Календарь мероприятий

12
ФЕВРАЛЯ
Показ новой коллекции GUCCI

Место проведения: Красная площадь Владимирсикй собор улица Пушкина 64.а

Начало: 15.00

12
ФЕВРАЛЯ
Показ новой коллекции GUCCI

Место проведения: Красная площадь

Начало: 15.00

12
ФЕВРАЛЯ
Показ новой коллекции GUCCI

Место проведения: Красная площадь

Начало: 15.00

Перейти к календарю
Картинка

Риджионализм: дух настоящей Америки глазами художников начала XX века

Рассказываем о том, как эстетика жизни в глубинке сформировала патриотическое движение в изобразительном искусстве.

Начало 1930-х годов стало для Америки периодом острейшего экономического и социального кризиса. Однако именно жуткие обстоятельства Великой депрессии, безработицы и тревоги о будущем способствовали появлению риджионализма (англ. regionalism от regional – местный) – нового художественного направления, которое на фоне глубокой внутригосударственной неуверенности смогло возродить веру американцев в свои силы. 

Руководствуясь идеей народной исключительности, художники отвергли европейский модернизм и городскую абстракцию для того, чтобы сфокусироваться на реализме и провинциальных сюжетах. Стремление запечатлеть стабильность жизни в деревнях и маленьких городах, воспевание идеалов подлинной Америки обеспечило популярность среди широкого круга зрителей и стало важным периодом развития национального искусства.

Особенности стиля

К характерным чертам произведений риджионалистов относятся чёткие геометрические контуры, жёстко фиксированная композиция, скрупулёзная и педантичная живописная прорисовка. Благодаря детальной передаче предметов и явлений герои и объекты погружаются в плоское пространство, а само изображение напоминает картину-раскраску с застывшей пластикой, чистыми тонами и локальными моноцветными участками. Как правило, тематика этого направления выражена портретами фермеров и сценами быта, пейзажами ландшафтов с садами и огородами.

Ключевые фигуры

Триумфальное восхождение риджионализма началось с ежегодной выставки Института искусств Чикаго в 1930 году. Именно на ней Грант Вуд представил свою работу «Американская готика», которая впоследствии стала одной из самых узнаваемых и наиболее цитируемых картин в истории мировой живописи. Картина не оставила равнодушными ни критиков, ни зрителей. Мощный визуальный образ, запечатлённый художником, изначально был воспринят как сатира на сельское население. Но Вуд убеждал, что его замысел состоял в том, чтобы отобразить собирательный образ непоколебимых американцев, которые полны решительности для преодоления всевозможных трудностей. 

Американская готика (Грант Вуд, 1930)

В 1932 году при участии Гранта Вуда в Айове был основан художественный центр Стоун Сити, ставший альтернативой дорогостоящему обучению в Европе и Нью-Йорке. Молодым живописцам из Среднего Запада предлагали жить общиной в фургонах, создавать портреты и работать над пейзажами родных мест, посещать мастерские Вуда и брать уроки у других американских художников. Однако уже в 1933 году инициатива творческого объединения была вынуждена прекратить своё существование из-за финансовых трудностей. 

Помимо Вуда, наиболее знаковыми фигурами риджионализма стали Томас Харт Бентон и Джон Стюарт Карри. Свои детские и юношеские годы Карри провёл на ферме отца в Канзасе. Несмотря на то, что после учёбы в Париже он вернулся в США, на своей малой родине художник больше никогда жил. Но это не мешало ему по памяти восстанавливать и изображать на холсте те сюжеты, свидетелями которых он становился много лет назад. В своих картинах, гравюрах, плакатах, книжных иллюстрациях Карри постоянно возвращался к быту простых рабочих, тем самым выражая уважение трудолюбию и смиренности американских граждан.

Творчество Томаса Харта Бентона рождалось на стыке регионализма и мурализма – мексиканской монументальной народной живописи, пропагандирующей борьбу за свободу. Подобно работам единомышленников, его картины были обращены к идеалам, ценностям и проблемам Америки, но их особенностью стала гораздо более гротескная и отчасти даже сюрреалистическая техника. Своё отображение в мотивах Бентона нашли меланхолия, отчаяние и красота жизни маленького города. 

«Это те люди, которые не хвастаются, не притворяются, что знают больше, чем им на самом деле известно. И то, что они знают, полезно. Они знают, как вспахать поле. Они знают, где водится рыба. Но они ничего не знают об эстетике, музеях или искусстве», – так говорил о героях своих полотен Томас Бентон.

Культурное наследие

Успеху риджионализма способствовала поддержка со стороны государства. В 1935 году правительство США организовало несколько совместных проектов с художниками и предоставило им возможность расписать стены больниц, метро, административных зданий и школ. Так, например, Карри написал картины для Министерства юстиции, а Бентон украсил библиотеку музея Уитни и создал серию фресок для Капитолия штата Миссури. 

Социальная история Миссури (Томас Харт Бентон, 1936)

Одним из преемников риджионализма считается Эндрю Уайет. В своих произведениях он изображал землю, людей, окрестности пенсильванского городка Чаддс Форд и летней резиденции на берегу океана в штате Мэн. Тоскливое и суровое очарование этих мест воплотилась в том числе и на картине «Мир Кристины», где Уайет запечатлел образ своей соседки. Известно, что в жизни Кристина Ольсон страдала от неврологического расстройства и не могла ходить. Это состояние и попытался передать художник, отобразив на своём полотне тревожную атмосферу.

Мир Кристины (Эндрю Уайет, 1948)
Смена эпохи

Усиление тоталитарных режимов в некоторых странах Европы привело к использованию реалистического искусства в качестве пропаганды, что негативно отразилось на риджионализме. Передовое американское искусство стало рассматриваться как политически проблематичное и регрессивное. После смерти Гранта Вуда и Джона Стюарта Карри в 1940-х годах движение потеряло своих основоположников, а затем и вовсе было вытеснено абстрактным экспрессионизмом. 

Тем не менее, риджионализму удалось занять значимое место в истории культуры США. Черпая вдохновение из природных мотивов, фольклорных сказаний, фермерского уклада, живописцы нашли способы для аутентичного выражения самобытности жизненного уклада своей страны. Это позволило американскому искусству XX века обрести уверенность и выработать уникальный стиль без опоры на европейские тенденции. 

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.