Buenas artes

Художник Роман Ермаков о стрит-артистах Буэнос-Айреса и уличном искусстве Аргентинской столицы.

Аргентина – одно из самых популярных туристических направлений в Латинской Америке. Страна привлекает путешественников своими богатыми культурными традициями, вкусной кухней и красивыми природными ландшафтами. Особый интерес Аргентина вызывает у любителей искусства. Её столица, Буэнос-Айрес, известна во всём мире своими необыкновенными граффити и муралами, которые стали неотъемлемой частью культурной жизни города.


Специально для ART FLASH художник Роман Ермаков расскажет о своих любимых арт-объектах уличного искусства Буэнос-Айреса. Маршрут, созданный художником, заставляет по новому взглянуть на город и влюбиться в стрит-арт.

Роман Ермаков

Арт-карта с любимыми местами Романа Ермакова

Поездка в Буэнос-Айрес в феврале 2023-го года укоренила моё мнение о столице Аргентины как об одном из интереснейших городов мира для любителей стрит-арта. Росписи, муралы большие и маленькие, всё настолько органично и естественно интегрированно в городскую среду, что представить себе Буэнос-Айрес без расписанных фасадов невозможно. В немалой степени именно благодаря уличному искусству, которое чувствует себя здесь так свободно, и создаётся неповторимая атмосфера города.

 

Буэнос-Айрес традиционно делится на районы. У каждого из них есть свои особенности. Это может выражаться через культурную составляющую — наличие галерей и музеев, через коммерческую — магазины и торговые центры или деловую, сосредоточение офисов многочисленных компаний. На карте города заметно выделяются огромные зелёные зоны – это парки и природоохранные территории, где можно провести весь день в компании друзей или заняться спортом. Есть как фешенебельные жилые районы, так и менее благополучные кварталы, и даже такие где в одиночку лучше не появляться вовсе. В любом случае везде, не зависимо от престижности района, вы встретите уличное искусство самого разного уровня. 

В первую очередь, необходимо сказать, что уличное искусство Буэнос-Айреса абсолютно легально. Более того, чтобы разместить монументальное произведение на стене здания не зависимо от его размера, необходимо получить только разрешение собственника или, если собственников несколько, более пятидесяти процентов голосов в поддержку.

В независимости от художественного подхода, все сталкиваются с необходимостью решения финансовых вопросов. Учитывая гигантские размеры фасадов, художники должны использовать профессиональную подъёмную технику, привлекать ассистентов и соблюдать все необходимые меры безопасности.

Существует несколько подходов для реализации монументальных произведений, которые практикуют художники. Одни, движимые развитием своего визуального языка, стремятся доминировать над окружающим пространством, другие проводят тщательное исследование на местности, и создают работу, беря в расчёт сложившийся исторический или градостроительный контекст.

Конечно, при создании широкоформатных произведений  требуется большое количество краски и расходных материалов. Для реализации проекта нужно обладать достаточным бюджетом. Если проект коммерческий или заказчик сам обращается к художнику, то он, что естественно берёт на себя финансирование проекта. Если инициатива исходит от художника, то ему самому приходится заниматься поиском инвесторов. Ими могут стать компании или бренды, с которыми художник начинает вести переговоры. Художник может также обратиться в муниципалитет и получить частичное финансирование, ссылаясь на то, что его работа направлена на благоустройство города. Кроме того, автор будущего мурала с большой вероятностью получит необходимое количество краски от производителя и хорошую скидку от поставщика оборудования для выполнения покрасочных работ. Друзья художника всегда помогут ему в реализации задуманного. Часто художники вкладывают в проект большую часть личных средств и расценивают такой шаг, как инвестицию в свою карьеру. При последовательной и продуманной работе такой подход себя окупает.

Конечно, в стрит-арте Буэнос-Айреса есть свои звёзды. Это художники, которые создают монументальные произведения, работают в мастерских и сотрудничают с галереями. Они путешествуют по всему миру, участвуя в фестивалях и выставках современного искусства. Некоторые из них уже создавали работы в России, а кто-то приезжал в Москву и в этом году в июле для участия в Биеннале уличного искусства Артмоссфера на территории Винзавода и арт-квартала.

