Картинка

Знакомимся ближе: Пьер Огюст Ренуар

Рассказываем об одном из самых трудолюбивых и жизнерадостных живописцев, Пьере Огюсте Ренуаре.

Пьер Огюст Ренуар родился в городе Лимож, «столице огненных ремёсел» на юго-западе Франции. Когда Ренуару было 4 года, его семья переехала в Париж. Ренуар происходил из достаточно бедной семьи портного, а потому с юности приобрёл привычку к постоянному труду. Именно благодаря самоотверженности и трудолюбию художника до нас дошло более 1400 картин Ренуара.

«Автопортрет в тринадцатилетнем возрасте» (Пьер Огюст Ренуар, 1876)

В 13 лет мальчику пришлось бросить учёбу в школе, чтобы начать зарабатывать себе на жизнь. Ренуар устроился подмастерьем в мастерскую фарфора, где стал расписывать вазы, чашки, тарелки. В то время большим спросом пользовалась посуда, расписанная галантными сценами XVIII века, и Ренуар оформлял свои работы в стиле Антуана Ватто, Жана-Оноре Фрагонара, Франсуа Буше. Пожалуй, именно в этих непринуждённых, праздничных и гармоничных сценках из светской жизни и следует искать истоки живописи Ренуара.

Однако уже с середины 19 века начал проявлять себя в полной мере научно-технический прогресс. Изобретение станка, печатающего рисунки на тарелках, привело к тому, что фабрика, на которой работал Ренуар, закрылась. Художнику пришлось искать новые способы заработка. Прежде чем стать художником, он перепробовал немало ремёсел: расписывал стены парижских кофеен, веера и шторы. В свободное от работы время Ренуар изучал работы классических мастеров в Лувре, а вечерами занимался в школе рисунка.

В возрасте 20 лет Ренуар поступил в мастерскую именитого академика Глейра, в которой  произошёл один из переломных моментов в судьбе художника. Вместе с Ренуаром в ателье занимались и знаменитые будущие импрессионисты – Альфред Сислей, Эдуард Мане, Фредерик Базиль. Позднее к ним присоединились и Клод Моне, Камиль Писсарро, Поль Сезанн. Сдружившись, живописцы образовали «Банду Манэ». Впоследствии их также окрестили Батиньольской группой: вечерами они любили собираться в кафе «Гербуа», находившемся в квартале Батиньоль на Монмартре.     

Будучи среди них самым взрослым, их предводителем стал выходец из весьма состоятельной семьи Эдуард Мане. Примечательно, что Ренуар, будучи единственным в «банде» выходцем из семьи ремесленника, стал самым близким человеком к Мане. Даже на картине Анри Фантена-Латура Ренуар (тот самый мужчина в шляпе) изображён наиболее близко к Мане, окружённому его друзьями художниками и писателями.

«Мастерская в Батиньоле» (Анри Фантен-Латур, 1870)

На протяжении многих лет батиньольцы помогали испытывающему финансовые трудности Ренуару. В частности, ему оказывал поддержку Фредерик Базиль, который сам не был стеснён в средствах. Около шести лет Ренуар жил в одной из его квартир. Базиль также помогал Клоду Моне, что впоследствии сблизит его с Ренуаром. Клод и Огюст вместе работали, поддерживали и вдохновляли друг друга.

«Лягушатники» друзей-импрессионистов были написаны под Парижем, на острове Круасси – одном из самых любимых мест отдыха парижан. Моне и Ренуар регулярно наведывались в небольшой плавучий ресторанчик, размещавшийся на пришвартованном к берегу Сены понтоне, там же художники и творили. Если сравнить две картины, то можно заметить, что Моне уделял особое внимание пейзажу и природе, солнечным бликам. Ренуар при написании того же сюжета обращает своё внимание на людей, их наряды. Поэтому впоследствии Ренуар оставит совместную работу с Моне, полностью сосредоточившись на изображении людей.

Первой натурщицей и первой юношеской любовью Ренуара стала 18-летняя Лиза Трео. Именно Лиза вдохновила его на картину «Диана-охотница», с которой он попробовал дебютировать в парижском Салоне. Однако в то время показать широкой публике изображение обнажённой женщины было невозможно. Наученный горьким опытом Мане Ренуар решил изобразить Лизу в виде богини. Тем не менее, его трюк не сработал, и картину салон не принял. После семи лет отношений пара была вынуждена расстаться: решив, что из Ренуара не выйдет перспективного художника, Лиза ушла к молодому богатому архитектору. 

«Диана» (Пьер Огюст Ренуар, 1867)

В надежде пробиться к славе Ренуар на протяжении многих лет своей жизни отправлял картины критикам в Салон, который в то время вершил судьбы художников. Однако, душащая индивидуальность цензура и приверженность традициям сподвигли многих художников провести собственную, независимую выставку. Первая выставка импрессионистов состоялась в 1874 году в ателье фотографа Надара на бульваре Капуцинок. Она оказалось провальной для художников. Единственное, что осталось после выставки – название «импрессионисты», которое им дал французский арт-критик и журналист Луи Леруа. На выставке Ренуар представил публике несколько картин, среди которых были «Танцовщица», «Парижанка» и «Ложа».

