Картинка

«Жизнь с искусством становится интереснее»: в мастерской Якова Хомича

Рассказываем о творчестве современного художника Якова Хомича.

Яков Хомич – современный художник, чьи работы украшают стены галереи ArtBrut, центра современного искусства Винзавод и других проектов. Мы приехали в мастерскую Якова, чтобы поговорить о его творческом пути, об искусстве и о роли художника в наше время.

Про работы и стиль

Основным источником вдохновения для твоих работ являются детские воспоминания. Всегда ли удаётся воскресить в памяти прошлое? 

Естественно, я не всё помню, но какие-то моменты, образы, пространства, люди остаются в памяти. Я не видел себя со стороны, но мимолётные впечатления из детства навсегда сохраняются. Иногда образы неожиданно всплывают, когда я вижу что-то, проходя по улице. Воспоминание как бы вырывается из глубины и вновь оседает в голове. Если оно сильно меня зацепит, я попытаюсь его воспроизвести на холсте или бумаге.

Ты много раз говорил, что не выносишь повторений. Однако у тебя есть серии работ очень схожих между собой. 

Это правда. При этом, как ни странно, я любитель слушать одну и ту же песню на повторе по тысяче раз. Включаю на фон и потом даже не обращаю внимания.

В плане подхода к картинам меня не сами повторения смущают. Мне не нравится, когда творчество однообразно на протяжении долгого периода времени. Многие ребята несколько лет работают над одной и той же мыслью, идеей и стилистически картины сильно не меняются. С другой стороны, это же их стиль, да? Хорошо, если человек совершенствуется всё больше и больше.

У меня получается по-другому – естественным путём, я не заставляю себя меняться. Например, над тропической темой я работал месяца два-три, периодически к ней возвращался. Но есть какой-то предел, когда ты понимаешь, что нет больше смысла и желания рисовать диких кошек, например.

Фотографии: ART FLASH

А сколько времени ты обычно тратишь на одну работу?

По-разному, в зависимости от картины. Аэрозольными баллончиками работа строится довольно быстро, потому что они мгновенно сохнут, и ты очень быстро понимаешь, когда работа не получается. Такое часто бывает: брызгаешь-брызгаешь и это уже не исправить, иначе нарушишь полностью поверхность холста или бумаги.

Сейчас я работаю маслом, это довольно долго. Продолжительность работы во многом зависит от материала: как сохнет, насколько хорошо прикрепляется к поверхности. Я смешивал акрил с пастелью или с тем же маслом, и иногда возникали казусы —  попадала вода под мазок, и он отходил от холста. Такие форс-мажоры – часть  рабочего процесса, поэтому он может длиться от десяти минут до месяца.

У тебя очень много картин. Как получается работать в нон-стоп режиме? Есть ли у тебя чёткий график работы?

В этом есть доля правды, но я не воспринимаю занятия творчеством как работу. Для меня это хобби, единственное дело, которое мне нравится и на которое мне не жаль потратить время. Я просыпаюсь, и не знаю, чем мне заниматься. Телевизор я не смотрю, книжку могу почитать, но не целый день. А вот рисовать могу с утра до ночи.

Бывает ли, что нет вдохновения и возникает ступор?

Да, но меня это не беспокоит.  Я в любом случае приезжаю в мастерскую, только если у меня нет других дел. Если нет вдохновения, то я навожу порядок, делаю заготовки: натягиваю холсты, заранее готовлю материал, бумагу.

Фотографии: ART FLASH

А как ты пришёл к своему стилю? Есть ли то, без чего ты не видишь свои работы?

У меня нет привязанности к чему-то одному.  Материал подбираю исходя из того, что и как я хочу нарисовать. Например, там висит картинка с барашком. Я мог нарисовать его просто акрилом или маслом, но я хотел передать фактуру, поэтому приклеил вату на холст, а поверх писал маслом и акрилом. Каждый материал  может передать что-то лучше, чем другой. И баллончики, и фломастеры, и карандаши – это инструменты художника, которые он использует для большей эффективности и эффектности. 

У тебя есть и академическое художественное образование. Как ты видишь роль академизма?

На моё творчество академическое образование оказало положительный эффект, но есть и замечательные художники-самоучки, просто одаренные люди. Они в любом случае интересуются, изучают что-то самостоятельно в процессе работы. Полезная практика – копирование других мастеров. Это тоже самообучение.

Академическая база мне очень помогла. У меня был период бунтующего подростка, когда я отказался от всех академических догм – выкинул перспективу, тени. Но я считаю, что этот период был мне полезен. Академизм дал мне больший спектр свободы действия. 