 

Для того, чтобы максимально полно показать разнообразие тем и методов, которыми руководствуются художники, я хочу рассказать о тех из них, чьи работы заметно отличаются узнаваемым стилем, качеством проработки и поднимают уличное искусство на высокий художественный уровень. И что особенно приятно, так это моё личное знакомство с авторами. Пользуясь этой возможностью, я поговорил с художниками о важных для них проектах.

Хорхе Помар (Jorge Pomar)

Впервые я встретился с Хорхе в Москве в 2019 году на международной ярмарке современного искусства Cosmoscow, когда его представляла одна из галерей Буэнос Айреса. А уже в январе 2020 года, во время моей очередной поездки в Аргентину, я смог лучше познакомиться с художником и его работами.

Пожалуй, самым известным его муралом в городе, который стал знаковым для Буэнос-Айреса, является «64 оттенка БуэносАйреса» из серии «Наследие Буэнос-Айреса».

«64 tonos de Buenos Aires», 2018 Адрес: пересечение Corrientes Av. and Callao Av., Buenos Aires

31-метровый рояль на пересечении проспектов Корриентес и Кашао, одного из самых оживленных центров города, появился в 2018 году. В этом исследовательском проекте Хорхе задался вопросом: какая песня характеризует Буэнос-Айрес? Но прослушав огромное количество композиций, гуляя по городу, он так и не нашёл подходящей. Пока по совету друга вместо музыки не сосредоточился на городских звуках и шуме. И когда он заметил, что звучать могут и цветовые оттенки города: жёлтое городское такси, белый цвет обелиска, оранжевый школьный автобус, серый асфальт, то понял, что пусть он не нашел песню Буэнос-Айреса, однако обнаружил город, дирижирующий оркестром.

Важно отметить, что проект независимый, и полностью организован самим художником при поддержке друзей и всех заинтересованных. Хорхе также вёл переговоры с несколькими собственниками здания, чтобы получить разрешение для создание мурала.

Другой серией «Небеса» художник заставляет здания исчезать, размещая на них огромные изображения плывущих облаков. В глобальном масштабе, если расписать все здания в цвет неба получится проект невидимого города. В 2021-м году он по заказу Casa Foa создал облачный мурал «6:40 AM» на стене одного из пространств этой организации, которая занимается поддержкой и развитием аргентинского дизайна. А в 2022-м году облака зависли на стене жилого дома в Урлингаме, провинции Буэнос-Айреса.

«Espejo ventana» Адрес: Hurlingham, Saturnino Salas, Villa Tesei, Provincia de Buenos Aires
«6:40 AM», 2021 Адрес: пересечение Av. Elcano and Roseti, Buenos Aires

Новый мурал из этой серии высотой 38 метром был закончен в мае 2023-го года. В этом работе Хорхе, продолжая исследовать город, находит стену дома, который был частично разрушен в рамках государственной программы по расширению улиц в 1978 году. Художник специально подчеркивает рисунком кирпичной кладки остатки прошлых стен, которые могут рассказать что-то из прошлого, в то время как небо может показать что-то из будущего.

Хорхе Помар, «Una gotita en suspensión 2», 2023 Адрес: Av. Independencia, Buenos Aires

Работы Хорхе всегда символичны. А узнать их можно по изобразительным элементам, которые он использует чаще всего: звезды, облака, смайлы, флаги и цветные контрастные комбинации из геометрических фигур.

Давид Петрони (David Petroni)

Работы Давида вы с большой вероятностью определите по ярким градиентам, которые он миксует с удивительной лёгкостью, получая гармоничные цветовые сочетания. Большинство его произведений полностью покрывают строения. Недаром одна из его недавних работ называется «Новая кожа для жилья».

«Nueva piel para habitar», 2022 Адрес: Provincia de Buenos Aires, San Martín, Moreno 3701, B1650 Фото: Grow up art films
«Nueva piel para habitar», 2022 Адрес: Provincia de Buenos Aires, San Martín, Moreno 3701, B1650 Фото: Grow up art films

Она была создана в 2022-ом году в Сан-Мартине, промышленной зоне на окраине Буэнос-Айрес, в сотрудничестве между правительством и частным владельцем здания. Идея работы, которая вдохновлена изучением цвета и света, как языка нашего существования, состоит в том, чтобы создать диалог с архитектурой и городским пространством, думая о зданиях как об обитаемых оболочках. Это тотальная цветовая работа — она проходит через все здание, включая окна, двери, решетки. Это необходимо, чтобы усилить идею кожи, покрывающей все поверхности.

