Картинка

Существует ли вдохновение вообще, или где взять силы на креатив?

Стилист, фотограф, контент-мейкер и искусствовед о поиске вдохновения и ресурсов на творчество.

Сегодня креативная индустрия занимает 6,3% от российской экономики.  Дизайнеры, фотографы, стилисты и представители десятка профессий вкладывают экспертные знания и творческую энергию в создание уникальных проектов. 

Специально для ART FLASH фэшн-стилист Валерия Никольская, наставник по креативному визуалу Евгения Опиумова, модель и фотограф Александр Покатович и искусствовед Семён Некрасов рассказали о том, как они справляются с творческим выгоранием, как относятся к пресловутому понятию «вдохновение» и где черпают идеи.

Евгения Опиумова, контент-мейкер и наставник по креативному визуалу

Источник: личный архив Евгении

Работа контент-мейкера и наставника по визуалу только про креатив и интересные проекты или это стереотип?

Не слышала о таком стереотипе. Все работают в своей стилистике оформления и создания контента. У каждого эксперта своё позиционирование в данном вопросе. Лично я беру в работу только интересные и креативные проекты, чтобы не допустить выгорания и получать удовольствие от работы.

Получается ли всегда оставаться продуктивным? Как Вы справляетесь с творческим выгоранием?

Нет, бесконечно быть продуктивным никто не сможет. Чтобы не выгорать, я чередую отдых с работой и устанавливаю дедлайны с запасом по времени, позволяя себе не торопиться.

Самое главное — это наградить себя за труд. Возможно, пойти в салон красоты, на массаж, в сауну. Очень важно уметь отдыхать и полностью отключать голову от проектов. Просто лежать на диване, просто смотреть скучный сериал, просто ничего не делать и не думать. В таком случае выгорания не случится, так как в состоянии «отдыха» тоже не получится находиться бесконечно. Вы устанете от этого — захочется поработать.

Как Вы считаете, существует ли «вдохновение», или решение творческих задач не всегда требует наличия спонтанной музы?

Да, конечно. Вдохновение существует, но не на каждый проект оно приходит. Здесь помогает насмотренность: нужно только заметить, изучить или увидеть что-то, а потом применить это в проекте. Вдохновение – это резкая буря мыслей, и она далеко не всегда приводит к желанным результатам. Насмотренность работает гораздо лучше. С ней вам не придётся ждать вдохновения – только постоянно тренировать этот скилл, чтобы повышать квалификацию.

Например, одна из моих самых любимых работ — визуал для селёдки. Она ещё раз подтверждает, что умение смотреть на мир широко позволяет создавать визуальный контент для любой ниши и блога.

Есть ли у Вас место силы, в которое Вы приходите в трудный момент? Расскажите о нём.

Для меня это поездка в машине в вечернее время, когда уже стемнело, а за окном проносятся фонари большого города. Шум мегаполиса на фоне создаёт атмосферу для быстрого потока мыслей. Все гениальные идеи приходят мне именно в дороге.

Посоветуйте профессиональный ресурс, который помогает Вам развивать нестандартное видение и креативный подход в работе над собственными проектами.

Замечать детали. Не смотрите на объект в общем, а изучайте детали: материал, цвет, форму, темперамент, рисунок, расположение. Обязательно задавайте себе вопрос: «А почему именно так?».

Тогда вы начнёте замечать то, на что раньше бы никогда не обратили внимание. Это сильно развивает креативное мышление, позволяя нам думать шире и глубже.


Александр Покатович, модель, фотограф и контент-мейкер

Источник: личный архив Александра

Работа фотографа и модели только про креатив и интересные проекты или это стереотип?

Я не работаю фотографом на постоянной основе: иногда снимаю на плёнку для души, иногда коммерцию, но это происходит не так часто. Мне нравится самому быть в кадре, поэтому чаще я работаю как модель. Однако в последнее время в основном занимаюсь инфлюенсерской деятельностью и веду свои аккаунты. 

Съёмка Александра для Алёны Водонаевой. Источник: личный архив Александра

Получается ли всегда оставаться продуктивным? Как Вы справляетесь с творческим выгоранием?

Если говорить про продуктивность в ведении моих аккаунтов, то её вполне хватает. Мне это нравится, я хочу создавать более масштабный и качественный контент. Пока не понимаю как именно, либо не хочу понимать, потому что и так комфортно, но рано или поздно придётся расти и придумывать что-то новое и оригинальное, В похожем жанре много инфлюенсеров, поэтому мне хочется придумать изюминку, чтобы «не как у всех» .

