паблик-арт?

паблик-арт?

стрит-арт?

стрит-арт?

ленд-арт?


ленд-арт?


Основательница аукционного дома dispar:d Анна Кузько о том, чем же все-таки отличаются «эти три слова», и о важной роли искусства в городской среде.






Основательница аукционного дома dispar:d Анна Кузько о том, чем же все таки отличаются «эти три слова» и о важной роли искусства в городской среде.

Несмотря на то, что паблик-арт, стрит-арт и ленд-арт подходят под общее определение «уличного искусства», разница между ними достаточно существенна. Главное, что отличает стрит-арт, — это отсутствие согласованности с местными органами власти и «вписанность» в необычные места города, вроде выбоин в стенах, скрытых арок во дворах или заброшенных зданий. Художник здесь целиком и полностью берет на себя роль творца, магически преображая уличное пространство оригинальным образом, часто удивляя прохожих и провоцируя зрителя на диалог.

Анна Кузько, основательница аукционного дома dispar:d

Один из удачных примеров стрит-арта: Владимир Абих «Внутри пустоты». Источник

В отличие от «скрытого в тени» стрит-арта, паблик-арт — это часть уличного искусства, которая всегда находится на виду. Чаще всего паблик-арт располагается во дворах культурных пространств, на городских площадях и подобных публичных местах, что указывает на его согласованность и законность. Выбирая такое поле деятельности, художники руководствуются желанием как можно дольше сохранять свою работу, обезопасив ее от вандалов (и правоохранительных органов), — это недоступно несогласованному стрит-арту.

Пример паблик-арта: Миша Most «Андроид» работа реализована в рамках биеннале уличного искусства «Артмосфера». Источник

Удачный пример ленд-арта: Денис Крилл «Улыбка» в лесу Орегоны. Лесники высадили лиственницы посреди елового леса, и с тех пор каждую осень пожелтевшая лиственница собирается в смайлик, который хорошо обозревается с ближайшего шоссе. Источник

Особняком в уличном искусстве стоит ленд-арт  —  направление, в основе которого лежит взаимодействие художника с природным ландшафтом. Чаще всего работы, созданные в рамках ленд-арта, имеют достаточно крупный размер и сложную техническую реализацию — вместе с тяжелыми погодными условиями многих регионов это делает его менее популярным (в особенности в нашей стране).

Что дает паблик-арт городу?

Уличное искусство, а в особенности паблик-арт — это то, что обращает внимание на значимость урбанизации и привлекает новые инвестиции. Так, в последние годы увеличилось число фестивалей и иных культурных инициатив. Яркий пример здесь — это «Выкса – фестиваль», который направлен на продвижение города и улучшение уровня жизни в нем. Благодаря фестивалю появилось несколько паблик-арт объектов, в том числе знаменитая работа Тимофея Ради «Все это не сон» и «На птичьей волне» от Resistor Group.

Тимофей Радя «Всё это не сон». Источник

Resistor Group «На птичьей волне». Источник

Подобные культурные фестивали привлекают не только местных жителей, но и туристов. Любая культурная интервенция в общественное пространство — это способ получить средства как от государства, так и от частных компаний. Это позволяет двигаться в направлении к благополучному облику населенного пункта.

 

Еще один пример с удачным опытом городских интервенций  Екатеринбург,  по праву получивший статус «столицы стрит-арта России». Два самых известных ежегодных фестиваля — партизанский (то есть несогласованный) «Карт-бланш» и полностью легальная «Стенограффия» — реализовали более 600* (по данным сайта «Стенограффии») работ, сделав стрит- и паблик-арты настолько  популярными, что появились специальные туристические маршруты и экскурсии по самым значимым объектам уличного искусства.

Работа «Исчезнувший автомобиль» с фестиваля «Стенограффия». Источник

Миша Гудвин Вторая работа из серии «Blur» с фестиваля «Карт-Бланш». Источник

Несколько примеров хорошего паблик-арта в России

Кроме указанных выше, я хочу  показать несколько уличных работ любимых художников. Для меня это Миша Маркер, Владимир Абих, Андрей Бергер, Zoom и Слава Ptrk. 

