Картинка

Одна из самых известных в мире картин «Самсон и Далила» оказалась подделкой

Новое тестирование искусственного интеллекта показало, что картина Питера Пауля Рубенса из Национальной галереей в Лондоне на самом деле является подделкой.

Авторство полотна «Самсон и Далила» долгое время было предметом споров. Известно, что Рубенс написал картину в 1608-1609 годах, а в 1640 произведение пропало и было обнаружено лишь в 1929 – подлинность холста тогда подтвердил историк Людвиг Бурхард. В коллекцию Национальной галереи в Лондоне картина попала в 1980 году, будучи приобретенной за рекордную сумму в £2,5 миллиона (по нынешнему курсу £6,6 миллиона). С тех пор не прекращаясь идут дебаты о подлинности полотна. 

«Самсон и Далила» (1609)

Критики приводят следующие аргументы. Во-первых, Бурхард, скончавшийся в 1960 году, не всегда правильно приписывал авторство картинам. Во-вторых, в выставленном «Самсоне и Далиле» использованы нехарактерные для художника цвета, а композиция, по словам экспертов, создана «неуклюже». В-третьих, картина в галерее отличается от двух копий полотна, сделанных современниками живописца. К примеру, на ней обрезаны пальцы правой ноги Самсона.

Предположение о том, что картина является копией решили проверить в швейцарской компании Art Recognition. Её эксперты создали нейросеть, которая проанализировала 148 неоспоримых работ Рубенса. Искусственный интеллект был основан на «сверточной нейронной сети», которая изучала образцы мазков кисти и другие аспекты известных работ Рубенса.  В итоге, нейросеть пришла к «удивительному» выводу: вероятность того, что картина не аутентична, составляет 91,78%. 

«Результаты поразительны. Я была шокирована. Мы повторили эксперименты, чтобы проверить, не совершили ли ошибку. Однако всегда результат был одинаковым. Каждый фрагмент, каждый квадрат определялся как фальшивый с вероятностью более чем 90 процентов», – рассказала The Guardian Карина Поповичи – одна из участниц исследования. 

В то же время алгоритм признал картину Рубенса «Вид на Хет Стин ранним утром» подлинной на 98,76%.

Результат вызывает доверие ученых, которые сомневались в подлинности работы с тех пор, как полотно попало в коллекцию Национальной галереи в Лондоне. Несмотря на разногласия, музей по-прежнему представляет ее как один из 30 главных объектов искусства, принадлежащих к их коллекции. 

Источник: unsplash.com

«Галерея всегда принимает к сведению новые исследования. Мы ждем публикации полной версии исследования, чтобы оценить любые доказательства должным образом. Пока что дальнейшие комментарии невозможны» – сообщили представители музея корреспондентам The Guardian.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.