Как Вы считаете, существует ли «вдохновение», или решение творческих задач не всегда требует наличия спонтанной музы?

Я думаю, что вдохновение существует. Если бы я не следил за другими блогерами, фотографами и людьми из творческой сферы, не знал об их существовании, я бы никогда не начал делать то, что делаю сейчас. Это тоже вдохновение. 

Есть ли у Вас место силы, в которое Вы приходите в трудный момент? Расскажите о нём.

Моя сила в настроении. Если оно хорошее, у моих близких всё в порядке, моё эмоциональное состояние в норме, я не нервничаю, не переживаю, не нахожусь ни с кем в конфликте, то я сильный, у меня рождаются идеи, или я открыт к новым.

Посоветуйте профессиональный ресурс, который помогает вам развивать нестандартное видение и креативный подход в работе над собственными проектами.

Определённого ресурса у меня нет. Я просто постоянно изучаю разные аккаунты в соцсетях – развиваю насмотренность. В моей сфере постоянно рождаются новые тренды и веяния, за которыми нужно следить.

Валерия Никольская, фэшн-стилист

Источник: личный архив Валерии

Работа фэшн-стилиста только про креатив и интересные проекты или это стереотип?

Стремление к креативу и интересным проектам — это естественное и здоровое желание в работе. Тем не менее, любые сложные процессы, без которых невозможно расти и становиться профессионалом, являют собой некий микс интереса и усилий, в чём-то подстройки. Я считаю, это абсолютно нормально. Главное — контролировать ментальное состояние и следить за тем, чтобы креатив всё же преобладал.

Получается ли всегда оставаться продуктивным? Как Вы справляетесь с творческим выгоранием?

Нет, не получается. Я стараюсь брать паузы после периодов, особенно насыщенных работой. Необязательно эти периоды должны быть долгими, важно прислушиваться к себе и стараться предвосхитить свой уровень усталости, спланировать отдых или хотя бы выходной заранее. Мне очень помогают короткие поездки, потому что при смене локации мозг быстро и с удовольствием переключается на новый режим — режим отдыха. Восстановление происходит значительно быстрее. 

Как Вы считаете, существует ли «вдохновение», или решение творческих задач не всегда требует наличия спонтанной музы?

Решение рабочих задач — это по сути твои обязательства. Часто они существуют в определённых рамках: сроки, договорённости, поиск общих решений, конкретные цели. Вдохновение есть, и очень круто, если оно совпадает с какими-то текущими рабочими процессами или планами на будущее. Но в последнее время замечаю за собой, что мне приятнее энергию спонтанного вдохновения направлять на внутреннюю рефлексию или какие-то фантазии. Возможно, турбулентные времена особенно побуждают искать ресурс в эскапизме.


Есть ли у Вас место силы, в которое Вы приходите в трудный момент? Расскажите о нём.

Раньше я любила одна гулять по пустой территории летнего лагеря, в котором отдыхала ребёнком, но последний раз, когда оказалась там, ничего не почувствовала. Сейчас мне нравится быть одной в моей арендованной старинной квартирке в переулках напротив Нового Арбата — там много места, и я чувствую полную свободу. Много советского дерева, огромные окна. Ну а главное константное место силы — это квартира моих родителей с ними и сестрой в ней. Любимые люди. А, ну и мой тг-чат с возлюбленным!

Посоветуйте профессиональный ресурс, который помогает Вам развивать нестандартное видение и креативный подход в работе над собственными проектами.

Не могу выделить один ресурс. Моя работа про визуал, про понимание контекстов здесь и сейчас, это всегда сумбурный микс информации. Знаете, как во «Всё, везде и сразу». У меня более 3200 подписок в Инстаграме. Зачастую я даже не анализирую, что именно из увиденного так или иначе повлияло на моё решение. Фактически это работает так: сочетание цветов или форма неожиданного предмета может почему-то остаться в памяти, возможно, наложиться на какое-то знание или мой субъективный вкус и после быть переосмыслена в работе или творческом проекте. 

Важно этот персональный визуальный поток делать разнообразным, чтобы там были яркие представители разных сфер жизни и искусства. В моём случае это и, что предсказуемо, стилисты из разных уголков мира, и, например, мадларки (историки-собиратели старинных предметов, которые прибились к берегам Темзы). Там же разные ремесленники и субкультурные представители. Собираешь частички вдохновения и визуального опыта как конструктор под себя — мне нравится так относиться к бездумному скроллингу ленты.

