Материал о рождении русского рока и «плохом парне» с душой романтика.
15 января в московском Манеже открылась масштабная выставка «Виктор Цой. Путь героя», приуроченная к 60-летию со дня рождения музыканта. В связи с этим, мы в ART FLASH постарались разобраться в том, как Виктор Цой и группа «Кино» повлияли на развитие русского рока и почему их песни не потеряли своей актуальности даже сейчас.
За 32 года, прошедших со дня смерти Цоя, его образ успел обрасти множеством легенд и мифов. Музыкант стал иконой советской рок-музыки и народным героем. Вечно живой Цой стал фигурой поп-культуры, хотя при жизни таковым не являлся и принадлежал скорее к контркультуре . Каким же он был на самом деле?
Биография Виктора Цоя хорошо известна. Он родился в Ленинграде, был наполовину кореец, окончил ПТУ по специальности «резчик по дереву», выступал в Ленинградском Рок-клубе, был солистом и основателем группы «Кино» и погиб в 28 лет в автокатастрофе. Эти факты энциклопедичны, но совершенно не объясняют того, почему песни музыканта до сих пор популярны, концерты группы даже без солиста собирают стадионы, а ряды киноманов даже по прошествии лет отнюдь не поредели.
Творчество Цоя можно условно разделить на несколько периодов. Первый связан с появлением группы, которая изначально называлась «Гарин и Гиперболоиды». Этакие неуклюжие ребята в Жабо – образ, который сразу вспоминается всем, кто смотрел фильм «Лето» Кирилла Серебренникова. Затем последовал романтический период, ознаменованный выходом в середине 80-х альбомов «Начальник Камчатки» и «Это не любовь». И наконец, наиболее известный современному слушателю героический период с его песней «Перемен», прозвучавшей в фильме «Асса», и альбомами «Группа крови» и «Звезда по имени Солнце».
Имя Виктора Цоя неразрывно связано с Ленинградским Рок-клубом, появление и расцвет которого пришлись на 80-е годы. Там выступали молодые тогда группы «Аквариум», «Аукцыон», «Алиса», «Зоопарк» и многие другие. Интересно, что изначально группу «Кино» приняли прохладно, они отличались от других. Отличие это заключалось как в личности самого Цоя – тихого, слегка замкнутого и скромного, так и в той музыке, которую он создавал.
Во многом советский рок тогда черпал вдохновение в западной музыке: музыканты переводили зарубежные песни и нередко их цитировали, причём и на текстовом, и на мелодическом уровне. А группа «Кино» сразу заявила о своей самобытности – несколько простых аккордов, рубленый ритм и актуальные для своего (а как оказалось и для будущего) времени тексты. Песни Цоя неизменно вызывают ощущение холодной решимости, даже некоторой брутальности, но всё это с удивительной примесью меланхолии. Несмотря на закрепившийся образ протестности, музыка «Кино» глубоко романтична, сказывается то, что сам Виктор был романтиком и очень тонко чувствующим человеком.
Отличный пример – песня «Перемен», прозвучавшая в фильме «Асса» и уже ставшая негласным гимном и политическим призывом. Хотя в самой песне нет даже намёка на какое-либо действие или протест. Это песня про людей, которые сидят у себя дома на кухне, а всё действие происходит внутри них самих: «Сигареты в руках, чай на столе — эта схема проста, И больше нет ничего, всё находится в нас». Это глубоко аполитичная идея, сродни китайской созерцательной пассивности, философии «неделания». Возможно, такому взгляду на мир способствовало происхождение самого Виктора. Удивительно, что сегодня этот смысловой пласт песни оказывается незамеченным, потерянным и стёртым. Тем не менее, этим в очередной раз подтверждается то, что творчество Цоя и его образ за годы обросли и обогатились совершенно новым содержанием.
За сформировавшимся эталонным образом рок-звезды в чёрной кожаной куртке сегодня нередко теряется образ Цоя-человека, живого со своими чувствами, эмоциями и особенностями характера. Виктор Цой был очень творческим – писал картины, снимался в кино и ставил искусство выше славы и достатка, даже когда группа их выступления перестали быть полулегальными и начали собирать стадионы. В интервью 1988 года для газеты «Молодёжь Эстонии» он говорил:
«По большому счёту мне всё равно где играть – в квартире, в подпольном клубе или в зале на десять тысяч человек. У меня есть возможность играть – я играю. Нет такой возможности – я готов делать это бесплатно»
Виктор Цой – фигура абсолютно беспрецедентная. Молодой, красивый, талантливый, смелый, он никогда ничем не злоупотреблял, не делал ничего чересчур и не был замешан ни в каких скандалах. Этакий хороший-плохой парень. Всё это вкупе: личные качества и особенности его творчества обусловили то место, которое он занял и продолжает занимать в советском и постсоветском культурном пространстве, он стал идеальным и, возможно, «последним» таким героем.