Картинка

Зеркало души и не только: как художники XX века изображали глаза

Рассказываем о необычных глазах в творчестве Амедео Модильяни, Маргарет Кин и Рене Магритта.

Многие знаменитые художники на своих портретах особое внимание уделяли глазам, ведь одно из наиболее известных их символических значений – зеркало души. Как говорила Шарлотта Бронте: «К счастью, душа имеет своего глашатая – часто бессознательного, но верного глашатая, – это глаза». На некоторых картинах они даже следят за нами. Но у художников, о которых пойдет речь ниже, глаза изображены в очень непривычной для зрителя манере.

В своём новом материале ART FLASH рассмотрит самые небанальные изображения глаз в живописи и постарается ответить на вопросы: почему художники так сильно акцентируют на них внимание и какой смысл в это вкладывают? Приготовьтесь, будет интересно.

Отсутствие глаз в картинах Амедео Модильяни

Итальянский художник-экспрессионист Амедео Модильяни в своём творчестве был заинтересован исключительно людьми: ни натюрморты, ни пейзажи, ни что-либо ещё не привлекало внимание мастера. Персонажи на его картинах отличаются вытянутыми шеями, асимметрией лиц и… пустыми глазами. На их месте он оставлял однотонные миндалевидные пятна. Объяснял Амедео это так: «Я нарисую твои глаза, когда я познаю твою душу». Только на последних портретах своей невесты, которых всего было около 20, он подарил ей осмысленный взгляд.

Соннён Чанг, президент Корейского института Модильяни, классифицировал картины Амедео по пяти типам: оба глаза пустые, один глаз со зрачком и другой пустой, один глаз со зрачком и другой чёрный, оба глаза со зрачками, оба глаза чёрные. Особенно интересен подтекст картин с изображением лишь одного зрачка, как, например, на портрете Леопольда Сюрважа. Сам Модильяни говорил: «Одним глазом ты наблюдаешь за внешним миром, вторым заглядываешь вглубь себя».

«Портрет Леопольда Сюрважа» (Амедео Модильяни, 1918)

Парадокс в том, что, несмотря на пустоту глаз, герои на портретах Модильяни могут сказать зрителю гораздо больше, чем персонажи картин с классическим реалистичным изображением: художник метафорично изображал эмоции человека, спрятанные глубоко в его душе. Частично Модильяни удалось передать их с помощью непропорциональности тела, асимметрии лица, наклонов головы и других приёмов. Но, что важно, сами пустые глаза демонстрируют подсознание человека: «То, что я ищу, не является реальным или нереальным, а скорее подсознательным, тайной инстинктивного в человеческом роде».

Большие глаза Маргарет Кин

Многие знают Маргарет, благодаря фильму Тима Бёртона «Большие глаза». Её судьба сама по себе очень интересна, но не менее интересен её художественный стиль, а именно непропорционально большие и выразительные глаза на портретах. «Глаза, которые я рисую у детей на моих картинах, – это выражение моих самых глубоких чувств. Глаза – это окна в душу», – говорила Маргарет.

Картины Кин вызывают чувство таинственности у зрителей. Дети на её картинах всегда имеют нейтральное выражение лица, но в глазах видна грусть, и это вызывает сочувствие и эмпатию. Маргарет максимально упрощает все остальные части тела и фон, ограничивая нарратив глазами: фон – часто однотонный, тело – обычное и без движения, выражение лица – нейтральное. Таким образом, зрителю остаётся смотреть только в глаза, где он и видит все эмоции художника. Такая манера исполнения и выражения чувств делает её стиль в некоторой степени абстрактным.

Когда Маргарет переехала на юг и развелась с мужем, ранее присвоившего себе авторство картин жены и подвергающего её угрозам, стиль картин немного изменился. Дети на её полотнах начали смеяться и улыбаться, а цвета полотен стали ярче, но выразительные большие глаза не исчезли. «Я все ещё рисую грустных детей, потому что в мире есть грусть, но у них есть надежда, и у меня есть надежда», – говорила художница о том периоде.

Интересно, что одним из самых вдохновляющих художников для Маргарет был Амедео Модильяни, который, наоборот, глаза не рисовал вообще.

Ложные зеркала Рене Магритта

Для сюрреалистов глаза тоже играли особую роль. Особенно известен своими интерпретациями бельгийский художник Рене Магритт. Однако трактовка у него совсем другая, чем у вышеупомянутых художников. Самая известная его картина с изображением глаз – это «Фальшивое зеркало».

«Фальшивое зеркало» (Рене Магритт, 1929)

Широко распространенная версия смысла этой картины заключается в том, что глаз на ней не просто отражает мир вокруг, а пропускает его через призму собственного восприятия, и изображение, которое мы видим перед собой, уже само по себе субъективно. Видим ли мы то, что видит этот глаз? Наблюдатель и наблюдаемый становятся одним целым, поскольку неизвестно, кто из них кто: глаз смотрит на нас и одновременно сам становится наблюдаемый нами.

В своём письме Полу Колинету в 1957 году Магритт пишет: «То, что изображает картина, – это наши идеи и чувства – короче говоря, тот, кто смотрит на картину, представляет то, что он видит». Таким образом, название «Фальшивое зеркало», помимо прочего, означает: «мы видим то, что мы хотим видеть, и это необязательно то, что художник хочет, чтобы мы увидели».

Также картину можно интерпретировать как обманчивость человеческой внешности: глаз, который обычно называют зеркалом души, на самом деле является её фальшивым зеркалом. Мы видим спокойное и красивое небо как олицетворение доброты и духовной возвышенности, но на деле человек может совершенно не соответствовать этому описанию.

Наконец, еще одна трактовка картины: Магритт писал, что, «несмотря на стиль реализма, не следует путать изображение на картине с объектами реального мира», в связи с чем возникает вопрос: является ли искусство, в том числе эта картина, отражением жизни или это тоже фальшивое зеркало?

Ещё две картины Магритта с изображением глаз – «Глаз» и «Портрет». Здесь интерпретация совсем другая, нежели в «Фальшивом зеркале», и понять её довольно трудно. Можно лишь делать догадки: например, значение «Портрета» может состоять в том, что человек охарактеризован не своим лицом, как принято, а своей едой и её расположением.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.