В каких случаях академизм может навредить?

Это зависит от человека, характера, темперамента и цели. Кого-то академизм ограничивает, художник боится переступить через рамки классической живописи. Важно не какими техниками живописи владеет художник, а какой посыл заложен в его работах. 

Часто бывает, что твои идеи оказываются не новыми?

Постоянно. Но нужно разделять повторения и заимствования. Есть вещи, которыми вдохновляешься, и даже если ты не хочешь напрямую цитировать, ты в любом случае подсознательно на холст переносишь детали, манеру художника. Это путь заимствования, обратный забвению – ты постоянно воскрешаешь то, что уже было. Это даёт возможность идти вперед.  При этом нужно добавлять что-то своё обязательно. Так твоя работа не будет похожа точь в точь, но зрителю она будет ближе, потому что он скажет: «О, а это напоминает мне Матисса». В этом нет ничего плохого. 

Сейчас многие буквально воспроизводят Матисса, его бумажные коллажи стали очень популярны; или Фрэнсиса Бэкона, Баскию, но получается в разы хуже. В этом, конечно, нет смысла. Но когда ты подкрепляешь собственное видение бэкграундом в виде творчества другого художника или отдельно взятой картины, то работа становится богаче, масштабнее, появляется связь между мирами и временем. И зрителю, и самому художнику приятнее смотреть  – он видит историю, даже если не догадывается, откуда возникла та идея или деталь.

Если говорить про твой стиль, ты говорил, что нашёл его, когда увлёкся мемами. Как ты считаешь, сильно ли повлияла поп-культура на современных художников? 

Каждый холст – меланж, салат. Человек всё равно никогда не изобретает. Это входит в связку.  В наше время появилась веб-культура, которая идёт параллельно с массовой. Её невозможно избежать – это огромная гора, которую не обойдёшь. Многие академисты продолжают рисовать совковые или постсовковые работы. Добавляют только мобильный телефон на холст, но это выглядит грустно. А тут такой клад знаний, такой доступ к информации: и к прошлому, и к настоящему. Ты можешь путешествовать, при этом вообще не выходя из дома. Знакомиться с культурой разных стран с помощью тех самых мемов. 

Я как-то увлёкся: постоянно листал мемы, что отразилось в работах. Иногда я буквально перерисовывал или добавлял свою фразу. Мне было интересно перенести часть цифрового искусства на традиционную поверхность – холст, бумагу. В этом тоже есть какая-то шутка, мне кажется.

Фотографии: ART FLASH

Тебе было бы интересно рисовать в графических программах, редакторах?

Да, я об этом думал, но пока руки не дошли. Хотел сам делать мемы. У меня хорошая насмотренность, и я кажется понял, как это делается. Но сделать мем-шедевр дорогого бы стоило. Это моя маленькая мечта.

Если говорить о заимствованиях, чем или кем ты вдохновлялся в последнее время?

Да эти люди и не менялись. Если говорить о художниках прошлого, то это те же, кого я любил год назад, десять лет назад – они постоянно всплывают в памяти. Я вдохновляюсь повседневной жизнью. Со временем присутствие в мире обогащается. Многое беру из книг и фильмов: цитаты, образы.

Источники вдохновения меняются, но всегда есть желание идти дальше и пробовать что-то новое. Почему я так много рисую? Я не заставляю себя приходить в девять утра в мастерскую. Если не идёт, то не идёт, это нормально. Просто всегда есть, о чём сказать или себе ответить на вопросы. 

Всегда есть, о чём сказать или себе ответить на вопросы

Про среду и окружение

Твой брат тоже художник. В детстве ты часто ходил в театр, на выставки. Можно сказать, что ты вырос в творческой среде?

Да, мой отец тоже художник, причём самоучка, а также дизайнер и декоратор. 

Считаешь ли ты, что это повлияло на твой выбор профессии?

Естественно. Как минимум родители запихнули меня в школу с художественным уклоном. Я в то время ничего не выбирал, к рисованию относился равнодушно. Потом случались психозы, истерики: все ребята заканчивают в 12 часов и идут домой, а я учился до шести-семи вечера. Привыкал к такому режиму долго. Я понял, что мне нравится рисовать не так давно – на первом курсе колледжа. Тогда у меня впервые получилась работа, которая мне самому понравилась.

У тебя не было особой инициативы рисовать изначально?

