Картинка

Обзор выставки «Дорожное кино»: «Это грань между ёрничеством и попыткой создать образ, радующий глаз»

Обзор выставки «Дорожное кино» в ММОМА с комментариями художника.

Иван Чемакин. Старая реклама, 2020

Московский музей современного искусства совместно с фондом поддержки и развития современного искусства Limonov Art Foundation представил персональный проект художника Ивана Чемакина «Дорожное кино».

Проект, посвящённый творчеству постсовременной российской глубинки,  состоялся благодаря находке — случайно обнаруженному архиву художника. Меценат и коллекционер купил его и передал искусствоведам на исследование. Большинство инсталляций автора не завершены. Работы постоянно пересобирались художником, росли и видоизменялись на пригородном земельном участке, где располагается его дом и мастерская.

Иван Чемакин –— междисциплинарный художник родом из Тюмени. Он закончил Тюменский колледж искусств по направлению «Графический дизайн». Позднее Иван переехал в Санкт-Петербург и поступил на специальность «Режиссура анимации и компьютерной графики» в Государственный университет кино и телевидения. Сейчас отвлечённый от суетливых мегаполисов художник живёт в деревне Антропшино, где еле уловимо для внешнего мира создаёт экзотическое искусство. 

Видеофрагмент, выставка «Дорожное кино», 2023

В работах Ивана Чемакина прослеживается узнаваемый почерк и самобытная мифологическая система. Автор работает с поэтикой «вещь как знак» и наделяет повседневные предметы новым смыслом, отвлечённым от их бытового назначения. Работы Чемакина — следы прозаичной, будничной человеческой деятельности, лишённые, казалось бы, эстетического. Художник черпает символический материал из воспоминаний о детстве в постсоветском прошлом. 

На первый взгляд, работы Чемакина, представленные на выставке — воплощение рая мальчишки и мужчины. Доски, балки, бочки и лампочки напоминают клад любопытного сорванца или содержимое захламлённого гаража. Однако произведения наполнены загадками и содержат в себе тайную, известную только автору мифологию. В столичном музейном пространстве выставка  «Дорожное кино» ощущается как экзотический провинциальный гость. 

О выборе темы и техники своего творчества художник рассказывает следующее:

«Исследование постсоветского прошлого — это попытка понять и усмирить бурные впечатления от 1990-х, на которые пришлось моё школьничество. Действие разворачивалось на фоне устаревших принципов и фактур советского наследия. 

Техника инсталляции мне была интересна с рождения — это и песочница, и игра в индейца, и строительство автомобилей из стульев и ящиков в огороде. Позднее я учился проектировать рекламные стенды, оформлял праздники. Там я познакомился с авангардистскими опытами 1920-х годов. Это дополнило мои практики игр в оврагах и гаражах. Потом я рисовал маленькие картины маслом, где часто изображал конструктив привычных, незаурядных строений, увиденных где-то на обочине города. Однажды мой друг Александр Цикаришвили предложил мне сделать проект в его галерее. Там было три зала. Я подумал, что надо застроить их все конструктивными инсталляциями. Так и начались эти гигантские объекты.

Предметы быта в моем творчестве — это определённая бетонная стена. Ещё обучаясь проектированию вещей и интерьеров, изучая дизайн, я упирался в непонимание: как спроектировать внешний вид кофемашины, если я не знаю, как у неё устроена механика. Но я люблю красивые предметы быта, и мои бытовые приборы — это грань между ёрничеством и попыткой создать образ, радующий глаз».

Техника Чемакина уходит корнями к итальянскому художественному течению XX века Arte Povera, которое повлияло на развитие международного современного искусства. В отличие от «ресайклинга», который конвертирует износившееся старое в материал для привлекательного нового, художник использует старые непрезентабельные объекты в качестве сакральных, наделённых собственным характером, историей и ценностью.

Иван Чемакин. Накопительный объём, инсталляция, 2023

Каждый зал выставки удивляет разноплановостью работ художника: серия графики и живописи сменяется стройным рядом фантасмагорических деревянных фигур, а за ними следует масштабный каркас здания из деревянных балок, украшенный, как росинками, сумбурными предметами и обломками.

