Картинка

«Наш проект — это история про то, как наполнить место своими собственными смыслами»: куратор Алла Мировская о пространстве «Солодовня»

Куратор Алла Мировская об открытии культурного центра на месте бывшей солодовни, проекте-исследовании «Остров Хамовники» и о том, причем здесь Лев Толстой.

С 29-го марта в пространстве бывшей солодовни в Хамовниках открывается site-specific проект «Остров Хамовники», продолжающий тенденцию к трансформации бывших промышленных предприятий в культурные центры. 

Нам уже знаком опыт легендарного московского Хлебзавода №5 (ныне центра конструктивизма «Зотов») и Левашовского хлебозавода в Санкт-Петербурге, где проходят выставки и публичные программы. 

Источник: архив пресс-службы

«Солодовня» же открывается на месте бывшего пивоваренного завода, основанного в 1863 году купцом Власом Ярославцевым. Завод проработал почти 150 лет, буквально наблюдая за процессом индустриализации и жизнью целого района. Отсюда — большое исследование и про культуру пития, и про Льва Толстого, который жил в Хамовниках прямо напротив завода, и про географические особенности места, а также про культурный и исторический контекст.

Однако, пообщавшись с куратором проекта Аллой Мировской, мы можем сказать, что «Солодовня», в первую очередь, — проект про людей, и формирование особых смыслов, как внутри пространства солодовни, так и вокруг него. Подробнее об этом читайте в нашем материале.

Алла Мировская

Как происходит процесс синтеза больших исследований во что-то единое

Я всегда стараюсь отойти от очевидного представления о пространстве и зайти с неожиданной стороны. Ни одно место в Москве, тем более, бывшее большое предприятие, не живёт в вакууме. Это всегда часть нарратива, стоящего за рамками точки отсчёта и начала исследования. В данном случае, точка отсчёта  — завод — место, в котором мы находимся физически. Началось все именно с него: с поисков документальной и фактической информацией. А дальше я ориентировалась на подход, который называется site-specific.

Я не пыталась создать какую-то последовательность событий. Важнее было осмыслить контекст места, узнать, каким оно было в разные периоды своего существования, частью каких больших процессов являлось. Хамовники — очень мозаичный район с высокой интенсивностью событий и большим наслоением смыслов. Это практически палимпсест — пергамент, на котором уничтожается старый текст, а поверх записывается новый. Подобное своеобразие подтолкнуло меня к мысли, что хочется сделать реставрационное раскрытие, посмотреть, заглянуть глубже.

А как это всё соединить? Создать точку в объеме, чтобы на место можно было посмотреть не с одного угла, а с нескольких — на пересечении географических, культурных и личных координат. В пространстве выставки мы добились подобного эффекта с помощью зонирования. 

Источник: архив пресс-службы

Экспозиция будет включать в себя четыре раздела. Мы рассмотрим географию района, расположение которого нашло отражение в названии выставки, феноменологию Солодовни как пространства, созданного и живущего по своим законам. Также мы поговорим о заводе как о месте, важном в производственной цепочке пивоварения, в котором происходит некоторое алхимическое действие — процесс превращения ячменного зерна в солод. Мы обсудим технологии производства пива, узнаем больше о страсти к коллекционированию пивной атрибутики, поговорим о культуре пития и образе жизни, который она сопровождала. И, конечно, не обойдем стороной литературное соседство Солодовни.

Мы хотим, чтобы образ места формировался с разных сторон, и люди уходили с выставки не с вопросами, а с интересом и желанием исследовать место, где они сами живут. За нашим проектом, в первую очередь, стоят человеческие истории: участие жизни москвичей в обустройстве города. Мы до сих пор пользуемся тем, что было создано по их инициативе, мы живем среди этого материального и нематериального наследия. Отсюда важный вопрос, который относится к процессу синтеза, в том числе — что нам делать с этим наследием сегодня?

«Солодовня» глазами и руками местных жителей

Интересно, что в процессе предварительного исследования мы обнаружили, что важную роль в формировании места сыграла предпринимательская инициатива. Многое из того, что было построено в этом районе в XIX веке, родилось на свет благодаря частной инициативе горожан. По соседству здесь — психиатрическая клиника, где лечились известные люди, медицинский городок при Университете имени Сеченова. Кстати, там учился мой дедушка, который впоследствии стал известным московским врачом-гинекологом. 

