Картинка

Даша Сурмило и Никита Клен о «Работе над ошибками» в «Скрепке»

Интервью с создателями выставки керамики в московском бистро.

Почти весь август в пространстве московского бистро «Скрепка» проходит персональная выставка художницы и керамистки Даши Сурмило «Работа над ошибками». Посуда и предметы декора не только выставлены на обозрение посетителей — они используются для дополнения интерьера и даже для подачи блюд спешл-меню. В разговоре с ART FLASH Даша и куратор выставки Никита Клен поделились историей создания проекта и своим взглядом на «Работу над ошибками».

Даша Сурмило. Фотограф Дмитрий Комаров
Никита Клен

Как пришла идея показать работы Даши в «Скрепке»? 

Никита: С Дашей мы знакомы с прошлого года. Её работы мы показывали на стенде галереи OilyOil в рамках ярмарки молодого искусства Blazar. Чуть позже Даша написала мне с предложением организовать её экспозицию в бистро «Скрепка» и сделать проект для ММОМА кафе. Я согласился! Получилась очень тонкая выставка в пространстве бистро. Мне нравится, что работы Даши смэтчились с пространством «Скрепки». Её произведения не конфликтуют с пространством, а придают ему дополнительные смыслы и визуальную ауру. 

Кроме самой выставки, в «Скрепке» сейчас тарелки используются для подачи блюд. Где, по-твоему, твоё искусство смотрится органичнее: на стенах или в обиходе? 

Даша: Где смотрится органичнее, решает зритель, но я счастлива, когда мои изделия используют в домашнем обиходе. Когда этим пользуются каждый день, когда мои изделия стоят на столе, за которым завтракают влюблённые или ужинает компания друзей — когда я вижу такие фотографии от людей, то чувствую уверенность, что в том, чем я занимаюсь, точно есть смысл. Я разговаривала на эту тему со своей знакомой, которая пишет музыку к фильмам и является очень тонким и глубоким человеком. Она сказала: «Вещь должна жить!» Очень хорошая фраза.

Источник: архив пресс-службы бистро «Скрепка»
Источник: архив пресс-службы бистро «Скрепка»

Как пришла идея включить школьные мотивы в творчество: тарелки в «тетрадную» линейку, исправленные красной пастой ошибки и оценки? 

Даша: Во время поездки в родной город к родителям в их документах я нашла записку от мамы к папе 30-летней давности, в которой мама допустила грамматическую ошибку, а папа её исправил и поставил оценку. Эта записка тронула меня до глубины души. Мы много знаем о знакомстве и истории начала любви наших родителей, но всегда в пересказе, а ведь как было бы интересно посмотреть на эту историю своими глазами, быть её свидетелями. И эта записка как будто перенесла меня в то время, когда у родителей всё только начиналось. Во время поездки я уже занималась керамикой, но делала чёрно-белую посуду. Приём со школьной тетрадью использовали многие художники и до меня, но благодаря этой записке пришла идея перенести всё на керамику.

Текст в твоих работах — это исключительно способ донести мысль и напрямую поговорить со зрителем, или слова имеют и изобразительную ценность? 

Даша: Изначально, я делаю почти все изделия для себя самой — что-либо отрефлексировать, избавиться от болезненных чувств, в чём-то признаться через такой объект, в чём не находится смелости признаться напрямую. Но то, что в итоге этого высказывания завязывается диалог со зрителем, которому эти чувства тоже могут быть знакомы — это, конечно, тоже очень приятно.

Благодаря «Работе над ошибками» мы увидели промежуточный итог твоей деятельности. А какие у тебя творческие планы на ближайшее время? 

Даша: Планы скорее не творческие, а технические. Хочется глубже изучать мастерство керамики, материалы, приёмы; есть несколько человек, которые ведут свои авторские курсы, к которым я мечтаю попасть, поэтому в планах, как и всегда — учиться и просто продолжать делать дело.

Можешь рассказать подробнее о спешл-меню, созданном по мотивам работ Даши?

Никита: Перед открытием проекта мы обсуждали с моей коллегой, что было бы круто сделать спешл-меню, приуроченное к открытию экспозиции. Вместе с PR-директором Викторией Пановой, шеф-поваром «Скрепки» Владимиром Климчуком и Дашей мы придумали специальную позицию в меню — «Я + лапша = навсегда». Блюдо представляет собой удон с курицей, вешенками и овощами в азиатском соусе. Процесс создания позиции строился следующим образом: Даша поделилась своими предпочтениями и форматом блюда, а также показала эскизы керамического изделия, а Владимир предложил свое видение и органично подобрал ингредиенты. До закрытия выставочного проекта Сурмило, любой желающий может попробовать удон «Я + лапша = навсегда» на авторских тарелках Даши. 

Источник: архив пресс-службы бистро «Скрепка»

Можно ли приобрести работы Даши прямо в «Скрепке»? 

Никита: Да, конечно! Возле каждой работы расположены этикетки со стоимостью произведения. Чтобы купить изделие, достаточно обратиться к стаффу бистро. 

Приходя в «Скрепку» просто на бранч, могут ли посетители поговорить с кем-то, кто подробно расскажет о выставке? 

Никита: Конечно, могут! Коллеги активно следят за всеми экспозициями. У каждого менеджера, бариста, раннера и повара есть свое мнение и комментарии, у некоторых даже появилась подборка любимых объектов Сурмило в личных социальных сетях! Но я чувствую, что скорее это формат коммуникации не через экскурсию и рассказ о проекте, а через медиацию. Приглашаем всех смотреть выставку, формировать свой новый гастрономический и эстетический опыт! Выставочный проект Даши Сурмило доступен к просмотру до 26 августа. 

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.