Картинка

Digital fashion – очередной тренд или новая реальность?

Самый полный гайд по digital fashion.

С каждым годом фешн-индустрия становится всё более социально ответственной. Модные дома с мировым именем, локальные бренды и молодые дизайнеры всё больше внимания уделяют экологической повестке, а потребители становятся более рациональными и вдумчивыми. Новой эко-тенденцией является цифровая мода. В этой статье мы разберемся что такое digital fashion, есть ли у цифровой моды будущее, узнаем как приобрести виртуальные вещи и расскажем о роле digital-дизайнера.

О сложностях работы, доступности професси digital-художника и специфике работы над коллекцией ART FLASH рассказал дизайнер цифровой и физической одежды, резидент маркетплейса Replicant, эксперт арт-кластера «Таврида» в 2021 году, а также приглашённый художник проекта KNXT во Франции – Александр Курманин.

Александр Курманин

Что такое цифровая мода?

Самое ёмкое и точное определение этого феномена,  по мнению Александра Курманина, будет звучать так: «цифровая мода – это максимально реалистичная визуализация костюмов, которые можно “надеть” на свои фото и видео». 

Digital-одежда существует исключительно в виртуальном формате.  Изначально цифровая мода пошла из игр, но они постепенно ушли на второй план. А цифровые вещи стали своего рода развлечением, ведь где ещё, как не в виртуальной реальности мы сможем примерить самые необычные и экстравагантные образы, на которые бы на вряд ли решились в реальной жизни. 
До того, как пойти в массы, 3D технологии по разработке одежды начали применяться на производствах для уменьшения расходов и удешевления процесса создания одежды. Для российского рынка понятие цифровой моды относительно новое, оно получило свою популярность во время пандемии, когда бренды из-за ограничений начали представлять свои коллекции в digital-формате.

Роль digital-дизайнера

Профессия digital-дизайнера сейчас доступна, как никогда, благодаря обилию программ и «движков», которые работают даже на старых компьютерах. Если имеется бэкграунд в рисовании или дизайне одежды, то остается лишь освоить  специальные программы. В 3D моделировании, как и в реальной жизни нужно не забывать про физику и правила живописи: расположение теней, объём и другие детали никто не отменял. Поэтому нельзя сказать, что сложнее: конструировать цифровую одежду или шить её вручную. У каждого направления есть свои нюансы, и там и там придётся попотеть. При пошивке реальной одежды думаешь про посадку, сопоставимость тканей и физические потребности человека, которые нужно учитывать. В цифровой среде происходит всё тоже самое, только там нужно учитывать другие параметры: количество полигонов, их расположение, текстуру. 

Средний срок работы над коллекцией – неделя, но есть исключения.  Например, коллекцию для Rreplicant Александр сделал и за 2 дня, а репродукция костюма Balenciaga у него заняла 2 недели. 

При создании коллекции ART FLASH у Александра не возникло особых проблем, однако было достаточно сложно делать простые формы и простые вещи. Если в реальной жизни дизайнер стремится к тому, чтобы у платья нигде не было заломов, торчащих швов и тд, то в 3D нужно это делать специально, чтобы модель была более реалистичной. Чем сложнее модель (большое количество карманов, необычные воротники, подкладка и т.д.), тем легче добиться реалистичности за счет этих деталей. 

Платье из коллекции ART FLASH достаточно простое: оно состоит всего из 4 частей (2 части юбки и 2 части верха). На таких вещах очень проблемно получить реалистичность, и она добивается за счёт долгой работы с текстурой и посадкой платья по фигуре. Создание простых вещей, которые в реальной жизни можно сшить за день в 3D занимает больше времени.

Экологическая составляющая 

Модная индустрия в классическом её понимании пагубно влияет на окружающую среду: она занимает второе место в рейтинге самых загрязняющих промышленностей в мире. А что насчет цифровой моды? 

Исследование компании Ericsson показало, что час работы над цифровым изделием равен 0,078 кг CO2 (диоксид углерода). Среднее время разработки одной единицы цифровой одежды – 4 часа. То есть выбросы от её создания будут равны примерно 0,312 кг на одну вещь, в то время как от производства пары физических кроссовок они могут составлять около 10 кг. 

Пока в индустрии digital-моды нет единого индекса измерения углеродного следа любой производимой вещи, но даже без точных подсчетов можно с уверенностью заявлять, что она в разы экологичнее.

Цены

Формирование цен на digital-вещи, как правило, зависит от желания автора. В большинстве своем на таких сайтах, как DressX, Replicant и Artisant выставлены дизайнеры, которые сами создают одежду, и формируют на неё цены тоже самостоятельно. 

«Ценников ниже 990 руб. нет.  Верхний порог цен тоже сложно назвать, потому что аппетиты есть всегда. Но абсолютно реально купить джинсы и свитшот за 2000 руб. – 1000 руб. за изделие. Это ценники из головы, которые лично я бы поставил, обычно я стараюсь формировать цены так, чтобы они были средними по рынку. Мои костюмы стоят от 1000 до 1500 руб., но бывают исключения», – говорит дизайнер цифровой и физической одежды Александр Курманин.

Потребители цифровой моды

В основном digital-вещи приобретают женщины возрасте от 20 до 45 лет. Безусловно, основная ставка идёт на блогеров, которым выгодно разнообразие фотографий в различных образах, но нельзя сказать, что они стоят в первых рядах. Наоборот, обычные люди, у которых небольшая, но более лояльная аудитория, чаще пользуются цифровой модой. 

Также можно сказать, что разные возрастные группы заинтересованы в цифровой моде и хотят попробовать её на себе. Это и подростки, и люди старше 50, но тут, скорее, стоит вопрос о платежеспособности аудитории, отдадут они предпочтение реальной вещи или потратят деньги на цифровой наряд. 

Как примерить на себя цифровой образ

Самыми удобными и доступными вариантами для примерки digital-наряда являются Snapchat, Instagram (экстремистская организация, деятельность которой запрещена на территории РФ), telegram-боты и приложение Zero10. Всё это работает, как уже привычные нам маски: считывает положение тела и накладывает одежду. 

Взгляд в будущее

Сейчас нельзя однозначно ответить на вопрос, снизится ли благодаря цифровой моде уровень потребления. Ведь такой формат покупки и производства одежды у нас появился, по большому счету, всего 3 года назад. Пока люди не стали массово использовать виртуальные вещи вместо реальной одежды, но можно отметить, что многие открыты к цифровому формату и готовы к экспериментам. 

«Я точно могу сказать, что цифровая мода останется, но она будет модернизироваться. Уже сейчас есть VR-примерки, которые можно использовать как на бесплатной, так и на платной основе. Примерить на себя цифровой образ можно где угодно, например на созвоне в zoom. Есть telegram-боты, которые надевают одежду с помощью нейронов. Я думаю, это скорее вопрос про развитие технологий, но цифровая мода точно будет с нами», – заключает Александр Курманин.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.