О воспоминаниях из детства, времени, когда «творчество было органичной частью повседневности» и при чем тут песочница — рассказывают художники новой выставки «SandBox»
Московский музей современного искусства и Школа современного искусства «Свободные мастерские» представляют новую выставку «Sandbox» — совместный проект двух студентов, А. С. и Кати Ю. В рамках экспозиции художники исследуют связь детства с процессом формирования личности и погружаются в «сакральный мир» ребенка. Мы задали им несколько вопросов, чтобы раскрыть тайны их юности, узнать источники вдохновения и, что самое важное, получить ответ на вопрос: «Что же на самом деле хотели сказать авторы?»
А. С.
Катя Ю.
Идея проекта «Песочница» начала зарождаться в серии работ «О.С.», которая была основана на детских рисунках. Именно в этот период мы начали тесно сотрудничать с Катей. Мы захотели вернуться к детству — времени, когда мир казался бесконечным и наполненным чудесами. Нас привлекло забытое ощущение лета, полного свободы, с разбитыми коленками и беззаботными играми. В процессе работы над выставкой нам было интересно исследовать, как ребенок, используя тело в качестве инструмента, создает различные формы творчества: будь то игры, конструирование сцен из поп-культуры или другие способы самовыражения. Мы стремились понять, что из этого богатого опыта детства человек забирает с собой во взрослую жизнь.
Я думаю, что самая честная художественная практика случается, когда ты впадаешь в состояние ребенка. В юности искусство не отягощено внешними ожиданиями и целями. Это чистое, почти медитативное состояние, когда ты просто создаешь — без мыслей о том, как это будет воспринято или оценено. Вспоминая с А.С. наше детство, мы погружались в те моменты, когда творчество было органичной частью повседневности, например, как, качаясь на качелях, вдруг начинаешь придумывать песню или как превращаешь песок в замок, а обыкновенные предметы (типа палок или каштанов) — в нечто большее, наполняя их новым смыслом и жизнью. В этом и заключается суть нашего проекта — возврат к простоте, к радости, к той детской свободе, которая так часто утрачивается с возрастом.
Главное послание — вернуть их к тем самым детским ощущениям и переживаниям, которые со временем могли быть забыты или утрачены. Вместе с Катей мы сосредоточились на том, чтобы исследовать и воссоздавать хрупкий мир детства, который, как мы поняли, оказывается частично заблокирован в нашей памяти. Некоторые работы выглядят так, словно они лишь частично проявились — это отражение тех фрагментов памяти, которые остались неосознанными, затерянными на границе сознания. Мы стремимся пробудить у зрителей чувство удивления и трепета перед невидимыми нитями, которые связывают нас с нашим детским «я», и пригласить их вновь пережить моменты бесконечной свободы и открытости миру.
Наша выставка построена на исследовании тонкой границы между подлинностью воспоминаний и их субъективной интерпретацией. Мы опирались на такие моменты из детства, которые, как известно, часто искажаются временем. Поскольку у нашего и старшего поколения совсем немного фотографий (и еще меньше видео), остается только надежда на рассказы и собственные переживания. Именно на это мы и делали основной упор — попытку погрузить зрителя в беззаботное время, задать себе вопросы и посмотреть внутрь.
Одно из моих самых любимых воспоминаний из детства связано с тайником, который мы с друзьями устроили под деревом недалеко от детской площадки. Этот тайник стал для нас настоящим хранилищем «сокровищ», хотя взрослому человеку они могли показаться всего лишь безделушками. Мы приносили туда необычные камни, старые монеты, зажигалки и другие предметы, которые казались нам настоящими артефактами, добытыми на раскопках древней цивилизации. Со временем мы перестали пополнять наш тайник, но он до сих пор лежит на своем месте рядом с моим домом, напоминая о тех захватывающих моментах детства, когда каждая находка казалась полна значений и тайн.
Свое любимое воспоминание я отразила на одной из работ, представленных на выставке «Sandbox» в абстрактном холсте из ткани «Я никогда не боялась крокодилов». Мне было 4-5 лет, в то время мы с родителями часто навещали бабушку, и, пока взрослые проводили время за чаем на кухне, я погружалась в исследование бабушкиных шкафов. Однажды, во время одной из таких экспедиций, я нашла красные сапоги, старый трехколесный велосипед, который когда-то принадлежал моему папе, кожаную сумку с монетками времен Сталина и дедушкин швейцарский нож, привезенный с Камчатки, где он служил на подводной лодке. Я представляла себя то ковбоем на Диком Западе, то героем из Бременских музыкантов. Мне нравилось выдумывать миры, которые рождались из повседневных предметов. Сейчас, когда я возвращаюсь к этим воспоминаниям, я часто думаю о том, что эта свобода воображения — ключ к созданию искусства, которое выходит за пределы привычных форм, медиумов и концепций.
Потому что площадка — это сакральное место для детей, в котором они впервые начинают осваивать социальные взаимодействия и познавать окружающую реальность. Здесь, в свободной игре, ребенок учится общаться, испытывает радости и разочарования, выстраивает отношения с другими. Кроме того, «песочница» — это не только конкретное место, но и термин, обозначающий пространство, где проводятся эксперименты.
Лето заканчивается, скоро в школу. И хочется, чтобы зритель, пришедший к нам, вспомнил эти беззаботные дни, проведенные на улице.
Я вижу связь между детством и взрослой жизнью не как резкий переход от одного этапа к другому, а, скорее, как постепенное наслоение опыта. Человек, по сути, не столько взрослеет, сколько обрастает различными масками. Мы стремились изобразить, как юношеская беззаботность и непосредственность трансформируются, но не исчезают, становясь частью взрослой личности. Эта связь выражена через работы, которые исследуют, как детские впечатления, игры и фантазии влияют на формирование взрослого «я». В каждом из нас продолжает жить ребенок, и понимание этого помогает нам лучше осознавать себя и свои реакции в зрелом возрасте.
Взрослая жизнь с ее грезами и заботами во многом формируется из опыта детства, и мы постарались визуально зафиксировать этот переход как плавный и неизбежный процесс, который каждый из нас проходит. Но я думаю, важно сказать, что мы не противопоставляем эти этапы, а показываем их как две взаимосвязанные и взаимозависимые части жизни.
Одной из моих любимых работ является «Трофей». В ней я отразил личный опыт детских «фехтовальных» поединков на палках. У каждого ребенка во дворе были свои «оружия», за которыми мы тщательно ухаживали: добавляли рукоятки из шлангов, очищали от коры. Эти палки были настоящими сокровищами, и их сохранность имела огромное значение. Когда одна из них ломалась, это становилось настоящей трагедией для нас. Именно поэтому я решил увековечить эти палки, поместив их на деревянные медальоны, как настоящие трофеи. Для меня они символизируют не просто детские игры, а сакральность моментов, когда самые простые вещи обретают огромную значимость.
Особенное удовольствие я получила от создания работы «Секретик». Я пересматривала свои детские фотографии, много разговаривала с мамой и бабушкой, расспрашивая о тех или иных снимках. И пыталась хоть что-то вспомнить сама. Затем записывала то, что удалось восстановить, и на основе этого начинала работу со снимками. Это было увлекательно.
«Трофей»
А.С.
Продолжай делать комиксы про Звезда-мэна, Сокол!
Катя Ю.
Все просто, Винни!
Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.