Картинка

Арт-персона: Марк Друщенко о начале пути, персональном стиле татуировки и концептуальной абстракции

«Если ты как художник в эскиз привносишь что-то своё, то это приближает тебя к грани искусства, а если зритель называет тату артом – значит так оно и есть».

С ЧЕГО ВСЁ НАЧАЛОСЬ

Расскажи о своём творческом пути: как начал, чем вдохновлялся, как пришёл в тату-сферу?

С миром искусства я познакомился, когда был маленьким. Я обожал перерисовывать карандашные портреты Да Винчи, и татуировки были мне интересны чуть ли не с самого детства. Кроме этого, я учился в художественных школах, даже думал получить высшее художественное образование. Однако, пути разошлись и я стал учиться на юриста. Тем не менее, я всё равно увлекался рисованием. В принципе, для человека, у которого нет художественного образования, тату — это одна из сфер, где можно проявить свои творческие способности и развиваться более автономно. Даже несмотря на то, что данный вид искусства отличается от живописи.

По сути, с детства ты решил, что сфера искусства будет областью твоих интересов, правильно? Как ты пришёл к тому, чтобы обучаться тату-искусству?

Помню, что это был 3 курс университета, то есть мне было где-то 20 лет. В этот период у меня спонтанно появился интерес именно к татуировкам. Какое-то время я просто наблюдал и узнавал у тату-мастеров о том, как и где они обучались.

Формат самостоятельного обучения для меня слишком медленный и скучный, мне ближе персональный подход, нежели курсы. Поэтому я начал искать локальных мастеров, которые занимаются наставничеством. В конце концов, я нашёл мастера в другом городе. Ради обучения я специально приехал в Тюмень и мы начали совместно работать. Он учил меня и в ходе работы со мной чему-то учился и сам. Затем, мы работали вместе ещё около двух лет.

Для тебя важнее было точечное изучение теории или поиск своего персонального пути в этой сфере?

Я до сих пор думаю, что курсы татуировки что тогда, что сейчас весьма не продуманы, не структурированы — это, по сути, просто зарабатывание денег без предоставления гарантии конкретного результата и достижения целей. Качественных курсов не так много, как может показаться, а те, что длиной в неделю, просто бесполезны. Поэтому важно иметь наставника или мастеров вокруг себя, которые готовы помогать и делиться опытом. Однако, после изучения основ, на мой взгляд, обязательно нужно продолжать свой путь развития персонально, акцентируя внимание на интересных тебе аспектах работы, вырабатывая своё видение, стиль и уникальность.

ТВОРЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ

С какими сложностями ты столкнулся в начале профессионального пути? Что тормозило и мешало расти? 

Сейчас, проанализировав своё профессиональное развитие, я могу сказать, что основным фактором торможения было то, что я выбрал наставника не с самой большой аудиторией. Поэтому пополнять собственную базу за счет его клиентов и людей, которые за ним следят, было проблематично. 

На первых порах проблемы были связаны только с нехваткой клиентов. У тебя есть идеи, но нет людей, готовых помочь воплотить их в жизнь. Однако, все в нашем коллективе хотели развиваться, что давало мне уверенность в себе и в своих силах.

Комфорт в работе и в общении для меня был и остается превыше всего. Со временем мой навык вырос и мы начали уже процесс совместного обучения, подталкивая друг друга в профессиональном развитии. По сути, у меня не было наставничества как такового в общепринятом смысле этого слова.

Расскажи, пожалуйста, как проходил процесс набора аудитории: как ты формировал клиентскую базу и добивался узнаваемости в своей сфере?

Процесс набора аудитории и формирования клиентской базы — это то, что происходит всегда, нельзя останавливаться и забывать о своих клиентах. Сначала аудитория росла медленно, в основном через социальные сети и сарафанное радио, но к тому моменту, когда у меня сформировался свой уникальный стиль, аудитория начала расти очень стремительно. Я набрал большое число подписчиков в Instagram (принадлежат к Meta Platforms Inc, признанной экстремистской организацией на территории РФ) и он продолжает расти и по сей день. Думаю, именно уникальный стиль позволил мне добиться узнаваемости и популярности среди клиентов.

Сколько времени прошло с того момента, как ты пришёл к своим первым профессиональным успехам и достиг целей, которые перед собой ставил?

