Картинка

В гостях в парижском «Улье»: изучаем творческое место изнутри и снаружи

Шестигранный фаланстер с вековой историей открывает свои двери лишь однажды — навстречу художественному мастеру, ищущему место в городских просторах. Ощутить дыхание времени и увидеть воочию загадочные студии позволяют лишь воспоминания его обитателей. К проискам их кистей и перьев решил обратиться и ART FLASH.

Главное здание «Улея», Париж. Источник: Facebook: Fondation La Ruche - Cité d'artistes
Главное здание «Улея», Париж. Источник: Fondation La Ruche — Cité d’artistes

Начало XX века послужило толчком для осуществления давней навязчивой мечты академиста-скульптура Альфреда Буше — создания для коллег места вдохновения и доступного жилья. Последнее он осуществил с особым успехом, поскольку выбранный район в южной части Парижа отличался высокой ценой для съёма и покупки квартир, а Буше предлагал студию-комнату всего за пять франков в месяц.

«Улей», 1960-е. Источник: Fondation La Rouche
«Улей», 1960-е. Источник: Fondation La Rouche

Здание, ставшее позже домом для нескольких поколений художников и литераторов, спроектировал для Всемирной выставки 1900 года известный французский архитектор Гюстав Эйфель. Шестигранное строение с острой крышей представляло павильон бордоских вин и после окончания мероприятия было перенесено на юг Парижа. Создание комфортных условий для проживания потребовало небольших изменений во внутреннем строении дома: была добавлена центральная лестница, а на каждом этаже были спроектированы комнаты-сегменты с большими окнами. Вокруг здания высадили деревья и цветочный сад, а также добавили дополнительные строения, где расположилось около 140 мастерских. Однако мало кто задерживался в доме на долгие годы: отсутствие отопления, воды и света, а также туалет, находившийся на улице в отдельной постройке, значительно ухудшали положение. Художники не могли смириться с дискомфортом и отправлялись на поиски нового жилья.

В 1902 году Альфред Буше впервые распахнул двери «муравейника» для каждого желающего обрести крышу над головой. Изначально здание получило название «Вилла Медичи», но местным жителям больше пришлось по нраву «Улей». В необычный дом съезжались мастера со всего мира, в том числе русские художники еврейского происхождения: Натан Альтман, Давид Штеренберг, Александр Альтман и Марк Шагал. К коммуне присоединились и другие художники модерна, которые искали свой дом среди роскошных апартаментов французской столицы. В их числе оказался скульптор Анри Лоран, подаривший Парижу немало произведений в стиле кубизм, и живописец Фернан Леже — автор нескольких сюрреалистических работ и двух фильмов: «Механический балет» и «Цена желания». Из литераторов же в доме часто бывали писатель Макс Жакоб и поэт Андре Сальмон

«Париж через окно» (Марк Шагал, 1913)
«Париж через окно» (Марк Шагал, 1913)

Обитателям «Улья» приходилось нелегко — часто жителям не хватало денег даже на питание, но, как вспоминали сами художники, периодически к ним приезжал торговец, который обменивал соленые огурцы и селёдку на их работы. Со временем, набирая в Париже большую популярность и получая высокий заработок, многие покидали коммуну и перебирались в более респектабельные районы.

«Мастерская в "Улье"» (Жак Шапиро, 1929)
«Мастерская в «Улье»» (Жак Шапиро, 1929)

Опустение «Улья» пришлось на время Первой мировой войны, когда творческая интеллигенция отправилась на фронт. Спустя время некоторые возвращались, давая новый виток в истории легендарного дома. Даже сейчас коммуна продолжает функционировать — правда, с улучшенными условиями проживания и полностью закрытой территорией. Стать частью истории дома теперь можно только после прохождения специального конкурса, а цена проживания в «Улье» превышает среднюю стоимость съёмной квартиры в центре Парижа.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.