Образ женщины в кино: взгляд Дэвида Линча

Как созданные мастером артхауса femme fatale разрушают судьбы главных героев фильмов и почему они снова решают вернуться в их жизни спустя 25 лет.

Образы главных героинь кинолент, создаваемых Дэвидом Линчем, общепризнанным королём сюрреалистичного кино, сложно представить без привязки к картинам режиссёра. Настолько фактурные и мистические женщины просто не смогут существовать в реальном «обычном» мире, где нет места параллельным реальностям, таинственным дьявольским созданиям и наваждениям.

Героини Линча – женщины, находящиеся в постоянной опасности, одновременно с этим эту опасность и представляющие. Они уязвимы и зависимы, находятся в поисках своего защитника, однако, найдя его, переходят в нападение, вытаскивая из-за спины символический (а порой и довольно реальный) пистолет и безжалостно стреляют в упор. При этом таким женщинам не обязательно быть реальными, чтобы рушить судьбы главных персонажей фильмов: порой они выступают как символ прошлого, неотвратимо настигающего героя, или же будущего, ожидающего его в скором времени (ну, или через 25 лет). Такая характеристика «линчевской женщины» схожа с распространенным в литературе и кино образом роковой женщины (фр. la femme fatale).

Кадр из фильма «Шоссе в никуда»

Femme fatale – по сути сконструированный образ мужской мазохистской фантазии о сексуальной и одновременно смертельно опасной женщине, по максимуму эксплуатирующей своих партнёров и позволяющей им издеваться и оскорблять себя, чтобы затем вдоволь насладиться их поражением. В современных условиях образ роковой красотки интерпретируется в рамках существования женщин в патриархальном мире: они вынуждены в нём жить и добиваться своих целей, находясь при этом в подчинении от мужчины.

Кадр из фильма «Синий бархат»

Так и Линч в своих фильмах даёт женщине победить, предварительно позволив героям попользоваться ею. Неоднозначность такой позиции подкрепляется ещё и социальным статусом главных героинь: это павшие, отчаявшиеся женщины (в основном, проститутки), вынужденные зависеть от мужчин, но принимающие правила такой игры и использующие их в своих личных целях. Главное в сюжетах кинолент Линча – это неизбежность встречи с femme fatale, в результате которой реальность перестанет существовать в прежнем виде, время повернётся вспять, а судьба героя будет безжалостно разрушиена.

Лора Палмер из «Твин Пикс»

Кадр из сериала «Твин Пикс»

Ученица старших классов Лора Палмер из маленького городка Твин Пикс, пожалуй, стала самой культовой из всех персонажей киновселенной Дэвида Линча: её образ до сих пор упоминается во многих музыкальных композициях, телесериалах, фильмах и даже компьютерных играх по всему миру. Неподготовленный зритель наверняка удивится такой статусности персонажа, ведь сама Лора в сериале мертва: её тело обнаруживают в пилотной серии, а убийство девушки по сути служит завязкой ко всему сюжету. Однако душа героини и её сознание остаются существовать в другой реальности, своеобразном эквиваленте чистилища, в линчевской вселенной называемым Чёрным Вигвамом.

Черты традиционной femme fatale начинают прослеживаться по ходу расследования уже совершённого преступления. Оказывается, что девушка вела двойную жизнь: с одной стороны, она была всеобщей любимицей в своём городе, участвовала в волонтёрских программах, была королевой школы и любимой дочерью своих родителей, а с другой — употребляла наркотики, занималась проституцией и стала жертвой насилия.

Образ Лоры Палмер отлично демонстрирует то, как сильно Линч любит поиздеваться над своими героинями: им угрожают, их держат в плену, насилуют, пытают, зверски убивают — всё для того, чтобы затем возвести их в ранг святых мучениц, безгрешных, по сути ангельских созданий. Так и Лора Палмер, при жизни попадающая в наркотическую зависимость и вовлеченная в проституцию, погибая, обретает статус неприкосновенности и святости.

