Картинка

«Мы вытаскиваем людей из квартир и даём понять, что они тоже могут повлиять на будущее города. И уличное искусство помогает осознать это»: Александр Мущенко о стрит-арте Сахалина

Куратор проекта ВЗГЛЯДЫ Александр Мущенко об идее опен-колла, развитии сахалинского стрит-арта и распространении искусства в регионах.

Александр Мущенко

Уличное искусство зародилось еще в первой половине XX века и со временем стало одним из самых популярных способов коммуникации художника с широкой аудиторией. Направление продолжает активно набирать обороты, а творчество стрит-артистов проникает и в далекие регионы.

В 2024 году была представлена паблик-арт программа ВЗГЛЯДЫ, цель которой — создание межрегиональных связей среди представителей креативных индустрий и развитие городского пространства в Южно-Сахалинске. В рамках проекта до 20 марта (включительно) проводится опен-колл для уличных художников. 

О том, как возникла идея программы ВЗГЛЯДЫ, об особенностях культурного кода жителей Сахалина и трендах стрит-арта региона мы поговорили с куратором проекта Александром Мущенко. 

Александр Мущенко

О паблик-арт программе ВЗГЛЯДЫ

Расскажите немного о там, как пришла идея проекта ВЗГЛЯДЫ?

Это долгая история. Много лет я отдал музею стрит-арта в Петербурге, и, начиная с 2017-го года, всячески помогал стрит-арт инициативам на Сахалине. Я сам родом с этого острова, поэтому готов содействовать художникам и способствовать развитию новых проектов.

Примерно в 2019-м году я ушел из музея и обратил внимание на большое количество некачественного коммерческого стрит-арта, который создавался в рамках кинофестиваля и, как правило, представлял собой афиши.

Я захотел изменить ситуацию и вместе с местными ребятами организовал свой фестиваль. Тогда удалось привезти семь художников из Кореи и Соединенных Штатов. Мы сделали неплохие работы за выделенный срок, и это положило начало моему сотрудничеству с регионом и партнерству с администрацией города.

После проекты переросли в оформительство и реализовывались через областную архитектуру. Дизайнеры разрабатывали эскизы, а художники как исполнители переносили изображения на фасады зданий. Этот процесс был масштабирован по всему региону, но не получил отклика ни со стороны населения, ни от стрит-арт сообщества. 

С чем это было связано?

Все было реализовано только в формате декорирования.
Со мной связались люди, с которыми я раньше работал, и предложили по-другому начать этот проект: художники получили право свободно высказывать идеи. Тогда я предложил открыть open-call, который  помог бы выбрать авторов и объективизировать процесс выбора жюри, потому что уличное искусство — большая ответственность. Нужно четко понимать, зачем это делается.

Иван Наинти. Горнозаводск

Как администрация отреагировала на Ваш проект? Были ли ограничения?

Это прозвучит как сказка, но власти города доверились мне и дали практически карт-бланш на реализацию проекта. В течение этих трех месяцев они активно поддерживают наш проект, и надеюсь, такое отношение сохранится.

Как органично интегрировать уличное искусство в городскую среду?

Подход определяет качество и результат. Многие авторы приезжают без особой подготовки и делают проекты по эскизам как ремесленники, — это одна сторона. Другая — больше про искусство и свободу самовыражения.

Как найти баланс? Мой ответ — нужно показывать разное. Некоторые художники больше работают с визуалом, другие — с концепцией и текстами. Я стараюсь предоставить разные возможности для зрителей, ведь у каждого направления найдутся свои почитатели. 

Владимир Абих. Южно-Сахалинск

Что общего у художников, которые подают заявки? Есть ли какой-то  повторяющийся тренд? 

Сейчас я заметил, что есть смещение в сторону концептуального искусства. Многие художники любят выражать свои мысли через текст. Еще есть «тренд» к исследованию среды заранее для визуального и содержательного понимания местности. Однако с созданием таких условий иногда возникают сложности.

Интересно, что из-за так называемого «накопительного эффекта» красивый стрит-арт сейчас начинает восприниматься как естественный городской ландшафт и способ передачи информации. Обыватель практически одинаково относиться  и к рекламному баннеру, и к украшенному фасаду. Раньше появление стрит-арт объекта было настоящим событием, а теперь этим вряд ли кого-то удивишь. Появился запрос на более осмысленное искусство.

Как Ваш проект способствует принятию стрит-арта как вида искусства широкой аудиторией? А каково, в целом, отношение к уличному искусству в регионе?

На уличных стенах Сахалина практически невозможно найти граффити, потому что краску для него очень сложно достать. Если у местного населения и есть предубеждение, то оно связано с нерациональным использованием бюджетных средств. Но мы пытаемся объяснить, что развитие уличного искусства не влияет на благоустройство остального города.

Еще существует феномен абсолютного безразличия, который меня пугает. Людям бывает все равно, что изображено на доме, главное, чтобы их зря не беспокоили. Но дискуссии помогают исправить ситуацию. Даже, когда появляется непонятная работа и начинаются общественные обсуждения, меня это радует. Мы вытаскиваем людей из квартир и даем понять, что они тоже могут повлиять на будущее города. И уличное искусство помогает осознать это.

На Сахалине чувствуется влияние Востока, здесь живут очень прогрессивные люди. Это достаточно богатый регион, финансовая сфера которого также повлияла на культурный код населения. К уличному искусству местное население иногда относится с предубеждением, думая, что картинками их пытаются отвлечь от чего-то важного. Но это нечастое мнение.