 

Я считаю их работы подходящими под определение «удачного уличного искусства» потому, что они отвечают нескольким важным критериями: актуальности к текущим социокультурным событиями, вписанности в архитектуру общественного пространства и качеству исполнения.

 

Владимир Абих «Перспектива». Источник

 

Zoom, уличная работа. Источник

 

Миша Маркер «Конфети». Источник

 

Слава Ptrk «Мститель в чёрном». Источник

 

Андрей (Aber) Бергер, мурал в пространстве Севкабель Порт. Источник

Кто сегодня развивает паблик-арт в России?

Тем, кому интересно следить за развитием паблик-арта (а точнее, уличного искусства) в России, следует обратить внимание на независимых исследователей: например, Игорь Поносов выпустил уже второе издание книги «Искусство и город». Он также часто выступает с лекциями и пишет тематические статьи. Кроме того, Никита Nomerz опубликовал нашумевшую «Энциклопедию уличного искусства Нижнего Новгорода».  

 

А тем, кому важно «посмотреть и потрогать», стоит обязательно посетить открывшееся в прошлом году «Стрит-арт хранение», которое регулярно проводит экскурсии по своей коллекции и все больше функционирует как музей.

 

Если же вы хотите стать непосредственным свидетелем создания уличного искусства, я рекомендую посетить фестиваль «Место», который состоится в этом году в Нижнем Новгороде уже в восьмой раз*, или московскую  «Артмосферу»,  регулярно проходящую на территории ЦСИ «Винзавод».

*Статья была написана в феврале 2024 года, актуальную информацию о проведении фестиваля можно найти на официальных страницах проекта. 

Гоша BRD «Они точно не кусаются?». Фестиваль «Место» Нижний Новгород. Источник

Как паблик-арт влияет на развитие арт-индустрии в целом?

Стрит-арт и паблик-арт — отправные точки для открытия новых направлений современного искусства. Они привлекают внимание к культурным инициативам и возрождают интерес не только к самим себе, но и в целом к индустрии. Я сама несколько лет назад пришла в арт-бизнес через граффити и стрит-арт, и, учитывая то, что в российской художественной среде достаточно мало людей, игнорировать такую идеальную точку для входа опрометчиво.

Как зарабатывают на жизнь современные художники «уличной волны»?

Существуют различные карьерные траектории для художников «уличной волны». Самый логичный, но не самый простой,   переход с улицы в галереи. Чтобы начать зарабатывать на своем искусстве, уличному художнику, как и любому другому, нужно изучить правила галерейного мира и большого искусства. Работа над унификацией собственного стиля, составление портфолио и укомплектование себя в полный естественный образ  это то, с чем рано или поздно сталкивается каждый. 

 

Один из хороших примеров такого перехода  это карьера уличного художника Ивана Симонова, который, начиная с серии работ «маленькие люди» в 2016 году, планомерно вырабатывал свой стиль, набирал портфолио и сейчас является резидентом нескольких галерей, в том числе одной из старейших в России pop\of\art.,

Иван Симонов из серии «Маленькие люди». Источник

Зачем художникам нужна поддержка и какая?

Единственно правильный способ поддержать художника — это приобрести его работу, и лучше всего сделать это публично, подав пример своему окружению. В ситуации тотального капитализма нам стоит забыть о приевшейся фразе «художник должен быть голодным» и принять то, что любой труд достоин оплаты, а труд интеллекта — двойной.

Я – художник. Куда мне подать идею о проекте?

Любому художнику в начале карьеры стоит обратить внимание в первую очередь на групповые выставки, резиденции и опен-коллы. Их чаще всего запускают в рамках различных фондов поддержки молодого искусства. Кроме этого, я советую поискать группы или каналы в социальных сетях, которые собирают вокруг себя сообщества арт-деятелей и обычно первыми публикуют интересные анонсы.

 

Из хороших возможностей я могу посоветовать недавно открывшийся благотворительный фонд «Благо Незримое», который запустил грант в размере 100 тысяч рублей на реализацию любого арт-проекта. Отправить заявку на участие в конкурсе можно было до первого июня (но я рекомендую все же представить ваш проект ребятам и попытать удачу).

 

Напоследок я желаю всем начинающим художникам оставаться верными себе и искусству и искать свое сообщество. Ведь лучшие идеи всегда приходят в кругах единомышленников! 

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.