Основательница аукционного дома dispar:d Анна Кузько о том, чем же все таки отличаются «эти три слова» и о важной роли искусства в городской среде.
Несмотря на то, что паблик-арт, стрит-арт и ленд-арт подходят под общее определение «уличного искусства», разница между ними достаточно существенна. Главное, что отличает стрит-арт, — это отсутствие согласованности с местными органами власти и «вписанность» в необычные места города, вроде выбоин в стенах, скрытых арок во дворах или заброшенных зданий. Художник здесь целиком и полностью берет на себя роль творца, магически преображая уличное пространство оригинальным образом, часто удивляя прохожих и провоцируя зрителя на диалог.
Анна Кузько, основательница аукционного дома dispar:d
Один из удачных примеров стрит-арта: Владимир Абих «Внутри пустоты». Источник
В отличие от «скрытого в тени» стрит-арта, паблик-арт — это часть уличного искусства, которая всегда находится на виду. Чаще всего паблик-арт располагается во дворах культурных пространств, на городских площадях и подобных публичных местах, что указывает на его согласованность и законность. Выбирая такое поле деятельности, художники руководствуются желанием как можно дольше сохранять свою работу, обезопасив ее от вандалов (и правоохранительных органов), — это недоступно несогласованному стрит-арту.
Пример паблик-арта: Миша Most «Андроид» работа реализована в рамках биеннале уличного искусства «Артмосфера». Источник
Удачный пример ленд-арта: Денис Крилл «Улыбка» в лесу Орегоны. Лесники высадили лиственницы посреди елового леса, и с тех пор каждую осень пожелтевшая лиственница собирается в смайлик, который хорошо обозревается с ближайшего шоссе. Источник
Особняком в уличном искусстве стоит ленд-арт — направление, в основе которого лежит взаимодействие художника с природным ландшафтом. Чаще всего работы, созданные в рамках ленд-арта, имеют достаточно крупный размер и сложную техническую реализацию — вместе с тяжелыми погодными условиями многих регионов это делает его менее популярным (в особенности в нашей стране).
Уличное искусство, а в особенности паблик-арт — это то, что обращает внимание на значимость урбанизации и привлекает новые инвестиции. Так, в последние годы увеличилось число фестивалей и иных культурных инициатив. Яркий пример здесь — это «Выкса – фестиваль», который направлен на продвижение города и улучшение уровня жизни в нем. Благодаря фестивалю появилось несколько паблик-арт объектов, в том числе знаменитая работа Тимофея Ради «Все это не сон» и «На птичьей волне» от Resistor Group.
Подобные культурные фестивали привлекают не только местных жителей, но и туристов. Любая культурная интервенция в общественное пространство — это способ получить средства как от государства, так и от частных компаний. Это позволяет двигаться в направлении к благополучному облику населенного пункта.
Еще один пример с удачным опытом городских интервенций — Екатеринбург, по праву получивший статус «столицы стрит-арта России». Два самых известных ежегодных фестиваля — партизанский (то есть несогласованный) «Карт-бланш» и полностью легальная «Стенограффия» — реализовали более 600* (по данным сайта «Стенограффии») работ, сделав стрит- и паблик-арты настолько популярными, что появились специальные туристические маршруты и экскурсии по самым значимым объектам уличного искусства.
Кроме указанных выше, я хочу показать несколько уличных работ любимых художников. Для меня это Миша Маркер, Владимир Абих, Андрей Бергер, Zoom и Слава Ptrk.
Я считаю их работы подходящими под определение «удачного уличного искусства» потому, что они отвечают нескольким важным критериями: актуальности к текущим социокультурным событиями, вписанности в архитектуру общественного пространства и качеству исполнения.
Тем, кому интересно следить за развитием паблик-арта (а точнее, уличного искусства) в России, следует обратить внимание на независимых исследователей: например, Игорь Поносов выпустил уже второе издание книги «Искусство и город». Он также часто выступает с лекциями и пишет тематические статьи. Кроме того, Никита Nomerz опубликовал нашумевшую «Энциклопедию уличного искусства Нижнего Новгорода».
А тем, кому важно «посмотреть и потрогать», стоит обязательно посетить открывшееся в прошлом году «Стрит-арт хранение», которое регулярно проводит экскурсии по своей коллекции и все больше функционирует как музей.
Если же вы хотите стать непосредственным свидетелем создания уличного искусства, я рекомендую посетить фестиваль «Место», который состоится в этом году в Нижнем Новгороде уже в восьмой раз*, или московскую «Артмосферу», регулярно проходящую на территории ЦСИ «Винзавод».
*Статья была написана в феврале 2024 года, актуальную информацию о проведении фестиваля можно найти на официальных страницах проекта.
Гоша BRD «Они точно не кусаются?». Фестиваль «Место» Нижний Новгород. Источник
Стрит-арт и паблик-арт — отправные точки для открытия новых направлений современного искусства. Они привлекают внимание к культурным инициативам и возрождают интерес не только к самим себе, но и в целом к индустрии. Я сама несколько лет назад пришла в арт-бизнес через граффити и стрит-арт, и, учитывая то, что в российской художественной среде достаточно мало людей, игнорировать такую идеальную точку для входа опрометчиво.
Существуют различные карьерные траектории для художников «уличной волны». Самый логичный, но не самый простой, — переход с улицы в галереи. Чтобы начать зарабатывать на своем искусстве, уличному художнику, как и любому другому, нужно изучить правила галерейного мира и большого искусства. Работа над унификацией собственного стиля, составление портфолио и укомплектование себя в полный естественный образ — это то, с чем рано или поздно сталкивается каждый.
Один из хороших примеров такого перехода — это карьера уличного художника Ивана Симонова, который, начиная с серии работ «маленькие люди» в 2016 году, планомерно вырабатывал свой стиль, набирал портфолио и сейчас является резидентом нескольких галерей, в том числе одной из старейших в России pop\of\art.,
Иван Симонов из серии «Маленькие люди». Источник
Единственно правильный способ поддержать художника — это приобрести его работу, и лучше всего сделать это публично, подав пример своему окружению. В ситуации тотального капитализма нам стоит забыть о приевшейся фразе «художник должен быть голодным» и принять то, что любой труд достоин оплаты, а труд интеллекта — двойной.
Любому художнику в начале карьеры стоит обратить внимание в первую очередь на групповые выставки, резиденции и опен-коллы. Их чаще всего запускают в рамках различных фондов поддержки молодого искусства. Кроме этого, я советую поискать группы или каналы в социальных сетях, которые собирают вокруг себя сообщества арт-деятелей и обычно первыми публикуют интересные анонсы.
Из хороших возможностей я могу посоветовать недавно открывшийся благотворительный фонд «Благо Незримое», который запустил грант в размере 100 тысяч рублей на реализацию любого арт-проекта. Отправить заявку на участие в конкурсе можно было до первого июня (но я рекомендую все же представить ваш проект ребятам и попытать удачу).
Напоследок я желаю всем начинающим художникам оставаться верными себе и искусству и искать свое сообщество. Ведь лучшие идеи всегда приходят в кругах единомышленников!
Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.