Миша Мост. Южно-Сахалинск

Какими уникальными чертами обладает городская среда Южно-Сахалинска?

С этим здесь сложно. Южно-Сахалинск застраивался в 1950-1970-е годы, поэтому вся архитектура типовая. Главной уникальностью обладает природа, и всё, что с ней связано. Многие города располагаются около моря, поэтому в архитектуре иногда появляется морская тематика. В целом, Южно-Сахалинск — «чистый лист», с которым художники могут смело экспериментировать. Сейчас администрация города активно занимается благоустройством города, восстанавливая скверы и меняя фасады зданий.

Стрит-арт Южно-Сахалинска в будущем: как Вы представляете его?

Надеюсь, удастся наладить регулярные связи Южно-Сахалинска с другим миром. Было бы круто, если бы к нам приезжали разные художники, а местные авторы могли учиться искусству в других местах и применять полученные знания к нашему городу. Сейчас, к сожалению, есть тенденция к оттоку населения из региона. Ещё надеюсь, что появятся новые резиденции. Сейчас их не хватает, несмотря на большой интерес.
Экология, природа, — много тем можно развивать на Сахалине, а потом транслировать вовне. Важно сделать акцент на интенсивное развитие. Многие проекты работают по принципу фестивалей, когда команда талантливых и профессиональных художников приезжает, обучает чему-то местное население и покидает место. Это колониальный подход, который представляет собой достаточно печальную картину. После остаются лишь красивые картины и фотографии и ничего более — это явление иногда называют «практикой выжженной земли». Ожидание людей насчёт того, что должно происходить в городе, поднимается, но местные художники не могут ответить на запросы населения. Это приводит не к развитию культурной сферы, а, наоборот, к её деградации. Именно поэтому мне хочется, чтобы сахалинские стрит-арт художники реализовали свои работы в городе.

А насколько, в целом, развита арт-сфера на Сахалине?

Не хочу политизировать наше интервью, но мои слова абсолютно искренни. Нам очень повезло: наш губернатор любит искусство. За последнее время здесь открылись качественно реализованные галереи и бесплатные мастерские для художников. Буду надеяться, что эта тенденция сохранится. На уровне региона действительно есть поддержка культуры и искусства.

По моему мнению, важно развивать интеграцию с материком, ведь очень многие институции хотят сотрудничать с Сахалином. Однажды я предложил коллегам с Венецианской биеннале устроить выставку о коренных народах острова. Все были в восторге! В мире актуальна децентрализация искусства, и сахалинские художники могут пользоваться этим преимуществом.

Что, по Вашему мнению, необходимо предпринять для дальнейшего культурного развития Сахалина?
Продолжу мысль про развитие связей с миром. Если удастся наладить работу резиденций на Сахалине и обеспечить регулярный приезд профессионалов из креативных индустрий на остров, а также наладить обратный процесс, при котором сахалинские представители будут уезжать в другие места для обучения и реализации своих проектов — они смогут понять пути своего развития и, как следствие, применить навыки на Сахалине. Необходимо создать культурную среду, где люди могли бы видеть векторы для совершенствования и самовыражения — прочную связь с регионом.

Анонимный автор

Какие сложности могут возникнуть в организации такого долгоиграющего проекта?

В основном, это трудности в логистике и покупке билетов для художников. Иногда возникают проблемы с доставкой расходных материалов для проектов. Погода бывает нестабильной: летом может быть дождливо и влажно или, наоборот, очень жарко.

По Вашему мнению, за какими проектами или стрит-артистами сейчас стоит следить?

Мне кажется, что сейчас у стрит-арта размылись границы. Есть просто художники, и некоторые из них в конкретный момент времени предпочитают работать с городским пространством. Они выходят на улицы и создают что-то новое в рамках опен-коллов, фестивалей или обособленно. Внимание уделяется содержательной проработке проектов. Я бы хотел видеть больше «странных» и многоуровневых работ, создавая которые, художники занимаются экспериментаторской деятельностью с использованием перформанса, фото и видео. 

Как Вы считаете, стрит-арт на Сахалине должен развиваться своим уникальным путем или перенимать мировые тренды на уличное искусство?

Раньше я был ярым сторонником глобализации и не разграничивал художников на отечественных и зарубежных. Сейчас считаю, что у нас все же есть возможность попытаться найти что-то свое. Я верю, что благодаря культурным особенностям и удаленности региона нам удастся создать нечто уникальное.

Миша Мост. Южно-Сахалинск

Вы организатор проекта ВЗГЛЯДЫ и руководитель арт-резиденции «Маяк». Что Вам нравится больше всего в кураторской деятельности? 

Я сторонник того, что куратор — это помощник художников в решении их задач. Художники — главные в проекте, а моя задача — создать условия для воплощения их идей. Это некое медиаторство. В кураторстве часто присутствует образ возвышенности и власти, но я стараюсь не советовать художнику, как должно быть.

На мой взгляд, когда человек что-то делает в городе, важно иметь ответы на вопрос «почему» «и зачем». Стрит-арт — больше субкультурная история, и в целом, роль куратора в современном искусстве и в уличном различается. Для меня это про поддержку и создание дружеской атмосферы, которая влияет на качество работ.

Ощущение сопричастности к проекту вдохновляет. Процесс создания, когда из эфемерности идея переносится в реальность, а потом меняет нас всех, является для меня ключевым. 

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.