Картинка

Триумф феминизма в современной моде – движение за равенство или гениальный маркетинговый ход?

Разбираемся, действительно ли искренне порывы брендов в развитии темы феминизма.

Модные тренды меняются из сезона в сезон: расклешённые или приталенные джинсы, принт в горошек или крупную полоску,  платье-мини или юбка в пол – обычно такие fashion-тенденции диктуются знаменитыми модными Домами. Однако в последние годы, когда вопросы, касающиеся социальной несправедливости, стали подниматься чаще и настойчивее, говорить только лишь о фасонах и принтах стало вдруг и неинтересно, и неактуально.

Дженнифер Лоуренс в футболке с надписью We should all be feminists («Мы все должны быть феминистами»). Источник фото: Dior

Теперь основной упор современные дизайнеры делают на создание некой «смысловой нагрузки» в своих коллекциях, когда каждая деталь гардероба имеет особый подтекст. Так, всё чаще в магазинах мы можем наблюдать одежду с лозунгами о всеобщей свободе, равенстве, пацифизме и феминизме. Феминизм в этом списке занимает особое место, потому как количество одежды, где крупным шрифтом написано что-то о сильных и независимых женщинах, в последние несколько лет увеличилось минимум в два раза.

Добавим также, что даже если коллекция бренда вообще никак не затрагивает социальные темы, претензии к ней от общественности всё равно могут возникнуть, и причины таких недовольств часто связаны с невнимательностью самого бренда и игнорированием им социальной повестки дня. Яркий пример – скандал с коллекцией толстовок от H&M, которые на своём сайте опубликовали фотографию темнокожего мальчика, одетого в толстовку с надписью «Самая крутая обезьянка в джунглях».  Пользователи Твиттера креатива компании не оценили и моментально обвинили её в расизме, а канадский музыкант The Weeknd вообще отказался сотрудничать с брендом в будущем.

Coolest monkey in jungle («Самая крутая обезьянка в джунглях»). Источник фото: H&M

Именно так в 2017 году произошёл поворотный момент в истории современной моды: любой уважающий себя бренд, который хоть как-то дорожит своей репутацией, теперь просто обязан следить за социально-значимыми темами и крайне учтиво выражать свою позицию относительно расизма, гомофобии, сексизма и других форм дискриминации. Например, тот же H&M своевременно признал свою ошибку, а позже нанял на работу специалиста, который теперь отвечает за тему разнообразия и инклюзивности в компании. Но вернемся к феминизму.

«Мы все должны быть феминистами»

Часто моду на одежду с лозунгами о Girl Power (русская интерпретация фразы «Девичья Сила», которая стала отражением культурного феномена 90-ых и нулевых, её же связывают с третьей волной феминизма – прим.ред) злостные критики относят к обычному желанию «похайпить». Причем «хайпить» могут все: и тысячи покупателей по всему миру, и сам бренд, который наживается на актуальных трендах. Отчасти это правда, но, если убрать в сторону все упоминания о коварных маркетинговых ходах мировых компаний, на ум приходит довольно логичная мысль: совершенно обычная белая футболка с надписью We should all be feminists («Мы все должны быть феминистами») означает не что иное, как позицию человека о весьма важных общественных проблемах, а также его солидарность в борьбе с ними.

Именно такой логикой и руководствовался модный Дом Dior, который в 2017 году представил ту самую белую футболку. Коллекция была приурочена к масштабной акции #MeToo, проводившейся в социальных сетях и связанной с  солидарностью с жертвами насилия в Голливуде. Феминистский тренд от Dior поддержали многие знаменитости, в том числе Дженнифер Лоуренс, Рианна, Натали Портман и другие.

Dior SS17. Источник: Инстаграм @dior

Митинг в защиту женских прав на модном показе

Упоминание феминизма на модных показах не ограничивается единичными моделями или только одним элементом гардероба. Порой движение за равенство и справедливость на подиуме достигает грандиозных масштабов и превращается в самый настоящий феминистский марш моделей и модельеров. Такой своеобразный митинг в защиту женских прав состоялся на показе Chanel SS 15: модели вышли на подиум Grand Palais с плакатами «Женщины, вперёд!» и «Занимайтесь модой, а не войной». В коллекции Карла Лагерфельда чувствовалась эстетика 60-х годов, на чей период как раз и пришлась вторая волна феминистского движения.