Другая важная инициатива — высшие женские курсы. Здесь располагалось Девичье поле, название которого, с одной стороны, обусловлено близостью Новодевичьего монастыря, а с другой — исторической подоплекой. Считается, что на этой территории собирали девушек, чтобы отдать их в качестве дани монголо-татарам. А через несколько столетий именно здесь девушки смогли получать высшее образование. Сейчас это кажется привычным, но для XIX века подобная инициатива была огромным завоеванием: женщин учили не только истории и философии, а точным наукам Здание для курсов тоже строилось на частные деньги. 

Источник: архив пресс-службы

Мне кажется, что это отличный пример созидательного отношения к родному городу. Располагая большими возможностями, не обязательно строить одиннадцатый торговый центр, деньги можно вложить то, что наполняет и улучшает качество жизни. Нам было чрезвычайно важно подчеркнуть Солодовню как пространство с такой миссией. 

Также было интересно узнать, как люди, которые здесь жили, воспринимали район. Нам удалось найти воспоминания, которые стали основой для попытки воссоздать отдельные значимые моменты, события и контекст, имеющие отношение к заводу, как к частной инициативе, так и к производственному предприятию. 

Важно отметить, что работа с воспоминаниями, конечно, проводилась, но в основу нашего исследования легли истории людей, которые работали на заводе. У нас был совершенно очаровательный контакт с бывшим главным механиком, который устроился на предприятие двадцатилетним парнем и проработал вплоть до закрытия завода в 2005-м году.  Он рассказал о том, как устроена работа на заводе, как он помнит это место эмоционально и рационально, как были построены отношения в коллективе, как начинался и проходил рабочий день. 

Мы хотим подсветить практики повседневности ушедшего времени, в том числе, связанные с культурой пития. С одной стороны, это взгляд в прошлое и возможность соотнести его с настоящим, а с другой —  повод подумать о переосмыслении и наполнении новым смыслом бывших индустриальных пространств.

Источник: архив пресс-службы

Сосед, которого невозможно игнорировать 

Вы могли заметить, что из окна Солодовни виден сад Льва Толстого — мощной фигуры, которую мы, конечно, не могли проигнорировать. Однако нам хотелось отойти от образа Толстого как великого писателя. Мы не умаляем его авторитет, но он ведь тоже обычный человек, который жил в Хамовниках наравне с другими. 

Толстой любил физический труд: он носил воду для дома из колодца, в саду заливал каток, катался на коньках, гулял, учился ездить на велосипеде. К тому же, весь завод окутан флёром мифологии, связанной с Толстым. Говорят, что он сюда заходил, и у него была любимая бочка пива. Честно говоря, это мало похоже на правду, потому что Лев Николаевич был поборником здорового образа жизни. Однако сохранились трогательные воспоминания Илья Эренбурга —  известного писателя советского времени, автора понятия «оттепель» —, которые тоже будут представлены на выставке. 

Кстати, в литературном уголке, посвященном Толстому и Эренбургу, находится один из моих любимых объектов — 3D-полка с собраниями сочинений Льва Толстого, выполненная в виде схемы кабинета. Она работает в двух изобразительных регистрах одновременно: как схема рабочего кабинета писателя в доме в Хамовниках на втором этаже и как книжная полка. Я вижу в этом объекте некую метафору работы над выставкой, когда мы показываем место с нескольких сторон, и общая картина складывается из того, что меняя оптику и взаимодействуя с нашим пространством, зритель может получить новую информацию.

Источник: архив пресс-службы

Параллельная программа и экскурсии 

Публичной программой занимается куратор Соня Григоренко. Сейчас у нее в планах организовать книжный клуб, в рамках которого мы будем читать и обсуждать некоторые работы Толстого. Одна из них — эссе «Что такое искусство», которое он написал, живя в Хамовниках. 

Мы хотим поговорить о Толстом, но соединить это с темой, которая коррелирует с выставкой и миссией Центра современной культуры. Вопрос о том, что такое искусство до сих пор волнует многих, он всегда актуален. Было бы интересно ознакомиться с тем, что думал по этому поводу Лев Николаевич, и обсудить, как совпадают его воззрения с воззрениями участников клуба.

В рамках публичной программы пройдет лекция Михаила Ершова, — главного пивовара Московской пивоваренной компании — с предварительным названием «Пиво: просто о сложном». 

