Картинка

«Все ошибки ценны, все ошибки важны»: выпускники о творческом пути и не только

Выпускники Школы дизайна НИУ ВШЭ о проекте DIPLOMA23.

В HSE ART GALLERY открылась выставка проектов выпускников бакалаврского профиля «Дизайн и современное искутсво». В этом году в экспозиции DIPLOMA23 будут показаны работы, объединённые вокруг одной темы – вокруг ошибки. Мы пообщались с молодыми художниками об их ошибках на творческом пути и работах, представленных в галереях.

Анастасия Самилова

Фото из личного архива Анастасии Самиловой

Что для тебя «ошибка» в творчестве?

В связи, с пусть и недолгим, но очень важным техническим опытом, я всегда ассоциировала свою практику с решением задач или уравнений. Находясь в той или иной ситуации, я определяла переменные и выстраивала систему их взаимодействия друг с другом, иногда наивно полагая, что мне удастся найти «то самое» решение. Такой подход так или иначе приводит к ошибкам, как и все, что было сделано с амбицией прийти к универсально правильному ответу. Когда твоя задача обременена огромным количеством контекстов и не всегда определенных условий, ты сталкиваешься с ошибками гораздо чаще, чем с возможностью сделать что-то правильно. Поэтому я вынужденно пришла к своего рода радикальному принятию – любое решение своей задачи я стала считать приемлемым и закономерным, оно не становилось однозначным утверждением, скорее, одним из вариантов. А потому как такового понятия ошибки в моей практике больше нет, но даже если допустить, что есть что-то «правильное», ошибиться для меня — тоже правильно и верно.

Какие ошибки на творческом пути помогли сформировать твой художественный язык?

Все ошибки ценны, все ошибки важны. Они не просто помогли, а буквально стали искомым и желанным результатом, главное представить их в лучшем виде, чтобы никто даже не подумал, что в проекте их не было.

Как не бояться ошибок?

Не обременять себя задачей сделать правильно.

Какую работу ты представляешь на выставке? О чём она?

Источник: архив пресс службы

На этой выставке будет представлена документация моей дипломной работы, которая была выполнена в рамках закрытой лаборатории в Зелёном домике на территории ДТ Переделкино, организованной художественно-садоводческой инициативой «Будет Сад». «Будет Сад» – инициатива моих соратниц и подруг – Юли Евстратовой и Лизы Мовчан.В рамках проекта «сад у дома, в котором горит свет, но никто не живёт» мной осмыслялось наше зыбкое положение как представительниц и участниц независимой горизонтальной инициативы на территории институции. Коммуникация с ней была сложным процессом, который так или иначе помещал нас в ситуацию вынужденности. В рамках институции официально не существовало художественного проекта, лаборатории и выставки, а мы были волонтёрами этой площадки. Нас не должно было быть видно, наше присутствие не должно было быть замеченным. Как будто в зелёном домике и вовсе никто не жил на протяжении десяти дней.В попытках выстроить коммуникацию с внешним пространством мы сделали первый шаг – вынесли мебель из дома на задний двор. Всё, что было невидимым, стало доступным, стало говорящим. Дом в это время стал пристанищем для наших дорогих зелёных друзей и предоставил всё, что им требуется для комфортного существования. Этот проект про важность видимости и открытых сообщений. Мой жест стал нашим сообщением институции и предложением к коммуникации в другом формате, а также попыткой фиксации и подсвечивания важных, на мой взгляд, процессов существования разных систем отношений.

Варвара Медуницына

Фото из личного архива Варвары Медуницыной

Что для тебя «ошибка» в творчестве?

Мне кажется, единственная ошибка в творчестве – упорно делать то, что тебе не нравится. Всё остальное, что может показаться ошибкой, возможно приведёт к чему-то неиспробованному и удивительному.

Какие ошибки на творческом пути помогли сформировать твой художественный язык?

Времена, в которые я занималась не тем, была не там и работала не с теми, дали мне возможность оттолкнуться от обратного и понять, чего я на самом деле хочу. Я до сих пор учусь отказываться от того, что кажется привлекательным, но не откликается в глубине.

Как не бояться ошибок?

