Заха Хадид – удивительная фигура в мире архитектуры и искусства. Она вошла в список ста самых влиятельных людей в художественном мире, а также стала первой женщиной, получившей в 2004-м году Прицкеровскую премию – самую престижную международную премию для архитекторов. Заха Хадид экспериментировала с общепринятыми стандартами и стала гениальным арт-деятелем.
Как математика привела к архитектуре?
Заха Хадид родилась в Багдаде. Ещё в подростковом возрасте Заха много фантазировала и придумывала собственные проекты. Первое образование она получила в Ливане, в Американском университете Бейрута, окончив математический факультет. Затем решила вернуться к архитектуре и поступила в Архитектурную ассоциацию в Лондоне.
Точные расчёты и математические формулы помогли обрести Захе собственный стиль в архитектуре. Ещё в молодости она взяла за основу теоретические уравнения, применила их на практике и определила основной вектор своих работ – параметризм, воплощённый в бесконечных кривых линиях и плавных текучих формах. Многие здания и предметы будто прибыли из будущего, настолько нереальными казались искажения перспектив и углов.
«Люди привыкли считать, что лучшая форма здания – прямоугольная, потому что это типичный способ использования пространства. Что же, получается, в природе неправильно используется пространство?»
Что такое «Тектоник Малевича»?
Во время учёбы в Лондоне Заха Хадид глубоко исследовала русский авангард. Это направление в искусстве оказало большое влияние на молодую студентку и дало весомую опору для развития уникального художественного взгляда. Например, в качестве дипломной работы Заха Хадид выбрала проект обитаемого моста над Темзой, который назвала «Тектоником Малевича». Работу Заха выполняла под руководством преподавателя и основоположника теории деконструктивизма Рема Колхас, который называл талантливую ученицу «планетой на собственной орбите». На протяжении всей жизни Хадид считала, что студенты должны уметь рисовать, и делала вручную сотни эскизов каждого своего проекта.
Её ранние работы отличались угловатостью и изломанными контурами, однако позже архитектор начала «округлять» предметы, словно они состояли из воздуха, света и воды и не имели формы.
Zaha Hadid Architects
Уже через два года после окончания обучения Заха Хадид открыла в Лондоне архитектурное бюро Zaha Hadid Architects. Несмотря на талант и уникальные идеи, половину карьеры она придумывала проекты, которые не воплощали в жизнь. Эксперты на различных конкурсах высоко оценивали новаторство и смелость, но на практике стиль Хадид оставался слишком эпатажным для широкой публики. Казалось, что строительство футуристичных зданий противоречит всем законам физики и гравитации.
Первая небольшая победа случилась после работы 1994-го года – дизайна пожарной части для мебельной фабрики «Vitra» в Германии. Геометрическая постройка была одобрена специалистами, однако настоящая слава пришла к Хадид после реализации проекта Центра современного искусства Розенталя, построенного в Цинциннати, США, в 1995-м году. В проекте наконец совпали эксцентричные идеи автора и назначение сооружения, но в замысле всё ещё прослеживались чёткие прямые углы, характерные для раннего творчества Захи Хадид.
После успешной работы к Захе Хадид пришли всемирная известность и признание. Она работала по всему миру, и особенную любовь и преданность питала к России, так как именно русский авангард положил начало пути в мире архитектуры. Заха Хадид также сотрудничала с музеем Гуггенхайма в Нью-Йорке и помогала оформлять выставки работ русских художников-авангардистов.
На какие ещё проекты стоит обратить внимание?
Заха Хадид создавала проекты не только культурных сооружений, но и спортивных объектов. Самыми узнаваемыми стали Лондонский центр водных видов спорта, Национальный стадион Японии и футбольный стадион в Катаре. Эти архитектурные сооружения можно по праву назвать высокотехнологичными арт-объектами, так как они соединяют стиль и практичность.
В коллекции известного архитектора есть и особые культурные объекты. Например, стены оперного театра в Гуанчжоу, оснащённое мягким точечным освещением, которое повторяет звёздное небо и создаёт игру объёмов. Или спиралевидное здание Национального музея искусств XXI века в Риме, строившееся в течение 11 лет. Интересно, что в проектах Хадид почти отсутствует национальный колорит. При этом они сохраняют единый неповторимый стиль, узнать который легко в любой точке света.