«Искусство XX века» — выставка, которая показывает русское искусство сквозь призму современности. Она состоит из трёх частей: творчества общепризнанных художников, собрания коллекционеров и художественных стилей XX века, начиная с авангарда и заканчивая искусством «андеграунда».
Первые встречающиеся работы на выставке, — картины К.С. Петрова-Водкина, в том числе одна из его самых известных картин – «Купание красного коня», которая принесла художнику мировую славу. Далее маршрут выстраивается в хронологическом порядке.
В постоянную экспозицию входят работы художников-авангардистов Н.С. Гончаровой и М.Ф. Ларионова, картина Нико Пиросмани «Семейная компания», полотна И.И. Машкова, А.Н. Волкова, М.З. Шагала и коллекция, собранная и посвящённая Г.Д. Костаки. который в 1977-м году передал большую часть своего собрания Третьяковской галерее.
Великое произведение абстрактного искусства
«Композиция VII» В.В. Кандинского — шедевр абстрактного искусства, который тоже находится в коллекции Новой Третьяковки. Работа представлена на постоянной экспозиции в зале № 9. Прежде чем написать картину, Кандинский долго готовился к процессу её создания, но в итоге работа была выполнена всего за четыре дня. Имеются сведения, что в произведении переплетаются несколько важных религиозных сюжетов: Судный День, Всемирный Потоп, Райский сад и Воскрешение из мертвых. «Композиция VII» — часть цикла, в который входят работы на тему Апокалипсиса.
Портрет балерины
Оказавшись в зале № 12, невозможно пройти мимо произведения А.Е. Яковлева «Портрет балерины Анны Павловой». Картина завораживает и заставляет пристальнее к ней присмотреться. Художник писал портрет Анны Павловой в парижской мастерской в 1921-м году, во время гастролей балерины, но закончил работу только спустя три года. Позиция рук и ног Анны говорит о начале представления.
Известно, что платье, в котором позировала артистка, из балета «Шопениана», где она исполняла роль лесной нимфы Сильфиды. «Шопениану» поставил русский хореограф и артист балета Михаил Фокин на музыку польского композитора Фредерика Шопена.
Малевич и его чёрный супрематический квадрат
В одном из залов находятся работы основоположника супрематизма К.С. Малевича, в том числе его знаменитый «Чёрный квадрат» — одна из самых противоречивых и обсуждаемых картин во всём мире. Мало кто знает, что «Чёрный квадрат» является частью триптиха: существуют еще «Чёрный круг» и «Чёрный крест». Интересно, что при написании работы совсем не использовалась чёрная краска!
На выставке представлены и другие работы художника, например, «Женщина с граблями» и «Девушка с красным древком».
Гостиная Новой Третьяковки и Arzamas
В зале №18 находится гостиная, созданная при сотрудничестве Новой Третьяковки и культурно-образовательного проекта Arzamas.
В гостиной можно отдохнуть, посмотреть и послушать видеоподкасты о художниках, чьи картины представлены на выставке, а также познакомиться с книгами из коллекции российского литературоведа Александра Галушкина.
Помимо этого, в гостиной периодически проводятся просветительские лекции, дискуссии и камерные концерты.
Одна из лучших картин 1930-х годов
Замечательную и известную многим картину Ю.И. Пименова «Новая Москва» можно найти в зале №15. Работа написана в 1937-м году в жанре социалистического реализма.
Она привлекает внимание своей красочностью и выразительностью. Тема Москвы является ключевой в творчестве советского художника, поэтому на картине изображён городской пейзаж центра столицы. В кабриолете Линкольн он изобразил любимую жену, которая тогда ждала первого ребенка. Произведение символизирует новый уклад социалистической жизни в СССР, который ведёт в светлое будущее.
Завершают выставку работы, написанные в направлениях неофициального искусства 1960-1980-х годов и новейшего течения конца XX века.
Постоянная экспозиция занимает 38 залов на четвёртом этаже и содержит много других значимых произведений русского искусства.