Сам для себя я что-то рисовал, но не сказать, что с большим энтузиазмом – мне хватало занятий в школе, за рамки учёбы рисование почти не выходило. У меня были обычные детские желания. Хотелось поиграть в компьютер, в приставку, погулять с друзьями. Мне совесть не позволяла совсем забрасывать. У меня нет синдрома отличника, но я не очень люблю расстраивать людей. Иногда я делал через силу, просто потому что надо. Такими трудами, через сложности стало намного легче. И сейчас я рисую по собственному желанию. 

В одном из интервью ты говорил, что создавал соцсети, чтобы выкладывать работы. Ты даже переживал, что слишком много постишь. Влияет ли на тебя оценка друзей?

Понятно, что мои работы не могут понравиться всем, но мне интересны разные отзывы. Я стараюсь показывать кругу близких, чьё мнение мне важно. Я точно знаю, что они не будут лишний раз перехваливать – это мне как раз не нужно. Просто интересно, что они скажут. Мой главный помощник и советник – брат. Ему я доверяю полностью. 

Важно показывать работы. Какой смысл, если они будут на полке лежать? Я рисую для себя, но мне хочется поделиться. Может, человек что-то добавит или подкинет идею. Меня это вдохновляет на продолжение работы.

А хейтеры пишут?

Да нет, я же не такой известный и популярный. Хейтеров нет. Я, слава богу, не сталкивался.

Фотографии: ART FLASH

Про преподавание

Ты рассказывал, что тебе сложно было найти общий язык со многими преподавателями. Потом ты сам вёл курсы. Почему не захотел продолжить преподавание?

Очень тяжело. Я после этого зауважал всех педагогов. Даже плохих. Нет, шутка, плохих не особо. Но я понял, насколько это сложно и физически, и морально. У меня было не так много часов, четыре-пять часов в неделю, но это было очень тяжело. Много ребят, к каждому нужно подойти, что-то подсказать. А я же могу и ошибиться, и опоздать. Это огромная ответственность. Такой труд должен хорошо оплачиваться. Я не ради зарплаты туда пошёл, но мне было интересно попробовать. 

А ты чувствовал отклик от ребят?

Да, ребята были все очень хорошие. Многие особо не рисовали, но им 16-17 лет, многие были не уверены, хотят ли они вообще в будущем рисовать. Я к ним без претензий относился, понимал, что может им это не очень близко. Многие сами делали задания вдвое больше. Это круто. Я никого не заставлял. Кто-то мог прийти по незнанию, чего он хочет в жизни, но это не его вина. Он пробует, ищет.  Со всеми было легко общаться. 

Кто-то мог прийти по незнанию, чего он хочет в жизни, но это не его вина. Он пробует, ищет. 

У тебя были тяжёлые преподаватели?

Во ВГИКе, но не то, чтобы тяжёлые. Просто прийти к консенсусу было сложно. У многих была такая траектория – ни направо, ни налево никогда в жизни не свернут. Свойство закостеневшего человека, не важно в какой среде – художественной, научной – это минус для самого человека. 

У тебя не было желания поменять подход преподавателя?

Да, я пытался со многими ребятами . Тем более я был очень молодой педагог, мы с ними на «‎ты»‎ разговаривали. Но я не самый лучший пример, так как не справлялся со многими вещами.

Про сотрудничество

Важно ли художнику встретить своего куратора, нужную галерею, чтобы работы обрели ценность и популярность?

Важно, конечно. Если писать картины, даже очень хорошие, и не получать никакую зарплату базово на еду, воду, бензин – становится тяжело. Ты уделяешь меньше времени искусству и ищешь сторонний заработок.

Мне очень повезло в этом плане. Первой галерее ArtBrut я написал в Инстаграме: «‎А можете посмотреть мои работы?»‎. Они меня приняли, и мы до сих пор с ними сотрудничаем. Сейчас мой друг Артём мне предложил помогать в плане продвижения, менеджмента. Ему было интересно попробовать что-то новое, я с радостью принял предложение.

Поначалу мне было неловко писать первые сообщения, но я потом подумал: «‎а почему нет». Я ещё нескольким писал, но ArtBrut мне сразу ответили, а остальные, я уже не помню, как-то потерялись. И я попал в хорошую галерею. На следующей неделе уже что-то продали. И потихоньку пошло. 

В ковид было тяжко. Во время первой волны. Зато я написал очень много картин. Меня вообще никто не трогал, никто ничего не покупал. Было грустно‎, но я просто рисовал.

Какой совет ты бы мог дать начинающим художникам, которые хотят сделать творчество основной деятельностью?