Кадр из сериала «Твин Пикс»

Похожим приёмом пользуется Триер в своей знаменитой ленте «Рассекая волны», за исключением того, что Бэт в «Волнах» становится святой, отдав свою жизнь за счастье любимого мужчины, тогда как героини Линча чаще погибают от рук этих самых мужчин.

Одри Хорн из «Твин Пикс»

Красавица Одри идеально дополняет список фактурных женских персонажей не только сериала «Твин Пикс», но и всей киновселенной Дэвида Линча. Правда, её фатальность проявляется не в такой крайней форме, как у Лоры Палмер. Юная героиня является образцом плохой девочки, которая на самом деле таковой не является:  отчаянная, эмоционально холодная и стервозная она, на удивление, позже решается помочь агенту Куперу в расследовании убийства своей одноклассницы и даже рискует жизнью ради общего дела. Получается, что образ героини, в противовес раскрытию персонажа Лоры Палмер (открытая и хорошая – непонятная и дьявольская), изменяется по траектории от плохого к хорошему, от бесчувственного к эмпатичному. При этом такая интересная характеристика не лишает Одри Хорн статуса femme fatale.

Со съёмок сериала «Твин Пикс». Источник фото: ABC Photo Archives

Одри обожает нарушать привычный ритм жизни обитателей маленького городка: она с лёгкостью срывает крупные финансовые сделки своего отца, флиртует с взрослыми мужчинами, распространяет слухи и одна из немногих остаётся безэмоциональной, когда вместе с одноклассниками узнаёт, что Лора погибла. Тем не менее, отрицательные черты героини с лихвой компенсируются актом её самопожертвования ближе к концу сериала, а также чистой и искренней любовью к агенту Куперу, открывшей в Одри новые прекрасные грани характера. Стоит упомянуть также, что безупречный стиль героини вкупе с её нарочитой сексуальностью сделали персонажа Шерилин Фенн одним из главных секс-символов эпохи.

Twin Peaks — Audrey and Donna discuss Laura’s murder. Источник: Youtube @Roland S

Дороти Валленс из «Синий бархат»

Заслуженно считающаяся одним из величайших фильмов 80-х и оказавшая сильное влияние на будущие работы режиссёра («Твин Пикс», «Малхолланд Драйв», «Шоссе в никуда»), неонуаровая лента «Синий бархат» впервые в большом кино продемонстрировала образ femme fatale в непревзойдённой стилистике Дэвида Линча. А Изабелле Росселлини, сыгравшей одну из главных ролей в фильме, удалось покорить не только зрителей, но и самого создателя картины, с которым у актрисы был продолжительный роман.

Кадр из фильма «Синий бархат»

Главная героиня «Синего бархата» – зависимая и запуганная психически нестабильным наркоторговцем женщина, которая бессознательно перенимает от своего мучителя агрессивные и насильственные манеры общения и использует их для выхода из сложившейся ситуации. Случайная встреча Дороти и Джеффри, другого главного героя ленты, через призму линчевского глаза мгновенно наполняется сексуальностью и эротизмом: до смерти напугавшись нежданного гостя, следившего за ней из шкафа, Дороти затем, угрожая Джеффри ножом, начинает соблазнять его, снимая с героя одежду и подчиняя его своим желаниям.  

Isabella Rossellini: Blue Velvet. Источник: Youtube @Paolo Tesi

Кажется, что Линчу всё равно на душевную составляющую своих киногероинь, настолько жестоко он с ними поступает: издеваясь над женщинами и сталкивая их лицом к лицу с самыми отчаянными злодеями. Женщина из киновселенной Линча принимает насилие как данность и использует его сама, сознательно принимая на себя роль жертвы и агрессора в одном лице. Так, невероятно красивая и талантливая Дороти в момент становится хрупкой и зависимой ради безопасности своего мужа и ребёнка. Зритель, как и главный герой фильма, отчаянно хочет спасти девушку, но позже начинает осознавать всю силу и таинственность её личности.  