Я татуирую уже около 5 лет. Первые 3 года — это путь наработки базовых навыков, на которые сейчас уже не стоит обращать внимание и путь понимания специфики индустрии. На протяжении этого времени я искал себя, стиль, аудиторию и место, где я хотел бы работать. Так я переехал в Москву. Сейчас я получаю удовольствие от работы и воплощаю творческие идеи в жизнь.

Какие советы ты можешь дать тату-мастерам, которые сейчас только в начале своего пути?

Сложно давать советы, но лучше всего обучаться так, как нравится. Главный совет — не слушать никаких советов, изучать и практиковать базы и основы: живопись, рисунок, графика, которые играют важную роль в татуировании. Чтобы достичь успехов, я рекомендую обязательно изучить теорию, а всё, что касается самой татуировки: стилистика, направления – можно делать так, как хочется и то, к чему лежит душа. Но, говоря о практике, принципиально важно уделить достаточное внимание изучению работы в разных техниках, чтобы сформировать базовые знания и практические умения работы в разных стилях. Универсальность в начале даст вам возможность свободно выбирать жанры в дальнейшем, соединять стили и свободно заниматься творчеством в чистом виде. Честно признаюсь, сейчас тату-сфера развивается максимально динамично и это самое благоприятное время, чтобы выразить себя как творческую единицу.

ЛИЧНЫЙ БРЕНД ТАТУ-МАСТЕРА

Что для тебя важно при создании персонального эскиза для клиента?

Главная составляющая при подготовке эскиза это то, что важно клиенту и с каким запросом он пришёл. Я делаю эскизы не в стол, а на заказ, то есть для клиентов, у которых есть идея и кто обратился ко мне для реализации своей задумки. Тем не менее, вложить эмоцию и смысл в эскиз для меня задача первостепенная. Я работаю в одном стиле и уже примерно понимаю, как определенный клиентский запрос может быть выражен в моей персональной стилистике.

С какими факапами ты успел столкнуться за время работы? На каком-то этапе творчества они были?

Я всегда оговариваю всё заранее. Ориентирую по стилю работ, прошу посмотреть последние 10 постов в соцсетях, чтобы у клиента было визуальное понимание моего авторского стиля. Раньше, когда у меня как у мастера не было клиентской базы, я мог выполнить практически любой запрос, что дало мне навык работы в разных стилях. Поэтому жёстких факапов у меня не было благодаря, с одной стороны, моему подходу к работе, а с другой, хорошей практической базе, полученной в начале моего пути.

Говоря о технической стороне, в чём заключается трудность нанесения рисунка иглой на кожу?

Очевидная техническая трудность заключается в специфике моей сферы деятельности, а именно в том, что результат работы — зажившая татуировка, а не свежая. То есть мастер может увидеть истинный результат своей работы только тогда, когда татуировка заживет (как правило, через месяц-полтора). Получается, мне как мастеру нужно предугадать результат заранее. Кроме того, тату со временем теряет в цвете и контрастности, и это тоже надо учитывать при работе. И поскольку в своих работах я использую не крупные элементы, а преимущественно  миниатюры, для меня вопрос о долговечности приобретает особенную актуальность. У меня есть несколько «фишек», которые я использую, чтобы гарантировать качественный результат даже по истечению многих лет: каждый отдельно взятый объект я делаю более контрастным, чем исходное изображение, рассчитывая на заживший результат, поскольку в процессе заживления пигмент «проседает» и контраст немного теряется. Я также стараюсь максимально использовать тон кожи при работе с тенями и формами объектов, что придает дополнительный контраст татуировке; продумывая композицию, я располагаю объекты таким образом, чтобы они не совпадали по тону с фоном, а лучше находились на «чистой» коже; работая над небольшими и маленькими объектами, я думаю наперед и упрощаю некоторые детали, ради качественного заживления и долголетия татуировки.

Есть ли работа, который ты гордишься?

На самом деле нет, просто есть проекты, которые нравятся больше других. Однажды клиент пришёл с идеей только на словах, без референса и изображения, рассказал, что любит техно-музыку, слушает её постоянно и хочет выразить любовь к этому направлению в тату. Я помню, что спросил у него про предпочтения в визуальном плане, но он сказал, что я могу сделать то, что нравится. Мне очень понравился такой подход: без рамок и границ. Обычно для клиента важно понимать какой получится результат и такая открытость меня приятно удивила. Поэтому я не могу сказать, что есть любимая работа, скорее есть любимое воспоминание о ней.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ В ТАТУИРОВКЕ

Как ты пришёл к нынешней стилистике и когда стал её придерживаться? Можно ли твой стиль назвать концептуальной абстракцией?