Семён Некрасов, искусствовед, краевед и экскурсовод по Санкт-Петербургу, блогер

Источник: личный архив Семёна

Работа экскурсовода только про креатив и интересные проекты или это стереотип?

Разумеется, создание и проведение экскурсии требует большой подготовительной работы: изучения литературы и источников, например, дневников, фотографий, чертежей и документов. Ради этого нужно усердно заседать в библиотеках и архивах. Креативом это назвать сложно, однако мне это кажется безумно интересным. Уже в моменте изучения информации часто приходят креативные идеи и понимание того, как преподнести это публике на экскурсиях.  

Если говорить о самих экскурсиях, то я их с детства не переваривал. Особенно экскурсоводческую интонацию, заученность каждого слова, каждой шутки. И вот, когда начал водить авторские прогулки, понял, что успешная экскурсия —  это впечатление, которое она оставляет, и эмоции, которые появляются на ней. Эти факторы помогают усвоить знания. Поэтому я всегда оставляю в рассказе место для импровизации со слушателями, задаю вопросы и с упоением слушаю комментарии. Это обогащает моё восприятие, а сиюминутные шутки становятся смешнее вдвойне. Я убеждён, что в любом деле главное — диалог.

Получается ли всегда оставаться продуктивным? Как Вы справляетесь с творческим выгоранием?

Я чудовищно непродуктивный человек и привык сначала размеренно проводить время, а потом совершать рывок воли и молниеносно решать все необходимые задачи. Поэтому мой путь к продуктивности простой —  устанавливать самому себе строгие дедлайны. Чтобы взломать продуктивность я стараюсь установить сам себе дедлайн на пару дней раньше официального, иногда это помогает справиться раньше срока.

Лекарство от выгорания для меня — любимое дело, скорее даже любимый город. Трёхчасовой прогулки по переулкам, дворам и парадным Санкт-Петербурга хватает, чтобы получить новые открытия и эмоции, по-другому взглянуть на обыденные вещи. Обычно в такие часы я ставлю телефон в авиарежим, чтобы лучше сосредоточиться на своих мыслях и не отвлекаться на чужие. 

Как Вы считаете, существует ли «вдохновение», или решение творческих задач не всегда требует наличия спонтанной музы?

Вдохновение существует! Правда, я его понимаю немного специфично. Вдохновение мне напоминает приправу. То есть первичнее всегда — продукт и польза, которую он несёт, а ещё чёткие требования и дедлайны, которые лучше любого «вдохновения» мотивируют на работу. Однако именно во время работы над контентом, а не на пустом месте, может прийти некое озарение или новая идея, то есть то самое вдохновение, которое как приправа усилит вовлечение в процесс и обогатит вкус конечного результата. Но кропотливая работа всегда первичнее.

Есть ли у Вас место силы, в которое вы приходите в трудный момент? Расскажите о нем.

Сад за Санкт-Петербургской Академией художеств. Его бесполезно описывать, там надо очутиться. Это оазис зелени в 15-ти минутах ходьбы от Эрмитажа. В нём выгуливают собак, пасутся лошади из конюшни, которая тоже находится здесь, студенты рисуют с натуры. Там же прошли мои студенческие годы. Когда я отмечал свои дни рождения в саду, мы с друзьями жарили шашлыки, ставили самовары, пили, танцевали и радовались свободной молодости. Теперь там приятно прогуляться на пару со своими мыслями.

Посоветуйте профессиональный ресурс, который помогает вам развивать нестандартное видение и креативный подход в работе над собственными проектами.

Я безумно люблю два ресурса, где собраны бесценные источники. Первый — портал Pastvu, с огромным количеством старых фотографий со всего мира. Причём все прикреплены к конкретной точке съёмки на карте. Можно ткнуть на любое хорошо знакомое место и увидеть его 100 или даже 150 лет назад. Второй — дореволюционные газеты. Они не собраны в едином интернет-архиве, но их очень много в библиотеках, в продаже, в онлайн и оффлайн архивах. В газетах я подолгу рассматриваю рекламные объявления. Они настолько креативны, что современные маркетологи и близко не стояли. Содержание объявлений помогает понять, что главные потребности у человека не меняются совсем, а вот детали быта безвозвратно уходят.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.