Американская классика: 5 фильмов «Золотого века» Голливуда, которые стоит посмотреть сегодня

Для тех, кто уже видел все фильмы с Леонардо Ди Каприо.

Мы привыкли считать Голливуд колыбелью классического американского кино: оттуда в прошлом веке началась его мировая экспансия. Однако, мало кто знает, что начало голливудскому кинематографу, на самом деле, положили эмигранты из других стран: России, Германии, Швеции и Венгрии. Это были находчивые предприниматели, которые после Первой мировой войны перебрались в Америку, чтобы зарабатывать деньги, так как американская экономика перенесла военные годы легче других государств и до Великой депрессии была чуть ли не самой крепкой в мире. Более того, в Штатах будущие режиссёры могли рассчитывать на благоприятный климат, относительную политическую стабильность и свободу в использовании авторских прав. Последняя имела для них особое значение, ведь каждый из них надеялся заполучить небывалый коммерческий успех через распространение кинематографа в сфере массовой культуры.

Источник: Unsplash

В 1924 году появилась киностудия Metro-Goldwin-Mayer, основанная беженцем из Минска Луисом Майером. Вслед за ней на окраинах Лос-Анджелеса возникло множество маленьких студий по созданию фильмов: поначалу нередко снимали, редактировали и распространяли киноленты из одного единственного помещения. Чтобы стать мировым производителем кино Голливуду понадобилось немногим больше десятка лет, и уже в середине 30-х годов начался его «Золотой век».

Мы решили вспомнить этот исторический период подборкой из восьми фильмов, которые спустя более полувека не потеряли ни своего голливудского духа, ни характерной им притягательности.

«Это случилось однажды ночью» (1934), Франк Капра
Кадр из фильма «Это случилось однажды ночью»

Романтичная комедия Франка Капра основана на сюжетных событиях книги «Ночной автобус» американского писателя Самуэля Адамса. В центре фильма девушка, сбегающая от своего деспотичного отца, известного американского богача, к жениху и молодой журналист, ищущий сенсации, чтобы восстановить свою подкосившуюся карьеру. По иронии судьбы они встречаются в ночном автобусе и заключают сделку: он обещает помочь ей добраться до возлюбленного взамен на эксклюзивный материал. Она соглашается, однако их договорённости не суждено сбыться из-за возникших между героями чувств.

Главная фишка «Это случилось одной ночью» – это его лёгкость. Да, некоторые сцены кажутся неимоверно приторными, и да, герои фильма не могут похвастаться изощрённым чувством юмора, однако их нехитрые шутки и непосредственное поведение очаровывают с первых минут киноленты. Фильмы такой степени легковесности были нужны американцам, чтобы пережить годы Великой депрессии, нам же стоит посмотреть их, чтобы понять, с чего начиналась мировая комедия и что в ней спустя десятилетия остаётся неизменным.

«Унесённые ветром» (1939), Виктор Флеминг
Кадр из фильма «Унесённые ветром»

Военная мелодрама «Унесённые ветром» была снята по одноимённому роману Маргарет Митчелл, права на который продюсер фильма выкупил ещё до его официального издания в 1936 году. В разработке сценария к картине принимало участие тринадцать человек, среди которых был американский писатель, автор «Великого Гэтсби» Скотт Фитцжеральд.

Главную героиню романа, легкомысленную американку Скарлетт, сыграла англичанка по национальности Вивьен Ли, на месте которой теперь уже невозможно представить кого-то ещё. Тем не менее, на главную женскую роль позицию пробовалось не менее тысячи актрис, некоторые из которых получили менее значительные актёрские позиции в фильме.

Рекорд фильма «Унесённые ветром» по кассовым сборам до сих пор не может побить ни одна кинолента в мире: за период проката он собрал более $400 млн при том, что на его создание ушло меньше $4 млн. Фильм также не остался без наград кинопремии «Оскар», а точнее десяти статуэток, одну из которых удостоилась Хэтти МакДэниел, первая женщина негроидной расы, получившая «Оскар».

