Александр Бородулин. История самого гламурного фотографа России 90-х

Его экстравагантные снимки красовались в американских и европейских глянцевых журналах. Выходец Советского Союза, покоривший фэшн-индустрию 90-х во всём мире и создавший первое модельное агентство в постсоветском пространстве.  

Все говорят, что в СССР не было секса. Оказывается, был. В 1989, прямо перед развалом Советского Союза, журнал Playboy выпустил фотосессию «Русские девушки». Молодые коммунистки предстали без одежды рядом с портретами лидеров и известных представителей партии. Этот выпуск поднял продажи журнала на 30%, что очень возмутило ЦК КПСС. Идейным вдохновителем и фотографом был Александр Бородулин – представитель золотой молодёжи и антисоветчик, эмигрировавший в США. По заказу Playboy Бородулин приехал в Москву с двумя чемоданами нижнего белья и снимал девушек на протяжении трёх месяцев. После этого скандала имя фотографа разлетелось по всему Советскому Союзу.

«Русские девушки». Источник: Instagram @cccp_soviet_union

Александр Бородулин, сын известного советского фотографа Льва Бородулина, эмигрировал в Нью-Йорк в 1973 году. Вскоре он открыл собственную студию, в которую впоследствие заглядывали Эдуард Лимонов, Иосиф Бродский, Юрий Мамлеев и многие другие представители гламурной тусовки. В Америке его работы печатали  Playboy, Vogue и десятки других глянцевых журналов.

В 1977 присутствовал на открытии легендарного клуба «Студия 54» (как говорит сам Александр, там было пусто), и впоследствие стал регулярным посетителем. Его ни раз могли заметить в компании своей девушки – супермодели Джии Каранджи и многих других известных личностей, которых он фотографировал. Так, в его коллекции присутствуют снимки с Фредди Меркьюри, Микки Рурка и Боба Марли. Сейчас они стоят до нескольких тысяч долларов.

В 1980 переехал во Францию, где работал по контракту с журналом France Soir, а также публиковал свои снимки в Marie Claire, Officielle и Sports Illustrated.

Источник: abamoscow.com 

Сам Бородулин считает, что двери в фэшн-индустрию ему открыли именно женщины. Как только Александр переехал в Нью-Йорк, он поселился в отель, где жили только русские мигранты, темнокожие проститутки и их сутенёры «в шляпах и малиновых жилетах». В день его приезда к отелю подъехал лимузин, и портье передал приглашение на частную вечеринку графини Кристины на Парк-авеню. Именно это знакомство стало судьбоносным и втянуло молодого фотографа в высший свет Америки.

Источник: abamoscow.com

Второй важной персоной в его жизни стала одна из первых супермоделей мира Джиа Каранджи. Их отношения были недолгими, возможно из-за её увлечения девушками, возможно из-за наркотической зависимости. Сам Александр на интервью не раз говорил: «Да, я встречался с лесбиянкой». Джиа умерла в 26 лет от СПИДа, а её история легла в основу фильма «Джиа», в котором главную роль сыграла Анджелина Джоли. Бородулину фильм категорически не понравился. 

Джиа Каранджи и визажистка Сэнди Линтер в «Студии 54». Источник: Nailya Alexander Gallery

Когда Союз распался, Бородулин вернулся в Москву и открыл первое модельное агентство в постсоветском пространстве. И сразу его прозвали «отцом» русского эскорта: под прикрытием модельного бизнеса Александр знакомил красивых девушек с богатыми мужчинами. Сам же фотограф отрицает свою причастность к этой сфере. 

Источник: abamoscow.co

Именно с такой славой в 2010 году фотограф организовал персональную выставку «Ретроспектива. Часть 1» в Галерее искусств Зураба Церетели, и в 2011 представил её же в галерее «Университет культуры» в Минске.

В 2010 году Александр хотел выпустить сборник фотографий «Девушки Беларуси», но из-за кризиса не смог реализовать задумку.

Источник: официальный сайт МАММ

Сейчас Александр не занимается фотографией, но даёт интервью и высказывается о современном искусстве фотографии. Вот отрывок интервью с сайта bolshoy.by:

«А что такое искусство? Это очень сложный вопрос. Хельмут Ньютон ненавидел, когда его называли фотохудожником. Он говорил: “Я не фотохудожник. Я фотограф”. Когда человек смотрит на мир, он видит его с определенного ракурса. И этот ракурс он определяет сам. Является ли мой портрет, который сейчас делает ваш фотограф, произведением искусства? И да и нет. Фотография – это craft, как говорят по-английски. Как вышивание на пяльцах. Можно ли вышивание на пяльцах назвать искусством? И да и нет. В этом и заключается дуализм фотографии.

Допустим, человек делает фотографию дома, чтобы проиллюстрировать ей бизнес-план. Проходит 150 лет, и этот снимок становится произведением искусства. Только потому, что он пролежал 150 лет. Если быть честным, то вот мое мнение: фотография по умолчанию не является произведением искусства, а становится им в силу каких-то аспектов. И происходит это крайне редко.

Еще один аспект, который возникает при возвеличивании craft: мусор вдруг становится изобразительным искусством. Первым был Марсель Дюшан, который объявил писсуар произведением искусства. Становится ли вещь произведением искусства потому, что вы так ее назвали? Нет. Это издевательство над искусством. Искусство зашло в тупик, и Марсель Дюшан показал именно это: сего­дня всё — произведение искусства! Энди Уорхолл подтвердил: все самое обыденное является самым интересным, и это поп-арт.

Да, искусство зашло в тупик, и фотография — апофеоз этого. Любой человек может снимать, это очень просто. В очередной раз доказал, что «король-то голый!», Ричард Принс: для рекламы Marlboro он всего лишь переснял кадр фотографа Сэма Абеля».


Warning: Illegal string offset 'status' in /var/www/u1139998/data/www/artflashmagazine.ru/wp-content/themes/artflash/single.php on line 195
подписка на журнал
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку, чтобы всегда оставаться в курсе новостей искусства и моды