Как говорит Давид, сотрудничество с городской администрацией было простым, но не обошлось без бюрократии, что естественно, когда дело доходит до оформления юридических документов, выставления счётов и т. д. Касательно художественного видения он был абсолютно свободен. Важным условием для работы является уважение его взгляда на искусство в публичном пространстве.

Ранее, в 2019-ом году, там же в Сан-Матрине, художник создал выразительный мурал на фасаде жилого дома. Подчёркивая геометрию всего строения, он выделяет угол здания где расположены балконы ярким желтым цветом, и постепенно растворяет его в окружающем пространстве, переходя от зелёных оттенков к синим.

«Abre/Caminos», 2019 Адрес: Av. Del Libertador Gral. San Martín 1101-1149, Villa Lynch Фото: Christian Riffel

Хулиан Манзелли / Чу (Julian Manzelli / Chu)

На протяжении нескольких лет Хулиан работал над колоссальным проектом настенных интервенций в парке Tecnopolis (Адрес: Galpón Mil Horas, Buenos Aires). Художнику выделили целый сектор парка, который получил название «Склад тысячи часов». Такое широкоформатное вмешательство приводит к визуальному единству данной территории Tecnopolis, объединяя её в геометрическом коде, который символически играет с различными ценностями парка: абстракцией, динамизмом и строительством.

В 2014-м году была создана работа «Водное существо», а в 2016-м «Неточный баланс» на бывшем складе техники.

«Criatura Acuática», 2014 Фото: Rodrigo Rodriguez
«Equilibrio Impreciso», 2016 Фото: Leticia Berterre
«Ingenio abstracto», 2023 Фото: Leticia Berterre

Завершая работу в этом секторе парка, в 2023-м году художник создаёт монументальную роспись «Абстрактная изобретательность». Работая над концепцией «Великой машины», он воплощает отдельные истории на каждой поверхности здания. Как на цветовом, так и на композиционном уровне все росписи исследуют разные уровни абстракции и их прочтения.

«Ingenio abstracto», 2023 Фото: Leticia Berterre

С одной стороны, аллегория «изобретения» и концепция «устройства», апеллирующие к творчеству и сотрудничеству, как основе развития, с другой — простые композиции, основанные на энергии круга и его символике, играющие с движением, последовательностью, циклами и двойственностью через синергию формы и цвета. Круг здесь выступает фундаментальным элементом жизни.

Новая работа направлена на продолжение визуальной истории, базирующейся на геометрии и символизме. Она объединяет уже существующие настенные работы, сделанные Хулианом в предыдущие годы.

В этом году Хулиан приезжал в Москву, как участник художественной команды DomaCollective. Вместе с художником Орило Бландини (Orilo Blandini) они создали остроумную инсталляцию с мыльными пузырями в рамках Биеннале уличного искусства Артмоссфера.

Пабло Харимбат (Pablo Harymbat) & Сэм Эльгреко (Sam Elgreco)

Мурал «Колебания», созданный в конце 2022-го года позволяет рассказать сразу о двух художниках.
Однажды октябрьским утром Пабло и Сэм решили покататься по городу в поисках стен для росписи. Оба хотели сделать что-то вместе, так как никогда не делали этого раньше. Проехав на машине по окрестностям Палермо и Колехиалес, они увидели несколько стен, одна из которых была фасадом техно-клуба Underclub. Они поняли, что это именно то место для творчества, не только из-за гигантского чёрного фасада, но и потому, что оно находится в самом сердце Буэнос-Айреса. К тому же оба художника являются поклонниками техно. Через друзей и родственников они быстро договорились о встрече с одним из владельцев клуба, которого заинтересовал проект.

«Oscillations», 2022 Адрес: Under Club, Cnel. Niceto Vega 5699, 1414 Buenos Aires

Планирование проекта заняло два месяца, начиная с эскиза и организации всей логистики, включая поиски партнёров. Художники заручились поддержкой компании Sinteplast, которая обеспечила их краской, а также крановой компании, которая предоставила аренду техники по специальной цене. Владельцы клуба получили поддержку от различных брендов, что позволило выплатить художникам гонорары за работу.

