Картинка

Искусство продавать искусство

Как художники зарабатывали своим творчеством до появления профессиональных арт-дилеров, галерей и аукционов.

Сегодня арт-рынок представляет собой сложнейший комплекс  взаимоотношений между разными игроками. Художники, кураторы, критики, институции и многие другие субъекты рынка искусства имеют в своем распоряжении впечатляющий набор инструментов для купли-продажи художественных произведений. Но так было не всегда.

В Древней Греции заказчиками могли выступать как частные лица, так и полисы. Так, знаменитые скульптурные группы главного храма Афин – Парфенона – были созданы Фидием по заказу лидера афинской демократии Перикла. Однако выплаты великому скульптуру производились из казны города, так как храм предназначался для общих процессий.

В эпоху Древнего Рима индивидуальные заказы стали более частым явлением. Это было связано как с экономическими, так и с социальными и культурными предпосылками. Состоятельные граждане могли позволить себе украшать жилище, укрепляя и подчеркивая свой статус. Также они заботились о памяти семьи, заказывая мемориальную скульптуру и выстраивая целые святилища.

С распространением в Европе христианства положение художника сильно изменилось. В Средние века главными центрами искусства стали монастыри, где анонимные мастера трудились над иллюстрированием богослужебных книг, созданием витражей и других произведений на религиозные сюжеты. Художники даже могли не пересекаться с заказчиками (высокопоставленными клириками, сеньорами и королями) – они были лишь исполнителями их воли и воли Господа.

Довольно долгое время ручной труд (скульптура, живопись) воспринимался наравне с ремесленным. Труд художников не отделялся от труда ювелира или камнетёса. И поэтому, когда начали образовываться цеха и гильдии, художники были вынуждены вступать в них в статусе ремесленников. Цеховая культура не предусматривала индивидуального выполнения работ: когда поступал заказ, мастера могли трудиться над ним все вместе.

Многое  изменилось в эпоху Ренессанса. Художник приобрел статус одаренного человека, не просто выполняющего очередной заказ, а созидающего великое. В это же время развивается меценатство: покровители из богатых семей (например, Медичи во Флоренции) могли приглашать к своему двору наиболее выдающихся художников, постоянно снабжая их заказами. Такие известные гении как Да Винчи, Донателло, Боттичелли могли уже сами решать, за какие заказы им браться, в какой город ехать и чью милость принимать.

Первые попытки создания свободного рынка искусства, близкого к современному, относятся к XVII веку. В особенности это касается Голландии. В результате буржуазной революции 1556-1609 гг. 17 провинций Нидерландов избавились от политического и религиозного господства католической Испании. В результате победы протестантов художники лишились крупного заказчика – римско-католической церкви. В новых условиях появился посредник (маршан), помогающий художнику найти потенциального покупателя, а заказчику – выбрать произведение на его вкус. Это позволило художникам больше не зависеть от пожеланий покровителей и меценатов, но с другой стороны – теперь мастерам необходимо было ориентироваться на требования рынка, что доставляло свои неудобства. Обилие предложений и снизившаяся покупательная способность жителей Нидерландов привели к упадку рынка искусства во второй половине XVII века, из-за чего в том числе в нищете закончилась жизнь Рембрандта.

Появление Академий художеств в XVI – XVII вв. (Академия дельи Инкамминати в Италии, Академия изящных искусств во Франции) способствовало развитию выставочного дела в европейском искусстве. Так, ежегодная выставка парижской Академии изящных искусств – как её называли Салон – была единственной разрешенной во Франции до конца XVIII века. На протяжении полутора столетий экспозиция в зале Лувра была главным «законодателем мод» в живописи и скульптуре. Благодаря Салону художники могли находить заказчиков и покупателей. Также Академия предоставляла государственные заказы и вручала различные премии самым выдающимся художникам.

Несмотря на престижность и всемирную славу Салона, он сильно ограничивал развитие новаций в сфере искусства, не допуская к участию многих свободных художников , отказывавшихся от догм академизма. Так, в результате беспрецедентного отвержения Салоном около 3 тысяч работ в 1863 году появилась одна из первых альтернативных выставок – «Салон отверженных», где экспонировались работы молодых художников, чье целое направление впоследствии назовут импрессионизмом (Эдуард Мане, Камиль Писсаро, Клод Моне).

Конец XIX – начало XX вв. отмечено небывалыми экспериментами в области изобразительных искусств. В это же время индустрия арт-рынка приобретает современные  очертания. Во Франции Амбруаз Воллар создает свою галерею для перепродажи предметов искусства. Частым посетителем его галереи был  знаменитый русский коллекционер Сергей Щукин, собиравший новейшее французское искусство, представленное Матиссом, Пикассо, Дени. Маршаны и меценаты начала XX столетия России и Европы занимались не только купле-продажей работ, но и устраивали выставки, издавали книги и щедро спонсировали самых передовых художников. Также всё большую популярность набирали аукционы,  сегодня являющиеся важной частью рынка искусства. 

Освободившись от многих препятствий на пути создания произведений (вкус и требования заказчика, церковная цензура), сегодня художник имеет несравнимо большее количество вариантов сбыта своего искусства: организация выставок, помощь посредников в виде арт-дилеров или арт-институций, участие в аукционах или самостоятельные продажи через различные интернет-платформы. Однако это не избавляет от ответственности и лишь увеличивает ожидания общественности, которая все чаще требует подтверждения высокого звания – Художник.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.