Также две лекции проведет коллекционер пивной атрибутики Павел Егоров. Одна из них будет называться «Пивные этикетки как опавшие листья истории». Мало кто знает, что этикетки можно читать, зная их культурный код, ведь они тоже отражают эпоху. Например, завод, уже в постсоветское время, выпускал несколько марок, которые имели связь с происходящими вокруг событиями.

Пройдет лекция-кинопоказ «Советское пиво в советском кино», в рамках которой Павел будет рассуждать, какое пиво пьют герои, какую используют посуду и действительно ли картинка на экране совпадает с реальностью культуры пития. 

Также мы планируем провести реконструкцию концерта, который учащиеся техникума имени Гнесиных давали для работников Хамовнического пивоваренного завода в 1930-м году. Для нашего проекта тоже выступят нынешние студенты Гнесинки.

Частью публичной программы также станут кураторские экскурсии с выходом на улицу, которые стартуют в конце апреля-начале мая.

Солодовня изнутри: что ждет нас на выставке 

При конструировании выставки нашей главной задачей было подчеркнуть специфичность Солодовни с точки зрения архитектуры и пространства. К каждой зоне мы подбирали подходящее пространство. 

Кирпичный зал — немного похож на лабораторию алхимика. Раньше здесь не было электрического света, везде была паутина, поднимались пары и сушился солод — захватывающая картина, которую мы постарались воссоздать. 

Источник: архив пресс-службы

Белый зал с мансардными окнами, выходящими на улицу, идеально подошел под тему места. На полу мы разместили карту района Хамовники 1885-го года, увеличенную в восемь раз: стоя здесь, можно одновременно находиться и на точке карты, и физически в этом месте. Удивительное ощущение. Здесь же будет располагаться основная часть солодовой инсталляции: солод станет рельефом местности, и как карта перейдёт из плана в объем.

В окнах зала будут наклеены архивные фотографии того же места 150 лет и 100 лет назад. Таким образом, выглянув в окно, можно будет одновременно увидеть и настоящее, и прошлое района. 

Окна пространства, которое предваряет вход в Белый и Кирпичный залы, выходят на усадьбу Толстого. Можно сказать, что оно само просилось стать литературным уголком, где будут кресла и книжные полки. Здесь же будут проходить заседания книжного клуба.

Перед входом в Белый зал будет расположен таймлайн завода, а также артефакт 1990-х годов — настоящий пивной автомат, который впервые можно будет рассмотреть не только снаружи, но и изнутри. 

Источник: архив пресс-службы

Придя на выставку, вы сможете последовательно попасть в зал, где вас сначала погрузят в контекст места, потом в архитектуру и феноменологию самого здания, и наконец в историю пива как предмета страсти и коллекционирования, оставившего след в эпохе.

С вытяжки будет спускаться сапог, появившийся здесь по двум причинам. Во-первых, Лев Толстой шил сапоги. Он считал, что для душевного здоровья человек должен работать руками, поэтому научился делать хорошую обувь. Во-вторых, существует миф, что Толстой лазил по этой дымовой трубе. Обсуждая с архитекторами идеи о представлении темы сапожного мастерства Льва Николаевича, мы решили, что сапог должен выпадать из трубы. 

Источник: архив пресс-службы

Отдельно хочется отметить саунд-дизайн, разработанный, исходя из феноменологии и контекста места. Мы постараемся погрузить зрителей в атмосферу промышленного производства за счет звуков: например, шума паровых установок.

Помимо архивных материалов, без которых такая выставка невозможна, вы увидете масштабную инсталляцию пивного солода, которая станет частью пространства. Его можно будет потрогать, попробовать и даже понюхать. 

Как лучше смотреть выставку?

Пусть каждый сам выбирает то, что ему интересно.

Кому-то больше откликнется фактическая составляющая. Кто-то заинтересуется особенностями коллекционирования пивной атрибутики. Кого-то больше привлечёт материальная сторона и история завода. Тем, кому интересна Москва, больше понравится Белый зал и возможность пройтись по району 150-летней давности, не выходя за пределы Солодовни. 

Думаю, многие захотят узнать, как Толстой воспринимал это место, почитать его книги и еще раз подумать, кто он для нас, кроме того, что он великий писатель. Кому-то будет интересно заглянуть в пивные автоматы 1990-х, вспомнить свой студенческий опыт.

На выставке можно увидеть много примеров созидательных инициатив, позволяющих освободиться от навязанных стереотипов и самостоятельно найти что-то интересное. 

Во многом, наш проект — это история про то, как наполнить место своими собственными смыслами.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.