Картинка

«Здравствуй, последний герой!»: почему мы продолжаем слушать песни Виктора Цоя

Материал о рождении русского рока и «плохом парне» с душой романтика.

15 января в московском Манеже открылась масштабная выставка «Виктор Цой. Путь героя», приуроченная к 60-летию со дня рождения музыканта. В связи с этим, мы в ART FLASH постарались разобраться в том, как Виктор Цой и группа «Кино» повлияли на развитие русского рока и почему их песни не потеряли своей актуальности даже сейчас. 

Виктор Цой, 1988 год. Кадр из фильма «Игла»

За 32 года, прошедших со дня смерти Цоя, его образ успел обрасти множеством легенд и мифов. Музыкант стал иконой советской рок-музыки и народным героем. Вечно живой Цой стал фигурой поп-культуры, хотя при жизни таковым не являлся и принадлежал скорее к контркультуре . Каким же он был на самом деле? 

Биография Виктора Цоя хорошо известна. Он родился в Ленинграде, был наполовину кореец, окончил ПТУ по специальности «резчик по дереву», выступал в Ленинградском Рок-клубе, был солистом и основателем группы «Кино» и погиб в 28 лет в автокатастрофе. Эти факты энциклопедичны, но совершенно не объясняют того, почему песни музыканта до сих пор популярны, концерты группы даже без солиста собирают стадионы, а ряды киноманов даже по прошествии лет отнюдь не поредели. 

Без названия (Виктор Цой, 1988). Источник: vladey.net

Творчество Цоя можно условно разделить на несколько периодов. Первый связан с появлением группы, которая изначально называлась «Гарин и Гиперболоиды». Этакие неуклюжие ребята в Жабо – образ, который сразу вспоминается всем, кто смотрел фильм «Лето» Кирилла Серебренникова. Затем последовал романтический период, ознаменованный выходом в середине 80-х альбомов «Начальник Камчатки» и «Это не любовь». И наконец, наиболее известный современному слушателю героический период с его песней «Перемен», прозвучавшей в фильме «Асса», и альбомами «Группа крови» и «Звезда по имени Солнце». 

Имя Виктора Цоя неразрывно связано с Ленинградским Рок-клубом, появление и расцвет которого пришлись на 80-е годы. Там выступали молодые тогда группы «Аквариум», «Аукцыон», «Алиса», «Зоопарк» и многие другие. Интересно, что изначально группу «Кино» приняли прохладно, они отличались от других. Отличие это заключалось как в личности самого Цоя  – тихого, слегка замкнутого и скромного, так и в той музыке, которую он создавал. 

Во многом советский рок тогда черпал вдохновение в западной музыке: музыканты переводили зарубежные песни и нередко их цитировали, причём и на текстовом, и на мелодическом уровне. А группа  «Кино» сразу заявила о своей самобытности – несколько простых аккордов, рубленый ритм и актуальные для своего (а как оказалось и для будущего) времени тексты. Песни Цоя неизменно вызывают ощущение холодной решимости, даже некоторой брутальности, но всё это с удивительной примесью меланхолии. Несмотря на закрепившийся образ протестности, музыка «Кино» глубоко романтична, сказывается то, что сам Виктор был романтиком и очень тонко чувствующим человеком. 

Отличный пример – песня «Перемен», прозвучавшая в фильме «Асса» и  уже ставшая негласным гимном и политическим призывом. Хотя в самой песне нет даже намёка на какое-либо действие или протест. Это песня про людей, которые сидят у себя дома на кухне, а всё действие происходит внутри них самих: «Сигареты в руках, чай на столе — эта схема проста, И больше нет ничего, всё находится в нас». Это глубоко аполитичная идея, сродни китайской созерцательной пассивности, философии «неделания». Возможно, такому взгляду на мир способствовало происхождение самого Виктора. Удивительно, что сегодня этот смысловой пласт песни оказывается незамеченным, потерянным и стёртым. Тем не менее, этим в очередной раз подтверждается то, что творчество Цоя и его образ за годы обросли и обогатились совершенно новым содержанием. 

За сформировавшимся эталонным образом рок-звезды в чёрной кожаной куртке сегодня нередко теряется образ Цоя-человека, живого со своими чувствами, эмоциями и особенностями характера. Виктор Цой был очень творческим – писал картины, снимался в кино и ставил искусство выше славы и достатка, даже когда группа их выступления перестали быть полулегальными и начали собирать стадионы. В интервью 1988 года для газеты «Молодёжь Эстонии» он говорил:

«По большому счёту мне всё равно где играть – в квартире, в подпольном клубе или в зале на десять тысяч человек. У меня есть возможность играть – я играю. Нет такой возможности – я готов делать это бесплатно»

Виктор Цой – фигура абсолютно беспрецедентная. Молодой, красивый, талантливый, смелый, он никогда ничем не злоупотреблял, не делал ничего чересчур и не был замешан ни в каких скандалах. Этакий хороший-плохой парень. Всё это вкупе: личные качества и особенности его творчества обусловили то место, которое он занял и продолжает занимать в советском и постсоветском культурном пространстве, он стал идеальным и, возможно, «последним» таким героем.

 

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.