Модели «Демонстрация феминистов» на шоу Шанель Карла Лагерфельда. Источник фото: Ready-To-Wear, Париж, Chanel, Архив пресс-службы

Как выглядят феминист(ки)

Волну любви к феминизму подхватили не только модные дома, но и современные издательства. Например, журнал Elle посвятил целую кампанию под названием #ellefeminism вопросам социальной несправедливости и неравенству  прав мужчин и женщин. Футболки This is what a feminist looks like («Так выглядит феминист(-ка)»)которые были приурочены к акции, примерили на себя многие знаменитости, начиная с Бенедикта Камбербетча и Тома Хиддлстона и заканчивая британскими политиками Ником Клеггом и Эдом Милибэндом.

Масс-маркет наступает на пятки феминистским активисткам

Довольно быстро вслед за модными Домами и влиятельными издательствами тренд на феминизм подхватил и масс-маркет: в ассортименте брендов Bershka, ASOS, TopShop, H&M и многих других появилась одежда с уже знакомыми нам лозунгами, которую можно было приобрести уже по более демократичной цене. Цена футболки с принтом на тему Girl Power в них колеблется в среднем от 400 до 1000 рублей, что делает вещи с «социально значимым подтекстом» доступными для широкой аудитории потребителей, большинство из которых составляет молодежь.

Да, такие новости не могут не радовать: поддерживать феминизм теперь можно просто и наглядно – купил модную футболку с «говорящим» принтом на ней и носи на здоровье. Но есть одно «но».

Об искренности масс-маркета в борьбе за женские права

Спрос на относительно дешёвую одежду в современном мире неуклонно растёт: люди хотят одеваться стильно, модно и одновременно недорого. Такие тенденции вынуждают знаменитые бренды производить свою одежду быстрее. Большая скорость производства одежды в свою очередь приводит к понижению уровня затрат на её производство, что подразумевает использование дешёвой ткани и ниток, низкую заработную плату для работниц (а чаще всего это именно работницы), плохие условия труда на производстве и многое-многое другое. Репортаж на эту тему в 2015 году делала международная организация Human Rights Watch, проводящая расследования по нарушению прав человека. 

В итоге пошивом одежды на тематику равенства, любви и справедливости занимаются женщины и дети, подавляющее большинство из которых находится за чертой бедности. Большинство женщин, работающих на мировые бренды ASOS, Bershka, H&M, проживают в странах Третьего мира. Более половины из них подвергаются насилию со стороны начальства в рабочие часы, работают сутками и при этом получают зарплату, не достигающую прожиточного минимума. Как правило, задача каждой работницы на таком производстве – производить по 20 вещей каждый час (по данным благотворительной организации по борьбе с бедностью War on Want).

А если представить, что такая работница будет вынуждена шить футболки с мотивирующей надписью о женских правах, на секунду может помутнеть в глазах. Получается, что такая погоня масс-маркета за трендами на феминизм и всеобщую социальную справедливость оборачивается одной зловещей иронией: по сути всё то, против чего борются феминсты и феминистки во всём мире, заключено в истории одной футболки с цепляющими лозунгами о силе женщин.

Поддерживать феминизм в модной индустрии всё же можно и даже нужно, не стоит лишать людей возможности на презентацию своего личного мнения. Однако чтобы составить модный образ с феминистским посылом и при этом ненароком не нарушить чьи-то права, сначала придётся хорошенько подумать и поискать. В настоящий момент в России можно найти множество маленьких брендов, специализирующихся на выпуске продукции с лозунгами и символикой феминизма. Такую одежду чаще производят в Москве или в Питере, стоит она немного дороже, чем в масс-маркете, но зато вы точно будете уверены, что во время создания вашей футболки или шоппера не были ущемлены права женщин и детей.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.