На прошлой неделе открылся 69-й выпуск Брюссельской ярмарки изящных искусств. В течение 8-ми дней более чем 130 международных галерей из 14-ти стран будут показывать самые лучшие произведения искусства. На выставке представлено всё, начиная от античного искусства и манускриптов и заканчивая современным искусством и дизайном.
Этот выпуск полностью посвящён сюрреализму. Сразу при входе расположена большая сюрреалистическая инсталляция, моментально погружающая посетителей в воображаемую вселенную. В общем контексте 2024 год является годовщиной со дня рождения сюрреализма, проходя веху 100-летия с года публикации манифеста Андре Бретона.
Неологизм «сюрреализм» впервые появился в 1917-м году и использовался Гийомом Аполлинером в качестве подзаголовка к своей пьесе Les Mamelles de Tirésias («Груди Терезия»), которую он считал сюрреалистической, а не сверхъестественной. В том же году концепция была использована в презентационной брошюре балета «Парад» (режиссёр Сергей Дягилев, музыка Эрика Сати, сценография Пабло Пикассо, хореография Леонида Мясина).
Как мы знаем, сюрреализм — поэтическое и художественное движение, охватывающее все процессы выражения и творчества — стал характеризоваться упором на психические силы, освобождённые от контроля разума, и борьбы с ними против полученных значений.
Подкреплённые этой темой галеристы показали на своих стендах Рене Магритта, Джорджо де Кирико, Франсис Пикабиа, Сальвадора Дали и Мерет Оппенгейм.
Почётный выставочный гость этого года — Paul Delvaux Fondation, который приглашён по случаю 30-летия со дня смерти бельгийского художника. Поэтому на BRAFA специальное выставочное пространство собрало вместе группу работ из Paul Delvaux Museum in Saint-Idesbald. Работы иллюстрируют важность этого художника в истории искусств XXI века, показывают развитие его карьеры и путешествие в мир художественного воображения.
Вдохновлённый работами Джорджо де Кирико и близкий к Рене Магритту с конца 1910-х годов до смерти последнего Поль Дельво не был художником-сюрреалистом, как это понимали члены брюссельской группы, ввиду отсутствия провокационного аспекта в его живописи. Однако он был близок к сюрреалистам в своей театральной, замкнутой, сказочной вселенной, оставляющей много места для воображаемых повествований, но с относительно сдержанной формой эротики, в отличие от провокационного аспекта сюрреалистов. Вечные образы Дельво, действие которых часто происходит в фиксированных местах — городах, вокзалах, городских театрах – пропитаны классической культурой, греческой и латинской мифологией, восходящей к творчеству Де Кирико и символизму конца XIX века.
Кстати, этой осенью в La Boverie, Liege откроется его крупная выставка, собирающая под одной крышей работы, которые не были ранее доступны для показа и никогда не выставлялись вместе.
Работы Поля Дельво представлены галереями Opera Gallery, Boon gallery, De Jonckheere gallery, Francis Maere Fine Arts, Galerie Taménaga и другими.
Не обделили вниманием на ярмарке и знаменитого бельгийского художника, предтечу сюрреализма, Джеймса Энсора. В этом году открывается его ретроспектива в Royal Museums of Fine Arts of Belgium. Очаровательный Энсор был замечен мною в галерее Van Herck — Eykelberg и Sophie van der Velde.
Из секции старых мастеров особенно запомнились работы Франческо дель Прато и Эль Греко.
Было также представлено много галерей, представляющих только современных художников. Из запомнившегося — Тони Мателли, Гилберт и Джордж, Кван Йонг Чан и даже Бэнкси. А галерея Sophie Scheidecker привезла крупноформатную работу моей любимой Мэрилин Минтер.
Очень заинтересовала тенденция к созданию микса из работ художников начала века и современных молодых живописцев. Например, галерея Sophie van der Velde повесила на стене молодого бельгийского художника Питера Дженнеса рядом с работами Джеймса Энсора и Рене Магритта. Получилось впечатляюще. Картины Питера, представляющие собой живые сцены, наполненные объёмными фигурами, часто исследуют мифы и комедийно-театральные сцены.
Несколько слов о главном партнёре ярмарки — Delen Private Bank. Этот банк обладает обширной коллекцией современного искусства и дизайна. И вообще, в целом, намерен защищать, продвигать и развивать богатое бельгийское наследие искусства и дизайна.
На ярмарке представлена специальная зона, превращённая в изысканный интерьер благодаря Delen Private Bank в коллаборации с галерей Objects With Narratives. Это уникальное сотрудничество объединяет тщательно отобранную коллекцию из более чем 30-ти работ как начинающих, так и признанных современных художников, охватывающих местные и международные таланты. Выставка предлагает динамичное сочетание художественных выражений, которое расширяет границы современного дизайна, сохраняя при этом сложные детали традиционного крафта. Мой фаворит — лампа Daydeam tree от дизайнера Ян Эрнст и стол от Мирча Ангел.
Из галерей, занимающихся коллекционным дизайном, была представлена Carpenters Workshop Gallery.
Было большим изумлением увидеть дуэта Studio Drift, состоящую из лепестков одуванчика. Работы этой серии экспонировались на Венецианской биеннале 2019-го года.
Ярмарка открыта для посетителей с 28-го января по 4-е февраля. Успейте посетить если вы в эти выходные в Европе!