«Гражданин Кейн» (1941), Орсон Уэллс
Кадр из фильма «Гражданин Кейн»

Первый полнометражный фильм Орсона Уэллса, который сыграл в нём главную роль медиамагната Чарльза Кейна.

Кинолента посвящена истории жизни богатого издателя газет по фамилии Кейн, прототипом которого служил реальный образ Уильяма Хёрста, в своё время делавшего деньги на скандалах и «жёлтой» журналистике. Как и Хёрст, Кейн обладал баснословным богатством, властью и влиянием: в фильме герой умирает в своём дворце с единственным предсмертным словом на губах — rosebund. Понять, что означало это слово и почему медиамагнат произнёс именно его, предстоит журналисту Томпсону, который берётся за детальное расследование жизни гражданина Кейна.

Кинолента снималась и распространялась при жизни Хёрста, который, узнав о её содержании, объявил Уэллсу информационную войну. Первый прокат «Гражданина Кейна» не принёс фильму ни прибыли, ни общественного признания: его заметили только после серии повторных прокатов уже в послевоенные годы.

«Касабланка» (1942), Майкл Кертиц
Кадр из фильма «Касабланка»

Ещё одна военная мелодрама с Хамфри Богартом и Ингрид Бергман в главных ролях: оба были названы Американским институтом киноискусства величайшими звёздами мирового кинематографа.

Фильм был создан в начале Второй мировой войны и обыгрывал тяжёлое положение в Касабланке, марокканском городе, подчинённом павшей под нацистами Франции.  В центре сюжета – Рик Блейн, циничный американец тёмным прошлым, он держит элитный ночной клуб и контролирует незаконный документооборот в Касабланке. Когда муж его бывшей возлюбленной просит его помочь достать необходимые документы, перед Риком встаёт непростая моральная дилемма: дать ли молодой паре сбежать или отомстить ей за своё разбитое сердце. От выбора главного героя будет зависеть вся его жизнь.

«Касабланка» не сможет поразить современного зрителя глубиной характеров героев или оригинальностью сюжета – он изначально предполагался как проходной голливудский фильм с набором определённых штампов, присущих американским криминальным драмам. Однако ни типичное «гангстерское» начало, ни давно знакомые клише не делают его ничуть хуже: сила «Касабланки» – в её «классичности» и предсказуемости.

«Лучшие годы нашей жизни» (1946), Уильям Уайлер
Кадр из фильма «Лучшие годы нашей жизни»

В 1946 году Уильям Уайлер – обладатель «Оскара» за фильм «Миссис Минивер» и режиссёр двух десятков звуковых фильмов, сделанных на базе самых знаменитых студий Голливуда: Universal Pictures, Warner Brothers, 20th Century Studios и других. «Лучшие годы нашей жизни», снятые по мотивам американской книги «Прославление меня», открыли серию послевоенных фильмов Уайлера.

Во время съёмок киноленты режиссёр пытался добиться максимальной правдоподобности кадра и актёрской игры: он запрещал главным героям проходить профессиональные курсы, а вспомогательный состав персонажей набрал из ветеранов Второй мировой войны.

В основе «Лучших лет нашей жизни» – осмысление войны как феномена, перевернувшего мировое сознание и похоронившего привычное представление о жизни. С фронтов Второй мировой возвращаются трое солдат: все они едут в родной город, чтобы продолжить жить как прежде, однако их «как прежде» больше не существует. На гражданке кого-то из них ждут уже успевшие повзрослеть и перенести тягости военной жизни дети, другого – низкооплачиваемая работа и бедность, а третьего – может быть, вообще ничего. Всем троим придётся заново познакомиться с новым миром, который оставила после себя война, и самое главное – найти своё место в нём.

подписка на журнал
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку, чтобы всегда оставаться в курсе новостей искусства и моды