«Такое мог нарисовать только сумасшедший» – раскрыта тайна известной картины Эдварда Мунка

Национальная галерея Норвегии опубликовала результаты исследования, посвящённого карандашной надписи на картине Эдварда Мунка «Крик».

Эдвард Мунк написал «Крик» в 1893 году, будучи вдохновлённым вечерней прогулкой в компании  друзей. По легенде художник утомился, прислонился к забору и увидел «кровь и языки огня», поднимающиеся над тёмным фьордом. 

«Мои друзья пошли дальше, а я стоял там, дрожа от беспокойства, — и я почувствовал бесконечный крик, пронизывающий природу», — так художник описал историю создания своей работы.

Эдвард Мунк, «Крик», 1893

Фраза «Такое мог нарисовать только сумасшедший» располагается в верхнем левом углу полотна и впервые упоминается лишь в источниках в 1904 году. По мнению исследователей, она была оставлена поверх краски то ли самим Мунком, то ли возмущённым зрителем-вандалом.

Специалисты Национальной галереи  сфотографировали «Крик» на инфракрасную камеру и сравнили почерк на картине с почерком Мунка в его личных письмах и дневниках. Норвежские исследователи пришли к выводу, что художник лично оставил надпись.

По мнению куратора музея Май Бритт Гуленг, возникновение карандашной фразы могут объяснить события 1895 года, когда Мунк впервые продемонстрировал широкой публике эту работу в числе других картин на своей выставке в Осло. Выставку резко раскритиковали: например, художественный критик Хенрик Грош заявил, что после неё Мунка больше нельзя считать «серьёзным человеком с нормальным мозгом». Выставка обсуждалась и в студенческом сообществе. Студент-медик Йохан Шарффенберг, говоря о картине «Автопортрет с сигаретой», назвал Мунка ненормальным. Возможно, именно после негативной реакции публики художник оставил комментарий в углу полотна. По словам Гуленг, Мунк мог всерьёз обидеться на эти слова, поскольку в его семье были люди с такими расстройствами психики, как меланхолия и биполярное расстройство. В своих дневниках Эдвард Мунк периодически вспоминал негативные комментарии зрителей, однако надпись на полотне не упоминал. 


«Надпись можно рассматривать как иронический комментарий, но в то же время как выражение уязвимости художника. Надпись на законченной картине показывает, что создание полотна было для Мунка непрерывным процессом»

заметила Гуленг

«Крик» и другие картины Эдварда Мунка покажут в Национальной галерее Норвегии на выставке, посвящённой творчеству художника, в 2022 году.

подписка на журнал
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку, чтобы всегда оставаться в курсе новостей искусства и моды