Картинка

«Penny Dreadful»: викторианская мода и картины импрессионистов

О костюмах в сериале «Penny Dreadful»

«Penny Dreadful», он же «Бульварные ужасы», он же «Страшные сказки» – сериал для тех, кому интересно, что будет, если Франкенштейн, Дориан Грей, Дракула, Человек-волк, ведьмы, вампиры и Сатана встретятся в одной вселенной. В данном случае, в викторианской Англии, где помимо них пытаются жить обычные, а может и не очень люди.

При создании костюмов для сериала перед дизайнером Габриэллой Пескуччи стояла довольно сложная задача: сохранить мистические настроения и передать дух викторианской эпохи со всей еёе неоднородностью. С одной стороны, на этот период пришёлся расцвет промышленной революции, а с другой – ощутимым оставалось влияние культуры романтизма.

Развитие предприятий текстильной промышленности привело к ускорению процесса изготовления одежды, а массовое производство швейных машинок и появление синтетических красителей расширили возможности модельеров эпохи. Так, промышленная революция подарила викторианской Англии первого кутюрье – Чарльза Уорта. Именно он ввел в моду кринолин и турнюр, которые на протяжении нескольких десятилетий оставались основными элементами дамского гардероба. 

В то же время, сильное влияние на моду Викторианской эпохи оказало, так называемое, «готическое возрождение», которое со временем превратилось в новое течение – декаданс. Представители декаданса ставили искусство и эстетизм выше условностей и строгих нравов эпохи. Идеалом для них была «туберкулезная» красота: угасающие, измученные женщины в чёрных одеждах. Несмотря на болезненный вид, эти женщины в открытую противостоят общественным устоям. Они как будто отрешены от земного, им важнее потустороннее. 

Вот эти противоречия, продиктованные рубежным положением викторианской эпохи, и заставили Пескуччи обратиться к творчеству импрессионистов. Импрессионизм – почти такое же пограничное явление, как и викторианская мода. Это естественная демонстрация реальности, при которой используются самые, что ни на есть романтические средства: штрихи и мазки. Да и само «impression» – впечатление, пришедшее мгновенно, через вспышку, отсылает к романтической идее «spots of light». Создавая костюмы, Пескуччи вдохновлялась картинами Ренуара, Мориза и Моне. А вот как ей удалось соединить образы дам с полотен и противоречивую викторианскую моду мы рассмотрим на примерах нарядов Ванессы Айвз и Лили Франкенштейн.

Ванесса Айвз

По задумке Пескуччи, костюмы героини Евы Грин должны были стать отражением её внутреннего мира. В одном из интервью дизайнер говорила так: «Ванесса – молодая измученная женщина. Ей не нравится излишество, которым была полна женская мода в 1890-х годах». 

На самом деле, пик излишества пришелся на 70-е и 80-е годы XIX века. В моде были жёсткие и тяжелые материалы: бархат, плотный шелк, тафта и парча. Наряды украшались лентами, перьями, бахромой и рюшами, для тканей выбирались яркие цвета. Кроме того, под этой пестротой скрывались тяжелые конструкции. Корсаж, прикрепленный к юбке, соединялся с турнюром из металлических пружин. Сама же юбка состояла из многочисленных громоздких складок и плотно охватывала бёдра. 

Турнюровые тенденции сохранялись вплоть до 90-х годов XIX века. После исчезновения пышных юбочных подкладок фокус сместился на верхнюю часть тела. В моду вернулись рукава «жиго», модные в 1830-х, появились строгие, почти мужские жакеты, жесткие воротнички и кружевные блузки. Покрой платьев упростился, фигура теперь выглядела более естественной. Эти простые, но изящные элементы были взяты за основу стиля Ванессы Айвз.

Природная элегантность и бледный цвет кожи Евы Грин заставили Пескуччи выбирать тёмные цвета для образов героини. Так, в гардероб Ванессы вошли простые чёрные жакеты, юбки и блузки. 

