Выставка «дом, там, где»:
как исследовать искусство всей семьей?






29 октября Московский музей современного искусства и фонд «Семья вместе» представили новый проект «дом, там, где», посвященный теме присутствия и исцеления. Канонические сюжеты в искусстве XX и XXI веков — попытка переосмыслить многочисленные травмы прошлого. Для этого художники выбрали одну из самых понятных форм изображения — графику. В детстве рисунок тоже значим: вместо слов ребенок часто выражает мысли на бумаге, обозначая свое присутствие.

 

Кураторы продолжают работу с семейной аудиторией — начало заложили в 2010 году выставкой «Если бы я только знал!..». Направление стало быстро развиваться: возникла серия интерактивных проектов PLAYMOMMA, образовательные программы для детей и их родителей и специальные мастерские. Комфортное пространство располагает к знакомству с искусством через творческие и игровые форматы.

 

Посетители MMOMA увидят целое собрание интерпретаций детской темы: произведения Евгения Михнова-Войтенко соседствуют с творчеством Ростана Тавасиева. А специально для проекта Ирина Корина подготовит новую работу, которая позже станет частью «Дома вдали от дома». Художники Александр Зайцев, Нина Котел и Тара Тарабцева поделились воспоминаниями и рассказали ART FLASH, каким предстает детство в их искусстве. 

Александр Зайцев

 

 

Тема детства в моем творчестве — это не столько воспоминание о прошлом, сколько попытка найти универсальные образы, которые могут затронуть каждого.

 

Я стараюсь делать работы, которые, хотя и не предназначены для детей, но понятны и интересны любому зрителю. Перед чудом все равны — и оно может произойти, где угодно и с кем угодно.

 

 

 

 

 

Тема детства в моем творчестве — это не столько воспоминание о прошлом, сколько попытка найти универсальные образы, которые могут затронуть каждого.

 

Я стараюсь делать работы, которые, хотя и не предназначены для детей, но понятны и интересны любому зрителю. Перед чудом все равны — и оно может произойти, где угодно и с кем угодно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема детства в моем творчестве — это не столько воспоминание о прошлом, сколько попытка найти универсальные образы, которые могут затронуть каждого.

 

Я стараюсь делать работы, которые, хотя и не предназначены для детей, но понятны и интересны любому зрителю. Перед чудом все равны — и оно может произойти, где угодно и с кем угодно.

 

 

 

 

О детстве
и творчестве

В проекте для Детской Морозовской больницы я создал интерактивные магнитные панно с изображением того места, где они и висят, но дополнил работу эмодзи. Дети могут добавлять свои магниты со смайликами и создавать собственные чудеса, дополняя и изменяя мои работы.

 

Детство ассоциируется с семейными поездками по Самарской области — поля, река… Когда мы всей семьей забирались в ярко-морковную «двойку» деда и ехали все вместе на дачу. Родители, старший брат, бабушка — было весело!

О детстве
и творчестве

В проекте для Детской Морозовской больницы я создал интерактивные магнитные панно с изображением того места, где они и висят, но дополнил работу эмодзи. Дети могут добавлять свои магниты со смайликами и создавать собственные чудеса, дополняя и изменяя мои работы.

 

Детство ассоциируется с семейными поездками по Самарской области — поля, река… Когда мы всей семьей забирались в ярко-морковную «двойку» деда и ехали все вместе на дачу. Родители, старший брат, бабушка — было весело!

О детстве
и творчестве

В проекте для Детской Морозовской больницы я создал интерактивные магнитные панно с изображением того места, где они и висят, но дополнил работу эмодзи. Дети могут добавлять свои магниты со смайликами и создавать собственные чудеса, дополняя и изменяя мои работы.

 

Детство ассоциируется с семейными поездками по Самарской области — поля, река… Когда мы всей семьей забирались в ярко-морковную «двойку» деда и ехали все вместе на дачу. Родители, старший брат, бабушка — было весело!

Нина Котел

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Детство — это многое: родители, то, что они рассказывают и маленькие друзья, которые делятся друг с другом своими сокровищами. 

 

У меня не было книжки про Чиполлино, но она имелась у соседского мальчика. Он выносил ее из своей комнаты и оставлял для меня в коридоре на столике. Я ее аккуратно брала, читала и потом возвращала обратно. Думаю, родители ругали мальчика за то, что он выносит книжки из комнаты — все было тайно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Детство — это многое: родители, то, что они рассказывают и маленькие друзья, которые делятся друг с другом своими сокровищами. 

 

У меня не было книжки про Чиполлино, но она имелась у соседского мальчика. Он выносил ее из своей комнаты и оставлял для меня в коридоре на столике. Я ее аккуратно брала, читала и потом возвращала обратно. Думаю, родители ругали мальчика за то, что он выносит книжки из комнаты — все было тайно.

 

 


Как Вы переосмысляете детство
в своих работах?

Я выросла в коммунальной квартире старого киевского доходного дома стиля модерн. Над парадным входом был красивый орнамент из каменных подсолнухов.

