с двенадцатью каскадёрами. По словам актёра, более тяжёлых физических задач на киноплощадках у него ещё не было. 
Том Стратерс разработал также индивидуальный стиль боя для каждого персонажа в соответствии с их характерами. Так Леди Джессика, способная влиять на человеческую волю, наносит быстрые, точные удары, а Пол Атрейдес предпочитает выжидательную технику.   

Кадр из фильма

Визуал любого фильма определяется операторскими решениями. «Дюна» исключением не стала. Оператором-постановщиком картины выступил Грег Фрейзер, и с режиссёром Дени Вильнёвым они сразу нашли общий язык, поэтому, первая визуальная особенность картины была разработана достаточно быстро. Она заключалась в идее использовать формат IMAX для видений Пола и кадров приключений на Арракисе. Всё остальное было решено снимать в формате 2:35. Таким образом планировалось усилить эффект от демонстрации снов Моат-диба (Пола Атрейдеса).


Кадр из фильма

При разработке художественных экспликаций художник-постановщик картины Патрисс Вермет обратился к пеплумам — историческим фильмам, известным монументальностью декораций. В итоге, в павильонах венгерской студии Origo были выстроены футуристические интерьеры библиотеки на Каладане, где Леди Джессика встречается с Преподобной матерью, парилка Харконненов, а масштабные сцены прибытия Атрейдесов на Арракис сняли на заднем дворе студии. Современный кинематограф насчитывает совсем немного режиссёров, которые отважились на постройку декораций для своих проектов, а не предпочли менее затратную отрисовку таковых в CGI.

Статьи по теме

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.