C 5 по 30 октября на различных площадках Москвы проходил «Paradjanov-fest» — фестиваль, приуроченный к 100-летию мастера кино Сергея Параджанова. Творчество режиссера многогранно и соединяет в себе поэзию, живопись и кинематограф. Именно поэтому программа фестиваля, включала в себя выставку работ современных художников, перфомансы, показы документальных фильмов и арт-инсталляции, и представляла творчество Параджанова с самых разных сторон. В интервью с основателем и художественным руководителем московского театра им. С. Параджанова и президентом фестиваля «Paradjanov – fest», Владимиром Рубеновичем Габбе, мы обсудили особенности фильмов режиссера и его влияние на современную поп-культуру.
Какое место пейзаж занимает в фильмах Параджанова?
Для Параджанова, как и для любого другого художника, пейзажи играли ключевую роль в постановке кадра, поэтому каждый из них при стоп-кадре можно сравнить с картиной.
В литературе встречается термин «поэтичность» по отношению к фильмам мастера и его приемам работы с пейзажем. «Поэтичность» действительно достигается с помощью шикровоплановости кадра и образов природы или в первую очередь состоянием героев?
Однозначно, и того, и другого. Параджанов глубокого чувствовал и анализировал, как этнос и то, кому посвящался фильм, так и природу, ведь она часто характеризует, раскрывает мысль, отражает героев и их характер.
Можно ли говорить о том, что природа — театральный задник для кадра или она живет в фильме самостоятельно?
Отношение Параджанова к кадру — уникальное, ему нет аналогов. В кадре все живет отдельно, но при этом удивительно сливается в гармонии. Так мог делать только маэстро, только его удивительное ощущение кадра.
Как Вы относитесь к интерпретации клипа Леди Гаги «911» и отсылкам в нем к фильмам Параджанова? Действительно ли можно так считать?
Безусловно, Параджанов вдохновлял и продолжает вдохновлять многих режиссеров, певцов, художников, дизайнеров, так что удивляться не приходится. Тем более, что в клипе есть прямая отсылка к образам из фильма «Цвет Граната».
Искусство Параджанова свободно, каждый вправе вдохновляться им, ведь он оставил огромное наследие, а то, как его интерпретируют, это уже каждый автор решает для себя сам, повторить его невозможно, можно только вдохновиться.
Есть ли в изображении пейзажа национальные черты?
Каждый художник ответит на этот вопрос по своему, но смею предположить, что Параджанов благодаря природе мог показать многое.
Есть ли другие интерпретации кадров Параджанова, о которых не было упомянуто?
Если речь идёт о клипе, то конечно в нем почтение, которое режиссер клипа хотел передать, но никак не вся глубина фильма «Цвет Граната»
Как саму природу воспринимал Мастер в реальной жизни? Любил ли он отдыхать на природе, может быть, у него была традиция выезжать за пределы города?
Сергей Параджанов армянин, который родился в Грузии, это, безусловно, характеризует его отношение к природе. Обе страны: Грузия и Армения, очень богаты на красоту различных пейзажей. От каменистых до изобильных. Безусловно он – человек, которому была важна красота. Он буквально питался красоткой той природы и тех пейзажей, в которых жил.