В среду, 24-го января, состоялось VIP Preview 12-го выпуска ярмарки Art Genève. Сама ярмарка проходила с 25-го по 28-е января в Palexpo Geneva.
Тренд ярмарки однозначно направлен на абстракцию. Абстрактные картины превалируют над фигуративным искусством с фокусом на швейцарских художников.
Из мега-галерей были представлены Perrotin, Thaddeush Ropac, Almine Rech, Hauser&Wirth и Templon. Это в первую очередь показывает статус ярмарки и уровень посещающих её коллекционеров, что неудивительно, поскольку ярмарка проходит в мировой столице банковского дела и управления капиталом.
Hauser&Wirth
Сразу начну с Hauser&Wirth, которая решила вернуться на Art Genève с современными художниками и художницами начала века. На стенде галереи были представлены художники из основного пула галереи, такие как Louise Bourgeois, George Condo, Lee Lozano, Alina Szapocznikow, Lorna Simpson, a также швейцарские художники Miriam Cahn, Ferdinand Hodler и Meret Oppenheim, которые не состоят в официальной обойме.
Сразу бросается в глаза огромное полотно художницы Lorna Simpson цвета IKB (International Klein Blue) и одна из последних работ Cindy Sherman.
Работы Сindy Sherman из этой же серии сейчас выставляются в нью-йоркском пространстве галереи. В них художница соединяет различные элементы своего лица, чтобы создать совершенно новых персонажей, а также использует цифровые манипуляции, чтобы подчеркнуть многослойные детали и податливость личности. Здесь она сочетает технику цифрового коллажирования, включающую чёрно-белые и цветные фотографии, с более традиционными методами трансформации — макияжем, париками и костюмами – для создания группы тревожных портретов женщин, которые смеются, морщатся, ухмыляются и гримасничают.
Perrotin
Perrotin показали фантастический Bent Pool от дуэта Elmgreen&Dragset. Большой формат этой работы был представлен рядом с Miami Beach Convention Center c 2019-го года. Бассейн как будто потерял структурную целостность, поскольку согнулся в U-образную форму, напоминающую арку. Это «искажение» напоминает классические образы сюрреалистов, в которых раньше твёрдые предметы размягчались и теряли свою структуру.
Thaddaeus Ropac
Thaddaeus Ropac порадовал прекрасным Georg Baselitz. На стенде также были представлены художники Alex Katz, Daniel Richter, Joseph Beuys.
PearlLam
Среди новоиспеченных участников этого выпуска ярмарки – PearlLam, которая является одним из драйверов Дальнего Востока и имеет пространства в Шанхае и Гонконге. К участию в ярмарке галерею привлёк серьёзный пул европейских коллекционеров, а также продолжение миссии — служить мостом между Западом и Востоком.
Галерея представила художников из Китая, Великобритании, Словакии и Нигерии.
Одним из главных достоинств стенда является работа пионера абстрактной живописи Zhu Jinshi, который очень вдохновлялся модернизмом. Первоначально Zhy экспериментировал со случайными мазками и ограниченным цветом. Постепенно он развил свой уникальный стиль «толстой живописи», где цвет насыщенно наносится густой краской, который до сих пор сохраняет.
На стенде также представлены молодые авторы, из которых я хочу отметить словацкого художника Michal Korman, живущего и работающего в Париже, и художницу с ганно-валийскими корнями Anna Paintsil, базирующуюся в Лондоне.
Michal Korman исследует духовные и символические аспекты цветов через призму современного искусства, используя отсылки к различным эпохам и культурам. Посредством своих работ он предлагает посетителям поразмышлять о собственных ассоциациях с цветами, эмоциях, вызываемых ароматом любимого растения.
Практика Anna Paintsil, сочетающая традиционные методы изготовления ковров вручную с методами афро-укладки волос, во многом автобиографична. При исследовании идентичности и гендерного труда она черпает вдохновение из своего детства, семейных историй, валлийской и ганской мифологии. Anna Paintsil стремится продвигать художественные практики, исторически обесцененные из-за их ассоциаций с женственностью и другими маргинализированными группы.
Franco Noero
Галерея Franco Noero, базирующаяся в Турине, в этом году привезла прекрасную работу художника Sam Falls.
Он создаёт работы довольно сложным способом. Художник часто выезжает на природу (любимые места — национальные парки, пляжи в районе Нью-Йорка, Калифорнии, долины реки Гудзон или даже собственного двора) и раскладывает на земле длинные полосы чистого холста. Поверх ткани он помещает найденные поблизости предметы — цветы, ветки, камни — и порошок специального пигмента, реагирующего с холодной водой. Затем в течение нескольких дней, а иногда даже лет, солнце запечатлевает силуэты этих предметов на ткани, а капли дождя или утренней росы разносят пигменты, как пятна на фартуке. Остаётся призрачное впечатление от того самого места, где это впечатление было произведено.
Artgenève /sur-meure
Каждый выпуск ярмарки сопровождается проектом Artgenève /sur-meure, представляющим институциональные и частные коллекции и финансируемым Fondation pour les Arts Visuals.
В этом году куратором проекта стал арт-критик Nicolas Trembley.
В середине огромного зала расположилась работа художницы Joana Vasconcelos, установленная галереей Gowen. Проект Valkyrie Mumbet — дань уважения Elizabeth «MumBet» Freeman, порабощённой афроамериканке, судебная тяжба которой за свою свободу в 1781-м году способствовала объявлению рабства в Массачусетсе незаконным. В скульптуре использованы ткани из Мозамбика и Анголы — двух бывших португальских колоний.
Монументальная скульптура, одна из серии культовых «Валькирий», созданных Joana Vasconcelos за последние 20 лет, была отобрана куратором выставки Николасом Трамбле для artgenève/sur-mesure.
Также в проекте Artgenève /sur-meure представлена работа Dominique Gonzalez-Foerster при поддержке галереи Albarrán Bourdais, metapanorama 1, Il & III, состоящая из трёх панелей. Эта работа — часть инсталляции Alienarium 5, показанной в лондонской Serpentine Gallery в 2022-м году. Триптих показывает импровизированную встречу инопланетян, людей и роботов на планете-сателлите недалеко от Земли. Это утопическая картина о мирном сосуществовании отличается от обычной репрезентации доминирующих и доминантных взаимоотношений, описывающихся в популярном science fiction.
Не могу не отметить художника Blair Thurman c работами Mexico Set и Obut. Коллекция ярких картин и багги была сделана специально для соло-шоу художника под названием Spook Rock Road в 2022-м году в Frac Normandie. Это отсылка к дорогам в США, которые вели к мифологическим горам, важным для коренных американцев. Задняя часть инсталляции Meixco Set состоит из 19-ти панелей яркого цвета, поставленных вместе для создания атмосферы, напоминающей внешний вид гоночного трека.
Багги, названный в честь американского штата Индиана, декорированный зонтиками, является довершением к сету картин, подчёркивающим систему двух измерений. Кстати, штат Индиана — как раз то место, где находится крупнейший гоночный трек в США.