«Мрачные картины» Франсиско Гойи на протяжении нескольких столетий остаются произведениями, покрытыми завесой великой тайны. Несмотря на то, что расположение 14-ти фресок удалось установить почти сразу после их обнаружения, расшифровать значение «картин» до сих пор практически невозможно.

В 1819 году Гойя переехал в новый дом в пригороде Мадрида, по соседству с которым находилось другое здание. Местные прозвали его «quinta del sordo» (рус. дом глухого). После смерти Гойи такое же название закрепилось и за его жилищем. Художник поселился в нём со своей экономкой, не принимая больше никого. Именно в этот период тотального отшельничества была создана серия «мрачных картин».
«Мрачные картины» располагались на двух этажах в «Доме глухого». По левую сторону от входной двери нижнего этажа размещался портрет «Донья Леокадия Соррилья», на которой Гойя изобразил свою экономку и возлюбленную Леокадию Вайс, прислонившуюся к могильной ограде.

Справа от двери находилась картина «Два старика» («Старик и монах»), изображающая пожилого мужчину и некое демоническое существо. В углублении над дверью расположилась фреска. «Два старика едят суп», на которой жуткие ухмыляющиеся фигуры изображены за трапезой.

На противоположной от входной двери стене была размещена одна из самых известных работ Гойи «Сатурн, пожирающий своих детей». С мифологическим сюжетом соседствовал христианский – «Юдифь и Олоферн» («Юдифь, отрубающая голову Олоферну), выполненный всё в том же неформальном стиле с налётом некоторой тревожности.

«Фестиваль в Сан-Исидро» и «Шабаш ведьм» более мрачные и жуткие, чем одноимённые картины, написанные несколькими годами ранее.


Справа от входной двери верхнего этажа находилась фреска «Собака» – одна из самых загадочных и необъяснимых работ художника.

Напротив двери были помещены две картины «Читающие мужчины» и «Смеющиеся женщины», выглядевшие как части единой композиции.

Вдоль левой стены располагалась фреска «Атропос», изображающая похожих на инфернальных существ богинь судьбы и бессильного перед ними мужчину, и фреска «Поединок на дубинах», на которой двое мужчин, увязших в грязи, бьются друг с другом.


На противоположной стороне размещались картины «Асмодей» и «Паломничество к источнику Сан-Исидро», верная трактовка сюжетов которых до сих пор остаётся под вопросом.


Многие искусствоведы считают, что ухудшающееся здоровье и одиночество заставили художника погрузиться в пучину пессимизма, страха, тревожности и мизантропии. Отсюда, обращение к мрачным сюжетам, напоминающим то ли ночные кошмары, то ли фантазии человека с помутившимся от болезни разумом. Интересно, что до появления знаменитых «Мрачных картин» на стенах «Дома глухого» Гойя изображал совсем другие сюжеты – обширные радостные пейзажи, отличные по настроению от зловещих и устрашающих фресок.
С другой стороны, существует версия, что «Мрачные картины» ни что иное, как острая сатира на политическую и социальную жизни в Испании. Гойя нелегко переживал напряженную ситуацию в стране. В 1814 году король Фердинанд VII вернулся из изгнания, отменив Конституцию 1812 года, провозглашавшую конституционную монархию и принцип народного суверенитета. В Испании возродился абсолютизм, а либерально настроенные лидеры подверглись арестам, повешениям и расстрелам. Будучи вхожим в круги «просвещенным либералов», Гойя осознал уязвимость собственного положения и был вынужден спрятаться в «Доме глухого». Там же, нестесненный цензурой и слежкой художник мог творить любые сюжеты, в том числе, изображать религиозные, мифологические и социально-политические сцены в совершенно несвойственном для них стиле.
Интересно, что «Мрачные картины», будучи никому неизвестными работами при жизни Франсиско Гойи, принесли художнику всемирную узнаваемость после смерти и стали главной ассоциацией с его творчеством.