Бетти и Рита из «Малхолланд Драйв»

Кадр из фильма «Малхолланд Драйв»

В отличие от предыдущих лент Линча, в психоделическом триллере «Малхолланд Драйв» на первом плане оказываются сразу две femme fatale, оказывающих параллельно благоприятное и разрушительное воздействие друг на друга. Фильм описывает историю Бетти Элмс, молодой актрисы, только что приехавшей в Лос-Анджелес, которая внезапно встречает спрятавшуюся в квартире её тети девушку, потерявшую память, и решается ей помочь. По ходу сюжета героини не только близко подходят к разгадке этой странной ситуации, но и сильно сближаются, в один момент влюбляясь друг в друга.

В «Малхолланд Драйв» героини, на первый взгляд, не наделены тем таинственным шармом, что свойственен персонажам прошлых фильмов Линча: девушек даже сложно было бы назвать роковыми, если бы не знакомое ценителям режиссёра переключение между реальностями, внезапно возникающее по ходу сюжета. Стандартная детективная история сменяет вектор и превращается в мощную психологическую драму, где любовь сначала дополняет, а потом уничтожает судьбы героев.

Кадр из фильма «Малхолланд Драйв»

Из «Маллхоланд Драйв» легко можно выбросить практически всех мужских персонажей, но это всё равно не поможет избежать страшного исхода истории. Линч здесь как будто иронизирует, показывая зрителю, что, выбирая жертву, femme fatale не смотрит на её пол: она легко может соблазнить женщину, такую же femme fatale, и, не найдя взаимности, бросить все силы на разрушение её жизни.

Элис из «Шоссе в никуда»

Кадр из фильма «Шоссе в никуда»

Реальность и фантазия – два измерения, связывающие фильмы из вселенной Линча одним приёмом, выражающимся в их взаимообусловленности. По сути, ранее упоминающийся «Малхолланд Драйв» можно считать альтернативной версией «Шоссе в никуда», где жизнь главных героев рушится с появлением в ней femme fatale. Только, если в «Малхолланде»   Бэтти, погружаясь в грёзы, фантазирует о послушной и добродушной Рите, которая в реальности, наоборот, издевается и постепенно отдаляется от героини, то в «Шоссе в никуда» главный герой Фред воображает себе бездушную и расчётливую сексапильную девушку, являющуюся прототипом его погибшей жены Рене, которую Фред в реальности постоянно подозревал в изменах. Получается, что в «Малхолланд Драйве» у главной героини на время получается воссоздать идеальный мир с идеальной женщиной, а в «Шоссе в никуда» судьба героя рушится даже в параллельной реальности, которую он сам создаёт в своей голове.

Кадр из фильма «Шоссе в никуда»

При этом истинной femme fatale в триллере Линча всё же стоит считать блондинку Элис, а не брюнетку Рене, существующей в реальном мире. Элис затмевает всех своей красотой и, в конце концов, кружит голову Питу, ещё одному главному герою ленты. Опасный роман, завязавшийся между персонажами, нужен Рене для спасения, ведь она хочет освободиться от опеки криминального авторитета, регулярно насилующего её и использующего в своих целях.  

Осознавая своё превосходство над главным героем, Элис произносит ключевую фразу:

«Ты никогда не получишь меня»

Фраза, произнесённая героиней в конце фильма, ярко описывает натуру femme fatale Дэвида Линча: дикая и непокорная женщина способна перейти все возможные рамки, пойти на вынужденные жертвы, морально уничтожить героя не только в реальности, но и в параллельном измерении, заставляя его постоянно воспроизводить образ любимой в своей памяти, но при этом остаться независимой сильной женщиной в жестоком мире мужчин.

подписка на журнал
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку, чтобы всегда оставаться в курсе новостей искусства и моды