Знакомимся ближе: король китча Джефф Кунс

Погружаемся в творчество самого успешного американского художника после Энди Уорхола.

Если бы в мире современного арт-бизнеса велись свои рейтинги Forbes, то Джефф Кунс занимал бы в нём одну из главенствующих позиций. Стоимость его работ на крупных аукционах превышает суммы, вырученные за продажу картин классической живописи – в 2019 году его скульптура из нержавеющей стали «Кролик» ушла с молотка Christie’s за рекордные $91 млн.

Источник: Instagram: @jeffkoons

Для сравнения: картину одного из основателей французского импрессионизма Клода Моне «Стог сена» (1891) продали на нью-йоркском Christie’s за $81,4 млн. На десять миллионов долларов дешевле металлического кролика Кунса.

«Стог сена», Клод Моне (1891)

Нержавеющая сталь – любимый материал Джеффа Кунса. Из него он создаёт скульптуры, похожие на фигуры, скрученные из воздушных шаров. Зрительная лёгкость и хрупкость его работ противостоит их фактической тяжести и прочности: Джефф Кунс всегда оставляет пропасть между видимым и действительным, чтобы обескуражить публику и привести её в замешательство. Так, скульптура Balloon Dog внешне напоминает скрученную из воздушного шарика собаку, однако на самом деле по размерам не уступает автомобилю и почти достаёт до потолков в залах галерей современного искусства.

Источник: Instagram: @jeffkoons

В 2017 году 12-метровая золотая Balloon Dog Джеффа Кунса даже украшала сцену известного американского рэпера Jay Z в его двухмесячном музыкальном туре по Северной Америке.

Источник: Instagram: @jeffkoons

Другие работы Кунса из нержавеющей стали созданы по тому же принципу, что его серебряный кролик и разноцветные металлические собаки: чаще всего это округлые фигурки различных существ, поражающие своей величиной и броскостью.

Balloon Swan. Источник: официальный сайт Джеффа Кунса

Металлические скульптуры Кунса – это одна из формул достижения «wow-эффекта» в мире современного искусства. И как ни странно, она основана на банальности: в основе серии работ художника из нержавеющей стали лежит одна и та же схема – сходство с воздушными шариками. Раз за разом зрителей шокирует одно и то же – масштаб и твёрдость того, что должно быть маленьким и мягким. В поиске и использовании универсальной идеи для серии похожих работ Кунс повторяет за Энди Уорхолом, одним из основателей тиражного искусства. Правда, если Уорхол предпочитал обращать внимание публики на отдельные элементы серой повседневности («Банки с супом Кэмпбелл», 1961-1962 годы), то Джефф Кунс строит реальность сам, делая обыденными невообразимые и безумные вещи.

BalloonVenusКунса в венском Музее естествознания. Источник: Instagram: @jeffkoons

«Даже «копируя» объекты повседневной жизни, мы хотим, чтобы по красоте они превосходили реальность», — Джефф Кунс.

Каждый день жители испанского Бильбао могут любоваться 13-метровым металлическим псом, охраняющим Музей современного искусства Гуггенхайма. Впрочем, несмотря на размеры, скульптура Джеффа Кунса не выглядит устрашающей: она покрыта живыми цветами и зеленью и олицетворяет собой скорее стабильность и спокойствие, чем безумие и китч.

Неподалёку от Елисейских полей стоит ещё один арт-объект Джеффа Кунса – «Букет тюльпанов» — конечно же, тоже металлических. По словам художника, эта скульптура стала его знаком поддержки гражданам Франции после терактов 2015-2016 годов и символом потери, возрождения и непоколебимости человеческого духа.

Источник: Instagram: @jeffkoons

Место для металлического гиганта выбирали больше трёх лет. Сначала его хотели разместить между парижским Музеем современного искусства и Токийским дворцом, но против этого решения выступили местные жители. Парижане вообще не были готовы к эстетике скульптур Кунса, и их можно легко понять – блестящие бронзовые тюльпаны разных цветов, весящие 33 тонны, с трудом вписываются в антураж традиционной Франции.

Сейчас гигантов Кунса конструируют в его личной творческой студии в Нью-Йорке. Над каждой работой трудятся не менее сотни человек: от специалистов компьютерной графики до рабочих по металлу. В этом Кунс снова воспроизводит художественную практику Энди Уорхола: у короля поп-арта тоже была своя «Фабрика» на Манхеттене, которая, однако, служила скорее ночным пристанищем американской богемы и эпицентром безумных развлечений, чем арт-мастерской.

При всей китчевости и неординарности работ Кунса, отрицать принадлежность его творчества к современной поп-культуре нельзя. Художник не раз обращался к общепризнанным культурным иконам, чтобы ещё громче заявить о себе. В 1988 году появилась фарфоровая скульптура Майкла Джексона с любимой обезьянкой Bubbles в руках — и даже не одна, а целых три. Первую художник продал на аукционе Sotheby’s за $5 млн долларов, а две других до сих пор украшают Музеи современного искусства в Осло и Сан-Франциско.

Ещё одной музыкальной иконой, с которой работал Джефф Кунс, была Леди Гага, не уступающая ему по степени «китчевости». В 2013 году художник спроектировал её скульптуру в натуральную величину, которая позже заняла своё законное место на обложке музыкального альбома Artpop вместе с фрагментами картины «Рождение Венеры» Ботичелли на заднем фоне.

Обложка альбома Artpop. Источник: официальный сайт Джеффа Кунса

Балансируя между банальностью и аутентичностью, «тиражностью» и уникальностью искусства, Джефф Кунс ставит монументальные вопросы о том, что вообще представляет из себя современная массовая культура и насколько дорого её можно продать. И как показывает его история, на каждый китчевый выпад художника может найтись свой покупатель с особым вкусом.

подписка на журнал
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку, чтобы всегда оставаться в курсе новостей искусства и моды