Первая реклама в СССР: киноплакаты братьев Стенбергов

О первых создателях рекламы в уникальном графическом стиле.

Владимир и Георгий Стенберги, сыновья шведского художника Иоганна Карловича Августа Стенберга, исторически запомнились как мастера советских киноплаката и сценографии. В 1920-х годах братья Стенберги считались лучшими дизайнерами, которые, создавая произведения в стиле конструктивизма, нашли такие неповторимые художественные средства плакатного искусства, как разрыв объектов на плоскости разных пересечённых конфигураций и трёхмерный объем фигур.

Источник: официальный сайт Департамента культуры

На их творчество значительно повлияло временное пространство, в котором они творили: в 1920-е годы, после революции, искусство активно включалось публичную жизнь и стремилось воздействовать на народное сознание. Лозунг В. И. Ленина «Искусство принадлежит народу» означал, что люди могут свободно приобщаться к культуре и что творчески одарённых пролетариев необходимо продвигать. Печатная графика, в том числе плакат, представлялась наиболее доступной для простого народа формой искусства. Плакатное искусство было самым массовым из-за яркости художественного языка, политической идеологичности и стилевой универсальности: плакат мог быть рекламным, учебным, агитационным, информационным и так далее. В тот период плакатное искусство СССР наиболее динамично развивалось в двух направлениях — политическая реклама и агитация. Советская реклама предполагала, наряду с товарами и услугами, повсеместную демонстрацию кино- и выставочных плакатов, а также театральных и цирковых афиш, которые информировали население о событиях культурной жизни.

Источник: официальный сайт галереи «Наши художники»

Для создания плакатов и афиш многие художники, в том числе братья Стенберги, выбирали художественный метод конструктивизма, возникший на базе дореволюционного авангарда и мастерски сочетавший в себе реализм и абстрактное искусство. Отличительные черты конструктивистского плаката – условные схематические изображения, контрастная цветовая палитра, крупный шрифт и краткие лозунги-призывы. Одной из основных функций советского плаката было привлечение внимания широких масс.

Источник: официальный сайт галереи «Наши художники»

Первые художественные проекты Владимир и Георгий Стенберги создавали во время учёбы в Строгановском училище и выставляли их на творческих объединениях ОБМоХу, ИнХуК и «Октябрь», наравне с другими авангардистами. Советские художники почти 10 лет работали в камерном театре Александра Таирова, создавая декорации, афиши и дизайн костюмов. Изначально их театральные работы отличались простотой и сдержанностью, и лишь затем, в результате симбиоза различных творческих экспериментов,  в них появились динамические элементы. Братья Стенберги привносили в киноплакаты образы из своих декораций к спектаклям и традиционных по стилю костюмов. В их кинопроектах соединились конструктивистский шрифт, динамичные образы и портретные изображения героев фильма. Стенберги относились к работе над каждым плакатом, как к эксперименту: они изобретали новые композиционные решения и художественные приемы, а также использовали различные полиграфические возможности: пересечение прямых и кривых линий, спиралей, геометрических фигур, а также раскол изображения, фотомонтаж и экстравагантные сочетания цветов. Именно так советские плакатисты создали свой исключительный графический стиль, вдохновлённый конструктивизмом и театральным искусством.

Источник: официальный сайт галереи «Наши художники»

Среди известных киноплакатов братьев Стенбергов — «Октябрь» (1927), «Броненосец «Потемкин» (1929),  «Человек с киноаппаратом» (1929).

подписка на журнал
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку, чтобы всегда оставаться в курсе новостей искусства и моды