Этот путь начался в 2019 году, когда я пытался работать в стиле реализм — я старался делать интересные проекты, пытался делать работы, от которых надо сказать, я получаю большое удовольствие и сейчас, но уже как наблюдатель. Мне не очень нравилась работа в реализме с технической точки зрения: минимум свободы, минимум эмоционального вовлечения, я воспринимал это просто как копирование чьей-то фотографии на тело. На бумаге я всегда рисовал сюрреалистические сюжеты, иногда даже с геометрическими элементами. По сути я делал то, что нравилось, у меня получались подобные зарисовки, они выглядели интересно и сам процесс приносил мне удовольствие. Именно с 2019 года я начал все больше и больше сосредотачиваться над воплощением в татуировке своих рисунков и задумок, формируя свой стиль. Сейчас я органично пришёл к такой осознанности, форме и выражению.

Тебе важно быть именно художником в своей работе: не просто переносить какой-то концепт на кожу,  а создавать новый сюжет?

Да, для меня определенно важно быть художником. Для меня важнее творческий подход, где можно поэкспериментировать с композицией, такая работа точно не надоест со временем. Хотя, когда я вижу очень технично выполненную татуировку, например, портрет, то всегда поражаюсь. Это очень здорово, но просто не моё.

Какой ДНК у твоих работ?
Строгих правил у меня нет, скорее есть единый стиль. Хотя в тату-сфере стиль – это больше про технику. Я могу рисовать чуть красочнее, графичнее, могу реалистичнее, но основное – построение дизайна. Если обсуждать именно композицию, то сейчас я миксую абстракцию, геометрию и реализм, таким образом и вырабатывается ДНК. Моим работам свойственен авторский фьюжн и смешение стилей. Это не следование какой-то автономии и подбивать свои наброски под единый визуальный канон я точно не стараюсь.

О ТАТУ, КАК ИСКУССТВЕ 

По твоему мнению татуировка может стать жанром изобразительного искусства?

Я полагаю, этот вопрос надо адресовать зрителю, тому, кто смотрит на произведение искусства. В любом случае, если ты как художник привносишь в эскиз что-то своё, то это приближает тебя к арт-грани, а если зритель называет тату искусством, значит, так оно и есть.

То есть ты приверженец концепции красота в глазах смотрящего?

Да, это точно. Татуировка ещё с давних пор была частью человеческой культуры и распространена среди разных народов: полинезийцы, народы Урала, Кавказа, Америки и другие.

Ответ на вопрос «Тату — это искусство или нет» кроется в грани между ремеслом и артом. И в наших интересах эту грань преодолеть, а для этого нужно привносить в эскизы что-то своё, чтобы получилась не просто калька фотографии или шаблонного рисунка на кожу, а оригинальный и интересный проект.

Можешь ли порекомендовать какую-то литературу об искусстве, которая будет полезна начинающим тату-мастерам?

Искренне рекомендую книгу Н. Н. Волкова «Композиция живописи» (1988). Это академическая литература, в ней материал  разобран крайне интересно и с нужной для понимания глубиной. На примерах реальных работ художников автор описывает типы и формы композиции, указывает на особенности построения в зависимости от творческой задачи, стоявшей перед художником и многое другое. Книга может быть очень полезным материалом в контексте формирования художественных правил в арт-интеллекте.

Есть ли у тебя любимая картина?

Наверное нет, есть любимый художник В.Г.Перов, и я могу выделить его картину «Чаепитие в Мытищах», которая мне очень нравится. Это крайне провокационная работа и актуальная как тогда, так и сейчас.

Какие проекты на российском арт-рынке тебе нравятся?

Если из последнего, то не так давно я посещал Третьяковскую галерею и был в очередной раз впечатлён работами великих мастеров. Также летом я был в музее современного искусства «Эрарта» в Питере и постоянная экспозиция зацепила мой взгляд. В музее выставляются работы современных художников, они очень разные, но то, что они зрелищны и вызывают эмоции – несомненно. Мне кажется, глобально, автор произведения искусства вообще не имеет значения. Это проблема классических музеев, когда люди ходят на выставку ради громких фамилий. Разве смысл не в форме и содержании искусства?

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.