Разговаривать с людьми, слушать об их ошибках и рассказывать о своих. Это может быть искренний разговор о жизни и развитии внутри профессии, а может быть узконаправленный или даже технический. То, что ошибки совершают все – утверждение слишком простое и ясное, чтобы ему как следует поверить и расслабиться. А вот честный разговор сработает как маленькое открытие и поможет переосмыслить своё отношение к собственному пути.

Какую работу ты представляешь на выставке? О чём она?

Источник: архив пресс службы

Я участвую с двумя работами: «Момент» и «Рефлекс». Первая – достаточно графическая, она работает с пространством и с узнаванием знакомых образов в этом пространстве. Мы видим цветы и точно знаем, что они выдуманные: это всего лишь узор, который только притворяется живым и растущим. Но вторая работа, скрывающаяся за полупрозрачными шторами, может вас запутать. Познание – тоже процесс, и когда он касается живых других вокруг нас, с ним надо экспериментировать.

Анна Шитова

Фото из личного архива Анны Шитовой

Что для тебя «ошибка» в творчестве?

Ошибка (в моём случае заедание) является для меня основным подходом при создании проектов современного искусства. Я часто работаю со спекуляцией и мимикрирую под различные культурные феномены. За счёт заедания отличительной, чаще негативной черты этого культурного феномена, я делаю данную черту видимой, привлекаю к ней внимание, заставляю зрителя усомниться в этой характеристике.

Какие ошибки на творческом пути помогли сформировать твой художественный язык?

Когда-то вместо конвенционально красивой, коммерческой фотосъёмки своей книги я решила просто отсканировать её (не только развороты, но и раскрытую обложку), что считается не совсем «уважительным» отношением к изданию. Преподаватели оценили этот приём, скорее, негативно. Но за счёт физического и метафоричного уплощения книги приём дал расширение канцелярскому и бюрократическому языку, с которым я всё ещё работаю. Я до сих пор безжалостно сканирую раскрытую обложку книги, если это уместно концептуально.

Как не бояться ошибок?

Тренироваться на маломасштабных, бытовых вещах. Мне, например, помогает рисование не карандашом и ластиком с возможностью что-то исправить, стереть, переделать, а рисование чёрным толстым маркером. Это освобождает тело (руки, в данном случае) от тотального контроля сознания, от страха «непотребного» итога и от страха итога в принципе.Такое упражнение переносит акцент с результата на процесс, а для процесса не существует ошибки. Ошибка для процесса — это всего лишь фаза, этап, а не исход.

Какую работу ты представляешь на выставке? О чём она?

Источник: архив пресс службы

На выставке я представляю работу «Творческий вечер Ивана Горохова „Избранное сердцем“». Эта работа как раз о человеке, который очень боится ошибиться, боится быть непонятым и оценённым негативно. Именно поэтому герой обращается к клише, к типичным, проверенным конструкциям, что никогда не приведёт его к ценным открытиям и свершениям.

Кирилл Васильев

Фото из личного архива Кирилла Васильева

Что для тебя «ошибка» в творчестве?

Ошибка в творчестве – это момент личный и уязвимый. Его можно переживать, как что-то, что я как молодой художник и танц-перформер запрещаю себе делать. И в этот момент, если задаться вопросом, почему я себе это не разрешаю делать, начинает происходить всё самое интересное.

Какие ошибки на творческом пути помогли сформировать твой художественный язык?

В основном, это ошибки восприятия. По тем или иным причинам, некоторые ситуации видятся мне иначе, в силу воспитания и места, где я рос, или, наоборот, не отличаются от большинства. Об этом я стараюсь говорить, превращая личное в политическое и социальное.

Как не бояться ошибок?

Попробовать думать о них как о части творческого процесса.

Какую работу ты представляешь на выставке? О чём она?

Источник: архив пресс службы

На выставке я представляю серию перформативных работ «кейс-гуру». Они основаны на критике соматики, предложенной Анной Козониной, и исследуют отношения рабочего тела и капитала. В рамках неё мною был создан персонаж гуру соматики, произошедший в несвойственной для него среде рабочего курьером доставки. Своей работой я бы хотел поднять вопросы о том, как работа влияет на наши тела? Доступны ли всем практики восстановления тела после работы? Помогают ли они нам сделать своё тело свободнее или оказывают временный эффект?

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.