 

 

Комната, в которой мы жили с родителями, была 16 квадратных метров, но зато 4 метра в высоту с двумя высокими узкими окнами. С главным моим другом Борькой мы бегали по коридорам с цветными витражными перегородками, менялись книжками и картинками. Игрушек у нас особо не было.

 

 

Я только недавно подумала, что интерес к созданию параллельного мира из маленьких вещичек и осколков родом оттуда. Играя под дубовым столом с толстыми ножками на шарах, можно было много чего придумать.

Мои родители — учительница географии и военный инженер — обыкновенная советская семья. Мама со мной много читала и учила писать прописи. Самое увлекательное было придумывать игры и строить для них все из подручных материалов.


Мне нравилось путешествовать в комнаты соседей. У одних в комнате была ширма, веера и кимоно.  У других стояли в ряд слоники на комоде.


Любовь к разглядыванию и составлению картин — это из моего раннего детства. Она сохранилась у меня до сих пор. Всегда говорю, что мне никогда не бывает скучно. Если я жду вылета в аэропорте, могу разглядывать полоску на стене или какое-нибудь цветное пятно. Это напоминает медитацию.


Как Вы переосмысляете детство
в своих работах?

Я выросла в коммунальной квартире старого киевского доходного дома стиля модерн. Над парадным входом был красивый орнамент из каменных подсолнухов.

 

Комната, в которой мы жили с родителями, была 16 квадратных метров, но зато 4 метра в высоту с двумя высокими узкими окнами. С главным моим другом Борькой мы бегали по коридорам с цветными витражными перегородками, менялись книжками и картинками. Игрушек у нас особо не было.

 

Я только недавно подумала, что интерес к созданию параллельного мира из маленьких вещичек и осколков родом оттуда. Играя под дубовым столом с толстыми ножками на шарах, можно было много чего придумать.

Мои родители — учительница географии и военный инженер — обыкновенная советская семья. Мама со мной много читала и учила писать прописи. Самое увлекательное было придумывать игры и строить для них все из подручных материалов.


Мне нравилось путешествовать в комнаты соседей. У одних в комнате была ширма, веера и кимоно.  У других стояли в ряд слоники на комоде.


Любовь к разглядыванию и составлению картин — это из моего раннего детства. Она сохранилась у меня до сих пор. Всегда говорю, что мне никогда не бывает скучно. Если я жду вылета в аэропорте, могу разглядывать полоску на стене или какое-нибудь цветное пятно. Это напоминает медитацию.


О прошлом

У папы был синий хрустальный графин, весь иссеченный белым орнаментом, как будто это морозный рисунок на стекле. Он стоял на ультрамариновой тарелке. Я его много рисовала, еще мамины наручные и папины настольные часы. Из вещного мира это самые любимые вещи, которые я всегда вожу 

с собой, с квартиры на квартиру.

 

Сейчас я работаю над серией, которую начала еще в сентябре. Она называется: «Они украшали берег, теперь живут 

у меня». В летней поездке к морю мы вместе с детьми моих друзей, собирали камешки на берегу, серую гальку 

с красивыми белыми полосками. Дети просили им купить в местном магазинчике пластиковые зубы для Хэллоуина. В этой серии я смешиваю камешки, стеклышки, зубы, и ещё всякие мои другие находки.

 

У меня до сих пор хранятся елочные игрушки моего брата, который был старше меня на 9 лет. Это стеклянная граната (правда уже разбитая), шар 

из цветных ромбов, игрушки из блестящих стеклянных трубочек, соединенных проволокой, а между ними бусинки.

 

Это мое самое главное богатство и оно всегда со мной.


О прошлом

У папы был синий хрустальный графин, весь иссеченный белым орнаментом, как будто это морозный рисунок на стекле. Он стоял на ультрамариновой тарелке. Я его много рисовала, еще мамины наручные и папины настольные часы. Из вещного мира это самые любимые вещи, которые я всегда вожу с собой, с квартиры на квартиру.

 

Сейчас я работаю над серией, которую начала еще в сентябре. Она называется: «Они украшали берег, теперь живут у меня». В летней поездке к морю мы вместе с детьми моих друзей, собирали камешки на берегу, серую гальку с красивыми белыми полосками. Дети просили им купить в местном магазинчике пластиковые зубы для Хэллоуина. В этой серии я смешиваю камешки, стеклышки, зубы, и ещё всякие мои другие находки.

 

У меня до сих пор хранятся елочные игрушки моего брата, который был старше меня на 9 лет. Это стеклянная граната (правда уже разбитая), шар из цветных ромбов, игрушки из блестящих стеклянных трубочек, соединенных проволокой, а между ними бусинки.

 

Это мое самое главное богатство и оно всегда со мной.


О прошлом

У папы был синий хрустальный графин, весь иссеченный белым орнаментом, как будто это морозный рисунок на стекле. Он стоял на ультрамариновой тарелке. Я его много рисовала, еще мамины наручные и папины настольные часы. Из вещного мира это самые любимые вещи, которые я всегда вожу с собой, с квартиры на квартиру.