Взять и написать. Стивен Кинг обошёл больше 30-и издательств, кажется, чтобы его книги напечатали. Я брал с него пример. Стоит пробовать, и кто-то обязательно ответит. На первый, десятый или 31-й раз. Это не так сложно, написать письмо и прикрепить несколько работ.

В твоём портфолио много конкурсных наград. Тебе это помогло «нащупать» направление, куда двигаться дальше. Считаешь ли ты эти награды сигналом, что ты верно двигаешься?

Да, большинство из них учебные. Конечно, это классное подспорье. Получил наградку, медальку, дипломчик, это давало толчок учиться дальше. Если говорить о колледжных временах, то помогало не бросать учёбу как минимум. Но такие бонусы со стороны очень приятные: я понимал, что, наверное, делаю что-то хорошее, даже если мне тогда так не казалось. До сих пор все выставки, ярмарки, куда я попадаю, имеют большое значение.

Не так давно винный дом «‎Фанагория» представил коллекцию вин с этикетками от современных художников. Понравился ли тебе опыт коллаборации и важно ли для тебя участие в подобных проектах?

Мне очень понравилось. Это все благодаря куратору и редактору Объединения Марине Анциперовой. Мы с ней хорошо дружим, она меня постоянно куда-то приглашает. Я уехал во Францию на месяц, когда началась мобилизация. Каждый день там рисовал. Она увидела в инстаграме* картинки – пейзажи Анси, закаты, озеро, Альпы. И говорит: «‎Это идеально для вина». Самое забавное, мне не пришлось ничего придумывать – я просто вышел на улицу вечером, нарисовал пять картин, и одну из них выбрали для этикетки. Всегда бы так было. 

Источник: АВВР

Нет такого, что техническое задание ограничивает или, наоборот, это возможность попробовать что-то новое?

Я люблю, когда есть рамки, но дырявые. РБК – хороший пример (примечание: Яков делал обложку для номера «РБК Стиль» в 2022-м году). Мне сказали – рисуй, что хочешь. Но номер был зимний, праздничный, новогодний и обложку хотели сделать светлую, добрую, наивную. Я отталкивался от заданных рамок и присылал разные варианты. Для меня такой формат работы – большой плюс.

Про искусство

Согласен ли ты с установкой, что искусство – это нечто элитарное, недоступное для общего понимания? 

Мне кажется, это никогда не было правдой. Искусство – широкое понятие: это и народный промысел, и глиняные статуэточки, и платочки. Человек сам выбирает, что для него искусство.

Я сам коллекционирую всякие старые вещички. Если мне что-то понравится, то я это куплю, несмотря на цену. Если у меня, конечно, хватает с собой денег. Я шпагу из Рима привёз. За неделю до первого ковида. В Турции я нашёл старую керамическую тарелку, бронзового лебедя-открывашку, начала ХХ века. Обожаю. Зачем это мне нужно, не знаю, пользоваться жалко, но мне история таких вещей нравится. И современное искусство я нет-нет да куплю картинку. Нужно всё равно иметь интерес, чтобы такие вещи покупать. Смотреть современные галереи. Нужно прилагать усилия. 

Многие работы интерпретируют по-разному. Считаешь ли важным донести до зрителей авторский замысел?

Как художник, ты всё равно задаёшь вектор мысли. Иногда я сам не знаю: что-то нарисую, отталкиваясь от конкретной мысли или она разбивается на разные частные «мыслёнки». Но каждый человек воспримет это по-своему. Кому-то моя работа будет близка, захочется забрать её домой, а кто-то не увидит в ней ничего знакомого.
Есть общие воспоминания. Нарисуешь мишку – каждый третий в детстве спал с плюшевым мишкой или зайкой. Но я рисую не на продажу и не на выставку. Мои работы – отражение моего опыта, моих воспоминаний.

Должно ли искусство служить великой цели, говорить об остросоциальных проблемах или быть понятным для большинства зрителей? В чём ценность искусства?

Искусство ничего не должно. Есть художники, которые целенаправленно делают коммерцию – это их право. Такие работы являются частью массовой культуры, которая формирует вкусы большинства людей. 

Мне кажется, что искусство неразрывно связано с человеческой жизнью. 

По картине можно понять, в какую эпоху она была нарисована, что тогда происходило. Невозможно изучать искусство, не изучая историю. Я думаю, люди много теряют, когда ничем не увлекаются. Искусство обогащает миропонимание, мировоззрение, как религия, например. Не уверен, что есть какой-то смысл, просто жизнь с искусством становится интереснее.

*Соцсеть признана экстремистской и запрещена на территории РФ

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.