В 1876 году состоялась вторая выставка импрессионистов, на которой Ренуар представил одни из самых значимых в своём творчестве картин. В частности, он выставил картину «Обнажённая в солнечном свете». Критики и публика оценили картину весьма строго, однако французский писатель Эмиль Золя впоследствии выскажется о произведениях Ренуара следующим образом: «Ренуар – живописец по преимуществу людских фигур. У него преобладает светлая гамма тонов, переходящих один в другой с чудной гармонией. Можно подумать, это Рубенс, озарённый ярким солнцем Веласкеса».  

«Обнажённая в солнечном свете» (Пьер Огюст Ренуар, 1876)

Помимо женской красоты Ренуар мастерки передавал сцены из повседневной жизни. Так, в основу сюжета одной из самых масштабных и дорогих картин Ренуара, «Бал в Мулен де ла Галетт», легла обычная сценка из жизни Парижа, где молодые люди собрались на Монмартре, чтобы скоротать время за разговорами и бокалом вина. В свою очередь, беззаботность и мимолётность жизни художник старался передать при помощи слегка небрежных мазков кисти – исключительно импрессионистская техника. 

«Бал в Мулен де ла Галетт» (Пьер Огюст Ренуар, 1876)

Полотно вышло настолько масштабным, что затмило собой ещё одну не менее примечательную картину – «Качели». Здесь мы видим уже знакомую нам атмосферу безмятежности и спокойствия, столь характерную для творчества Ренуара. Сам же импрессионист при написании картины вдохновлялся «Качелями» Жана Оноре Фрагонара. Стоит заметить, что живопись Ренуара и вправду схожа с позитивными и радостными мотивами творчества Фрагонара. 

В то же время Ренуар познакомился с молодой актрисой из театра «Комеди Франсез» Жанной Самари. Несмотря на то, что художник не был завсегдатаем театра, он попал под обаяние Жанны и создал несколько её портретов.

Поворотным моментом в судьбе и карьере Ренуара стало его знакомство с Жоржем Шарпантье. Успех Ренуара начался именно с портрета для мадам Шарпантье. Эта работа сделала художника модным портретистом, обратив на себя внимание публики в Салоне.

  

 «Мадам Жорж Шарпантье и ее дети» (Пьер Огюст Ренуар, 1878)

В 1881 году Ренуар написал работу, которая подвела черту под ранним периодом его жизни и творчества. Картина представляет собой групповой портрет – друзья художника, собравшиеся вместе, чтобы насладиться едой и общением. Казалось бы, вновь мы наблюдаем извечный мотив в творчестве Ренуара – праздник жизни и молодости. Однако картина примечательна тем, что на её переднем плане держит в руках терьера Алина Шариго. Эта юная девушка впоследствии станет супругой художника. 

 «Завтрак гребцов» (Пьер Огюст Ренуар, 1881)

В этот прекрасный период жизни и творчества у Ренуара наконец появляются деньги и заказчики, а в 1883 году арт-дилер Поль Дюран-Рюэль организует персональную выставку художника. Считая, что он исчерпал себя в импрессионизме, в поисках себя Ренуар отправился в путешествие по Италии. Решив изменить свой стиль, художник напишет «Больших купальщиц» – одну из картин, положивших начало «энгровскому» периоду творчества Ренуара. Здесь мы видим проработанные формы, более чёткие линии и продуманную композицию.

«Большие купальщицы» (Пьер Огюст Ренуар, 1887)

Ещё одним значимым произведением для Ренуара стала работа «Две молодые девушки у фортепиано», которая была закуплена для государственного собрания. Получив множество хвалебных отзывов на выставке Ренуара в 1892 году, работу приобрёл Люксембургский музей. 

 «Две молодые девушки у фортепиано» (Пьер Огюст Ренуар, 1892)

Тем не менее, вскоре жизнь Ренуара омрачила трагедия: в 1897 году он ломает правую руку, и у него развивается артрит. Сделав несколько операций, врачи сошлись на том, что помочь художнику может только благоприятный климат. Семья Ренуара переезжает на Лазурный берег, на Виллу Коллетт в небольшой деревушке Кань-Сюр-Мер.

Со временем болезнь прогрессировала, и художнику становилось всё сложнее писать. Однако, несмотря на боль, Ренуар продолжал творить, излучая в своей живописи радость и любовь ко всему вокруг. В последние годы жизни на Виллу к нему приехал Анри Матисс. На вопрос друга о том, почему после стольких страданий он не оставил живопись, Ренуар ответил: «Боль проходит, а красота остаётся». Вероятно, в этом и был весь Ренуар, улыбающийся сквозь боль назло всем трудностям и перипетиям судьбы, и что самое важное – продолжающий творить. 

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.