 

Сейчас я работаю над серией, которую начала еще в сентябре. Она называется: «Они украшали берег, теперь живут у меня». В летней поездке к морю мы вместе с детьми моих друзей, собирали камешки на берегу, серую гальку с красивыми белыми полосками. Дети просили им купить в местном магазинчике пластиковые зубы для Хэллоуина. В этой серии я смешиваю камешки, стеклышки, зубы, и ещё всякие мои другие находки.

 

У меня до сих пор хранятся елочные игрушки моего брата, который был старше меня на 9 лет. Это стеклянная граната (правда уже разбитая), шар из цветных ромбов, игрушки из блестящих стеклянных трубочек, соединенных проволокой, а между ними бусинки.

 

Это мое самое главное богатство и оно всегда со мной.

Тара Тарабцева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всегда приятно, когда работы понятны детям и вызывают их интерес. Еще ни один ребенок не назвал мою собачку «овечкой» или «мишкой» — они точно угадывают сюжет и все события. Творчество для меня, в первую очередь, и для людей. Для тех, кто готов быть не слишком серьезным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всегда приятно, когда работы понятны детям и вызывают их интерес. Еще ни один ребенок не назвал мою собачку «овечкой» или «мишкой» — они точно угадывают сюжет и все события. Творчество для меня, в первую очередь, и для людей. Для тех, кто готов быть не слишком серьезным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всегда приятно, когда работы понятны детям и вызывают их интерес. Еще ни один ребенок не назвал мою собачку «овечкой» или «мишкой» — они точно угадывают сюжет и все события. Творчество для меня, в первую очередь, и для людей. Для тех, кто готов быть не слишком серьезным.

 

 

 

 

О детстве
и творчестве

У меня была персональная выставка «Шум кошачьих шагов». И отправной точкой стала тема воспоминаний. Точнее, парадокса — часто не могу вспомнить дни, недели и недавние события своей жизни, но иногда всплывают обрывки предложений или визуальные образы из художественной литературы, детских книг, стихов и песенок, которые я читала 30 лет назад. Вот это состояние неопределенности и не понимания, что реально, а что генерация памяти. 

Мои воспоминания о детстве — это набор ароматов. Мамина помада, руки сестры, вечно пахнущие всеми дворовыми собаками, ненавистная овсяная каша и кипяченое белье в ведре и конечно же самое ароматное на свете абрикосовое варенье из Ташкента!

О детстве
и творчестве

У меня была персональная выставка «Шум кошачьих шагов». И отправной точкой стала тема воспоминаний. Точнее, парадокса — часто не могу вспомнить дни, недели и недавние события своей жизни, но иногда всплывают обрывки предложений или визуальные образы из художественной литературы, детских книг, стихов и песенок, которые я читала 30 лет назад. Вот это состояние неопределенности и не понимания, что реально, а что генерация памяти. 

Мои воспоминания о детстве — это набор ароматов. Мамина помада, руки сестры, вечно пахнущие всеми дворовыми собаками, ненавистная овсяная каша и кипяченое белье в ведре и конечно же самое ароматное на свете абрикосовое варенье из Ташкента!

О детстве
и творчестве

У меня была персональная выставка «Шум кошачьих шагов». И отправной точкой стала тема воспоминаний. Точнее, парадокса — часто не могу вспомнить дни, недели и недавние события своей жизни, но иногда всплывают обрывки предложений или визуальные образы из художественной литературы, детских книг, стихов и песенок, которые я читала 30 лет назад. Вот это состояние неопределенности и не понимания, что реально, а что генерация памяти. 

Мои воспоминания о детстве — это набор ароматов. Мамина помада, руки сестры, вечно пахнущие всеми дворовыми собаками, ненавистная овсяная каша и кипяченое белье в ведре и конечно же самое ароматное на свете абрикосовое варенье из Ташкента!

О фонде «Семья вместе»

Благотворительный фонд «Семья вместе» меняет представление о медицинской помощи детям и их семьям в России. Его деятельность направлена на то, чтобы каждый ребенок, столкнувшийся с болезнью, имел не только доступ к качественной медицине, но и мог находиться рядом с семьей. Важно, особенно во время длительного лечения, когда рядом близкие — поддерживают и заботятся.

 

Фонд создает бесплатные Семейные дома при детских больницах. В них дети могут жить вместе с семьей, окруженные теплом и вниманием. Эти Семейные дома — настоящие «Дома вдали от дома», где дети и родители чувствуют себя уютно и спокойно.

Благотворительный фонд «Семья вместе» меняет представление о медицинской помощи детям и их семьям в России. Его деятельность направлена на то, чтобы каждый ребенок, столкнувшийся с болезнью, имел не только доступ к качественной медицине, но и мог находиться рядом с семьей. Важно, особенно во время длительного лечения, когда рядом близкие — поддерживают и заботятся.

 

Фонд создает бесплатные Семейные дома при детских больницах. В них дети могут жить вместе с семьей, окруженные теплом и вниманием. Эти Семейные дома — настоящие «Дома вдали от дома», где дети и родители чувствуют себя уютно и спокойно.

Цель MMOMA и «Семья вместе» —  создавать проекты, где дети и взрослые переживают важные моменты вместе.



Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.