Картинка

Знакомимся ближе: Джиллиан Уэринг

Поиск ответа на вопрос «Как маски влияют на жизнь человека?» в творчестве современной британской художницы.

«Человек существо социальное. Он не может существовать без общества» – именно этой истине учили многих из нас на уроках обществознания. Мы принимаем это утверждение за правду, порой не задумываясь о том, что общество может влиять на нас как положительно, так и отрицательно. На занятиях в школе нам рассказывают про социальные роли, дают задания охарактеризовать себя или кого-то ещё пятью словами. В этот момент в нашей жизни впервые осознанно появляются социальные маски. В 16 лет, сидя за партой, мы выбираем себе 5 образов, 5 масок, которым мы будем следовать.

Безусловно, это гиперболизация, но суть в том, что в какой-то момент жизни человек принимает решение не всегда быть собой. Оно может быть выгодно в работе или учёбе, при знакомстве с новыми людьми. В начале маски могут приносить удовлетворение и даже удовольствие, ведь они открывают тебе новые возможности, делают тебя лучше, но вскоре они высасывают из тебя все силы, словно дементоры. Но что, если помимо прочего, маски помогают нам быть более честными и настоящими? На эту тему в своих работах рассуждает Джиллиан Уэринг.

Источник: Официальный сайт галереи Тани Бонакдар

Современная британская художница родилась в 1963 году в Бирмингеме. После окончания средней школы в 1983 девушка переехала в Лондон, чтобы учиться в Колледже искусств в Челси. Позднее она получила степень бакалавра искусств в Голдсмитском колледже. Так начался её путь как человека искусства. 

«Gillian Wearing: Wearing Masks». Источник: Youtube
Знаки, которые говорят то, что вы хотите, чтобы они сказали, а не знаки, которые говорят то, что кто-то другой хочет, чтобы вы сказали

Первый крупный проект Уэринг свет увидел в 1992 году. Для него художница подходила к незнакомцам на улице и просила их написать любое слово или фразу, которые первые приходят в голову, на листе бумаги, а потом фотографировала людей с получившимися плакатами. Кто-то писал что-то лёгкое и возможно очевидное, например, пара друзей написали на плакате «Лучшие друзья на всю жизнь». Некоторые люди шутили на своих плакатах, а другие открывали свои тайны или просто выражали какую-то случайную мысль. Были и те, для кого этот проект был возможностью рассказать, что, на самом деле, происходит внутри. Эти откровения слышны и по сей день, когда люди изучают работы Джиллиан Уэринг. Например, на одной из самых известных фотографий серии изображён молодой мужчина в идеальном костюме, на его плакате написано: «Я в отчаянии», а на другой фотографии мы видим полицейского, он написал «Помогите». 

Эта серия сделала Уэринг знаменитой, заставила мир впервые услышать о молодой художнице. Уже в первом проекте остро стоит проблема социальных масок. «Знаки, которые говорят…» показывает зрителю огромную разницу между внешним обликом человека и его внутренним миром. 

Признайтесь во всём на видео. Не волнуйтесь, вы будете замаскированы. Заинтригованы? Позвоните Джиллиан

Эта работа, представляет собой 30-минутное видео, где люди раскрывают свои секреты. Джиллиан Уэринг искала героев с помощью рекламы в журнале Time out и предлагала пространство, где люди смогут поделиться своими самыми сокровенными страхами и фантазиями. Художница снимала людей, открывающих свои секреты, на видео, но их личности были спрятаны за масками. Когда настоящие лица людей были скрыты, их возможности расширялись, ведь они словно находились под защитой. Но при этом, для зрителя терялась возможность узнать истину, пропадали различия между правдой и ложью. Ведь если так легко спрятаться под маской и сказать правду, значит также легко скрыться под маской и соврать. 

Источник фото: Официальный сайт галереи Тани Бонакдар
Танцы в Пекхэме

Одно из немногих публичных выступлений Джиллиан Уэринг, а также её первое персональное появление в своих работах. Как-то художница наблюдала, как на джазовом концерте женщина танцевала, находясь в состоянии близкому к трансу. Именно это вдохновило её снять видео, на котором сама художница полчаса танцует в торговом центре. Весь танец происходил в тишине, хотя возможно в голове у Джиллиан Уэринг и играла какая-то музыка. 

У людей этот перфоманс вызывал разное отношение. Кто-то просто проходил мимо, кого-то танец заставлял задуматься, а у некоторых людей появлялась даже злость и раздражение. Уэринг исследует наше публичное поведение и его рамки, чтобы показать важность людей, которые умеют быть собой и выходить за пределы общепринятой нормы. 

GILLIAN WEARING  — Dancing in Peckham. Источник: Youtube
60 минут тишины

В 1996 году Джиллиан Уэринг создала видео, которое длится 60 минут. В кадре находится 26 мужчин и женщин офицеров полиции: кто-то сидит, кто-то стоит, как для классического группового снимка. В начале даже кажется, что это не видео, а простая фотография, но потом зритель начинает замечать легкие, обыденные движения людей: один полицейский моргнул, другой почесал нос, кто-то повернул голову и размял шею. Вначале видна лишь группа полицейских, и для аудитории они все просто работники участка, но с течением записи, с людей будто спадают профессиональные маски. Каждый полицейский становится простым человеком, неидеальным и живым.

’60 minutes silence’ by Gillian Wearing. Источник: Youtube
Пьяница

В конце 90-х художница сняла группу уличных пьяниц, с которыми знакомилась на улицах Лондона. На протяжение двух лет Джиллиан Уэринг приглашала их в свою студию. В чёрно-белом видео, длящемся 23 минуты, эти люди оказываются в кадре по одному, по несколько человек или все вместе. Герои шатаются, дерутся, падают и засыпают, всё это происходит на фоне белой стены. В состоянии опьянения герои выражают самые разные эмоции: от нежности до жестокости. Под действием алкоголя люди расслабляются, и маски спадают сами собой, поэтому в этой работе художница продолжает тему социальных масок в человеческой жизни.

Broad street

Это история про британскую молодёжь, созданная в 2001 году. Здесь Джиллиан Уэринг исследует сеть клубов, в которых молодые люди проводят ночи. Broad street – это 40-минутное цветное видео, в котором зритель видит ночную жизнь. В полуночном танце люди знакомятся, флиртуют, просто проводят своё время. В танце они становятся естественнее и спокойнее, не думают о том, что о них подумают другие. Маски слетают с людей, когда они живут в моменте. 

Album
Gillian Wearing Self-Portrait at Three Years Old. Источник: официальный сайт Музея Соломона Гуггенхайма 

Здесь Джиллиан Уэринг попыталась воссоздать фотографии своих родственников. Она нашла в подвале старые снимки и создала несколько силиконовых масок, с помощью экспертов, прошедших обучение в музее мадам Тюссо. Такие маски легко портятся после использования, поэтому фотосессия превратилась в своего рода перформанс, ведь была всего одна попытка снять нужный кадр. Прячась под масками родственников, художница находила что-то новое в себе. Историю этого самоисследования может видеть зритель на её работах. 

Всю свою художественною карьеру Джиллиан Уэринг исследует маски, которые носят люди: приносят ли они удовлетворение и наслаждение или делают человеческую жизнь только хуже. В её произведениях изучается человеческое самосознание и самобытность. И конечно же, красной нитью через все работы проходит идея того, что порой сокрытие настоящей личности позволяет нам быть честнее с окружающими, но эти маски также очень легко слетают с людей, как только они теряют контроль. Так что вопрос о значении человеческих масок всё ещё остаётся, а Джиллиан Уэринг продолжает искать ответы. 

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.