Но шарм её нарядов в деталях. Ажурные и шёлковые материалы, сутажи и сетка – вот основные элементы образов мисс Айвз. Героиня часто носит кружевные блузки и лифы, украшенные гипюровой отделкой, либо гипюровым кружевом с вышивкой. Такой же «прозрачный» эффект сверху её нарядам дает чёрная сетка, покрытая сутажами. Эти узоры из шёлковых шнуров встречаются как в повседневных, так и в вечерних образах Ванессы, и чаще всего, украшаются бусинами, бисером и гагатами. Юбки мисс Айвз, в основном, шёлковые, дополненные атласными поясами с металлическими пряжками, но встречаются варианты и из более плотных материалов.

Помимо характерных элементов, кочующих из серии в серию, попадаются редкие, но не менее интересные. Например, кружевные жабо, бархатные и шелковые банты и ленты. Сюда же можно отнести цвета: оттенки бежевого и красного.

По сути, стиль Ванессы Айвз – квинтэссенция трендов конца Викторианской эпохи. В нарядах героини, как и в ней самой чувствуется переход к новому времени – времени эмансипации женщин и модных переворотов. 

Лили Франкенштейн

Выбор костюмов для героини Билли Пайпер интересен с точки зрения её истории и внутренних изменений. В первом сезоне мы знакомимся с ней под другим именем. Брона Крофт – девушка легкого поведения со всеми соответствующими атрибутами: поношенной одеждой, чрезмерной пестротой, глубоким декольте и ярким макияжем. Она умирает от туберкулеза в конце первого сезона, но не пропадает с экранов. Виктор Франкенштейн, в тайне от всех, дает Броне новую жизнь. Так появляется новая героиня – Лили Франкенштейн. 

Источник: Кинориум, картина «Сидящая молодая женщина», Пьер Огюст Ренуар, 1890 год

Когда бывшая Брона Крофт попадает в руки Виктора, наряды для девушки подбирает он (не без помощи мисс Айвз, конечно). Виктор дарит Лили платье с корсетом, ведь, по его мнению, «корсеты делают фигуру красивее для мужского взора». А вот сама Лили считает, что платье кажется жёстким, потому что кость врезается в кожу. Она интересуется, чем чреваты модные перемены, а Виктор отвечает так: «если бы женщины не носили корсеты, они завоевали бы весь мир». Наверное, эта фраза и определила дальнейший вектор подбора платьев для Лили. С середины второго сезона её уже не стесняют ни корсет, ни отношения с Виктором.

Источник: Кинориум, картина «Портрет актрисы Жанны Самари», Пьер Огюст Ренуар, 1878 год

Вопреки стремлению современниц «заковаться» в тяжелые конструкции и максимально спрятать тело, Лили выбирает открытые платья с короткими рукавами даже для дневных выходов. Иногда героиня носит жакеты. Цвета её нарядов теперь отображают состояние души: милый ангел, сотворённый чужими руками, вспоминает о своей прошлой жизни и превращается в дьявола, готового отомстить за каждую нанесенную обиду. Тёмных оттенков становится больше, хотя белый, бежевый и светло-голубой по-прежнему присутствуют. Лёгкие ткани, вроде атласа и гипюра, сменяются на плотный шёлк и тафту, а за счет отделки сутажами, кружевом и пайетками наряды выглядят более сложными и детализированными. Но самыми характерными элементами образов новой Лили становятся аксессуары. Это шёлковые ленты, чокеры (вернувшиеся в моду во второй половине XIX века), жемчужные серьги, броши. В одной из серий героиня появляется в перчатках модного в 1850-х годах смородинового оттенка. Возможно, эта некая модернизация кружевных митенок, которые носила Брона.

В сериале есть ещёе одна знаковая сцена, которая определяет дальнейший выбор нарядов для героини. Это танец Лили и Дориана Грея, после попытки Виктора убить их.  По белому шёелковому платью девушки стекает кровь, а она продолжает кружиться, оставляя на полу алый след. Эстетика в кубе. А кроме того, это финальная точка в формировании характера демонической Лили. Она может истекать кровью, но даже в этот момент оставаться величественно прекрасной.

Источник: Кинориум 

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.