Атрибуты полузаброшенной постсоветской деревни смешаны с тропическими сюжетами. Многие работы Чемакина рождают образ гибрида тропических лесов Таити и деревни Антропшино. 

«Тропические темы появились в моих картинах из-за принципиального решения не рисовать снег. Когда я рисую пейзажи — заменяю снег на траву или вообще не рисую зимой», — комментирует Иван

На выставке представлена серия работ ДОБ-2 или «Добыча обезьян». Она включает в себя объекты и инсталляции, которые не имеют зафиксированной формы. Это длительный проект-исследование, посвящённый феномену тропикалии как методу описания обыденного в качестве экзотического.

Первая работа из этой серии — Город Обезьян. Город инопланетный, мусорный, подпольный. Он наполнен привычными бытовыми вещами, которые мутировали, видоизменились, выросли до масштабов сакральных объектов. Там обитают герои обочин и окраин, невидимки, выпавшие из фокуса рыночной системы и медиасреды.

Следующая работа — Сушилка для бананов — изумляет симметричностью и стройностью, которые сильно отличают её от других инсталляций, представленных на выставке. На сушилке бананы бережно и поэтично расставлены на пересечении деревянных балок, как драгоценные камни, которыми инкрустировали дорогую шкатулку.

«Сушилка для бананов — это соединение множества образов, многослойный коллаж. Когда мы делали проект “Добыча Обезьян”, целью было создать аттракцион, образ боевика. Там присутствовала тема блокбастера, как бы разборки, но в результате всё получилось романтично. Зал с сушилкой для бананов отвечал за образ зрительного зала. Бананы как зрители расположились на своих местах, а посетитель выставки оказывался на месте кинопроекции. Переворот понятий, смена ролей. В экспозицию вплетались разные аналогии, обезьянничество — как из истории искусств, так и из быта разных народностей. Каркас сцены отдалённо напоминает норвежскую сушилку для рыбы, название намекает на “сушилку для бутылок”», — объясняет художник. 

Иван Чемакин. Сушилка для бананов из серии «Добыча обезьян», 2019

Далее — маленькая «Вечеринка в овраге», организованная из «сладких остатков». Из выброшенных вещей и материалов, забракованных идей и вытесненных воспоминаний выстроилась площадка для молодёжных танцев и игр. Хотя инсталляция сама по себе напоминает импровизированный танец вещи, хоровод несопоставимых, не ценных, запылившихся предметов, которые получили новый смысл и заиграли новыми красками. 

Иван Чемакин. Вечеринка в овраге, 2023

Серия работ БШдкМ (Банановая шаверма во Дворце культуры моряков) — одна из самых ярких на выставке. Эти инсталляции «кричат» о себе. При входе в зал БШдкМ механизмы начинают скрежетать и кружиться, как карусель. Движение то затихает, то возобновляется — у машины своя логика движения, свои устремления. Они самостоятельно двигаются, «танцуют», а посетители становятся очевидцами (или) участниками их вечеринки.

Иван Чемакин поделился историей и концепцией серии работ:

«Проект БШдкМ был сделан для заброшенного ДК моряков. В Петербурге  рядом с портом располагался Дворец культуры, где проводились концерты, новогодние утренники, занятия с детьми. Теперь это заброшенное помещение с большим арсеналом сохранившихся символов былой эпохи. Выставка была задумана как маршрут по бывшим гримёркам, подвалам, задними частям сцены. Кинетические объекты были своего рода маяками. Зритель искал по карте объекты и непроизвольно рассматривал весь Дворец культуры, который сам по себе является ярким образом».

Иван Чемакин. Серия работ БШдкМ, 2023

Понимание выставки «Дорожное кино» возможно только на уровне чувственного восприятия. Здесь происходит диалог концепции автора и личного опыта смотрящего. Концепция работ, прописанная куратором, приоткрывает дверцу, но мифология художника остаётся мистической, недостижимой. 

Когда: до 14 января
Где: ММОМА, Гоголевский бульвар 10/1.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.