Яркое сочетание красок на полотнах фовистов

Скрашиваем настроение не только осенними пейзажами, но и «диким» искусством, определившим зарождение модернизма.

«Биг-Бен» (Андре Дерен, 1907)

С конца XIX века модернизм получил своё развитие с фовизма – течения, которое разорвало прежнее представление об искусстве, основанное на соблюдении правил построения композиции, сочетания определенных цветов и не только. Известные на весь мир импрессионисты – Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Жорж Сёра и другие художники проложили дорогу к становлению и развитию фовизма.

У творцов появилась возможность выразить свои чувства, видение мира и предметов с помощью использования различных ярких и порой «кричащих» цветов. На Осеннем салоне 1905 года художественный критик Луи Воксель во время знакомства с картинами Мориса де Вламинка, Андре Дерена, Жоржа Брака и других художников был шокирован бурной игрой красок на полотнах и назвал их картины «оргией цветов», а художников «дикими зверями» (от французского fauve).

На полотнах фовистов цветовая палитра стала отдельным элементом, она перестала соответствовать реальности, внутренний мир художника занял главную роль. На картине «Закат» Жоржа Руо пейзаж открывается нам оттенками от рубинового до ярко жёлтого и зелёного, благодаря чему композиция обладает экспрессией, хотя и лишена правдоподобности. Художнику удаётся вызвать спектр чувств у зрителя, так как и он сам был впечатлён красотой увиденного.

Импрессионист Гюстав Моро был одним из идейных вдохновителей начинающих фовистов, именно он прививал любовь к чистым цветам: красному, жёлтому, зелёному, синему и другим.  Своих учеников он учил тому, что отличительная особенность в творчестве художника – умение раскрыться с помощью картин, познакомить зрителя со своими взглядами на мир, природу или предметы. В этом заключается одна из ключевых особенностей рассматриваемого течения: для художника важнейшей ценностью стало личное высказывание, а не следование академическим канонам в искусстве.

Игра красок на картине «Лодки в Мартиге» Рауля Дюфи завораживает и не даёт оторваться от её просмотра. Лодки на переднем плане создают впечатление объёмности и уводят взгляд зрителя в глубину композиции. Жорж Брак на заре своего творчества тоже был увлечён фовизмом, его картины открываются разными яркими оттенками, благодаря чему хочется рассмотреть каждый элемент более детально, например в картине «Порт в Ла-Сьота». Более подробно познакомиться с творчеством художника можно в нашем материале.

Анализируя опыт пост-импрессионизма и нео-импрессионизма, фовисты научились гармонично сочетать на полотне плоские области и цветовые пятна. Но даже в этом можно заметить и характерное отличие в их живописных методах. Импрессионисты старались точно накладывать мелкие мазки, фовисты же не стремились к их чёткому наложению, они могли быть как еле заметными, так и в виде больших пятен одного цвета, также довольно часто можно заметить наличие линии в их работах. Рассматриваемую разницу можно заметить на полотнах «Радость жизни» фовиста Анри Матисса и «Больница и маяк в Онфлёре» импрессиониста Жоржа Сёра.

В альманахе «Синий всадник» Давид Бурлюк однажды написал: «Представители нового искусства (далее следует перечисление практически всех художников нового искусства) открыли новые принципы прекрасного, новую дефиницию красоты в своих произведениях». С его утверждением нельзя не согласиться после знакомства с работами фовистов. Течение повлекло за собой открытие новых живописных приёмов и изменение классических подходов к искусству. Цвет утвердился как основная живописная категория, а в творческих кругах признали начало декоративной живописи.

«Ибисы» (Жан Метценже, 1907)
подписка на журнал
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку, чтобы всегда оставаться в курсе новостей искусства и моды