В течении двух напряжённых недель работы произошло многое, и так как это центральное место города, Пабло и Сэму приходилось решать многие проблемы на ходу. К счастью, всё разрешилось благополучно, и сегодня фасад Underclub является одной из икон уличного искусства в Буэнос-Айресе.

В 2018-м году Пабло участвовал в Биеннале уличного искусства Артмосcфера, экспозиция которой была организована в Большом Винохранилище на Винзаводе.

Для создания одной из работ художник сконструировал аналоговый механизм — пантограф, позволивший ему сделать штрихи, которые обычно он создает на компьютере. Процесс работы он задокументировал в покадровом видео.

Другая работа, скульптурное графическое изображение, также создавалась в Москве в столярной мастерской «Механические Деревянные Шестеренки». После биеннале объект несколько лет размещался на территории Винзавода.

Пабло тоже приезжал в этом году в Москву для участия в Артмоссфере и специально для биеннале расписал фасад напротив входа на Винзавод.

Культурный центр Реколета

Главный фасад Centro Cultural Recoleta, 2020

В контексте стрит-арта культурный центр Реколета (Адрес: Junin 1930, Buenos Aires) интересен тем, что в течении года для каждого из тематических сезонов на главном фасаде создаются масштабные муралы. Их авторами могут стать представители самых разных художественных направлений. К примеру, приглашая для создания новой работы известного иллюстратора, команда культурного центра помогает ему масштабировать художественное предложение и предоставляет команду мастеров для реализации эскиза на историческом фасаде здания.

Главный фасад Centro Cultural Recoleta, 2023

С момента своего открытия в качестве культурного центра в 1980-м году его залы стали местом, где художники могут свободно заниматься творческой деятельностью без оценки консервативного взгляда. В то время, когда было мало институциональных пространств для самовыражения, в центре Реколета нашли своё место новые дисциплины, дизайн и мода; воедино сошлись разные художественные направления: музыка, театр, скульптура, перформанс и альтернативные течения.

Внутренний фасад культурного центра в 2020 и 2023 годах

Реколета оказал влияние на аргентинских художников нескольких поколений, и их карьера во многих случаях развивалась под влиянием культурного центра. Если в 80-е это была штаб-квартира искусства, которая находилась за пределами рынка, и пространство, в котором размещались контркультурные и визионерские художники, работавшие до этого на периферии, то в 90-е пришло время интернационализации.

 

Реколета стал эпицентром коммерческого искусства благодаря приезду великих художников со всего мира.

 

Но прежде-чем превратиться в место для художников, Реколета в XVIII веке был монастырем францисканцев. Позже здесь размещались художественная академия, сельскохозяйственная школа, ботанический сад, тюрьма и казармы. В 1834-м году это была первая клиническая больница и приют для душевнобольных. А в 1944-ом году здесь открыли дом престарелых. Построенный в историческом центре с 300-летней историей, сейчас центр соединяет традиции и авангард, его посещает более полумиллиона человек в год, в основном молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет. 

Интерьеры залов Centro Cultural Recoleta

Здесь есть залы для рисования, учебная зона, пространство для досуга и отдыха, а также терраса, кинотеатр, музыкальная лаборатория, исследовательский центр, резиденция для художников, часовня и несколько выставочных залов.

Благодаря такому междисциплинарному подходу сейчас в центре пересекаются различные виды деятельности: изобразительное искусство, музыка, танцы, театр, а литература и кино сосуществуют с хип-хопом, косплеерами, инстаграмерами, геймерами и всеми новыми субкультурами, которые появляются в городе.

 

В течение года с помощью различных механизмов участия, таких как открытые и публичные объявления, Реколета приглашает культурные организации и группы художников для создания контента и участия в своих программах, а также для разработки и проведения мастер-классов.

Как можно увидеть, город не испытывает недостатка в творческих инициативах. Художники активно участвуют в культурной жизни столицы и реализуют свои идеи, наполняя улицы красками. Срок жизни произведений зависит от разных обстоятельств. Зачастую сам автор принимает решение закрасить старую работу взамен на новую. Благодаря этому Буэнос-Айрес остаётся живым и постоянно обновляющимся городом. Росписи меняются, но дух свободы и творчества остается.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.