«Развитие креативной экономики внутри региона происходит именно из-за таких инициатив, как наша»: Полина Дмитриева и Катя Краева о работе арт-резиденции «Сильно»



Рассказываем о художественной сцене в Дагестане вместе с командой «Сильно».


 

 

Резиденция «Сильно» — это междисциплинарная лаборатория в городе Дербент, расположенный на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан, которая объединяет исследования и производство в области искусства, дизайна, новых технологий и управления в креативных индустриях. В 2022 году Дербент вдохновил фотографа Катю Краеву и художников Полину Дмитриеву и Максима Силенкова остаться в городе и начать развивать культурный проект, который без преувеличения можно назвать важным этапом развития креативной экономики Дагестана. Мы поговорили с основателями резиденции Полиной и Катей и узнали об истории проекта, особенностях работы в одном из самых древних городов мира, творческой и исследовательской программах лаборатории и их планах на будущее.

Кто стоял у истоков проекта? Как он возник?

Полина: У истоков проекта стояли Катя, я и Максим Силенков. Мы делали его втроём. Проект возник в Дербенте. Максим и я переехали сюда в 2021-м году на строительство мультимедийного музея под фонтаном в главном парке города — парке имени Низами Гянджеви, который отстраивался здесь на тот момент. Наша область интересов и профессиональной деятельности связана с искусством, дизайном, с разными проектами в области исследований и Art&Science, поэтому мы переехали на локацию для того, чтобы строить музей. Мы открыли здесь для себя мастерскую, потому что нам, как художникам, было необходимо пространство для работы. 

 

Я понимала, что такое культурная институция, потому что у меня был профессиональный бэкграунд в Школе дизайна НИУ ВШЭ по направлению «Дизайн и современное искусство». Также проходила практику на двухгодичной программе при музее Гараж,  выбрав направление «Современное искусство: введение в историю и музейно-выставочную практику», где в одном из проектов защищала открытие мастерских при музее. Формат резидентства возник, когда мы встретились с Катей.

Катя Краева

со-основатель, идейный вдохновитель

Полина Дмитриева

со-основатель, креативный директор, куратор

Максим Силенков

со-основатель, директор по стратегическому развитию, куратор

Катя: Я оказалась в Дербенте по совсем обывательским причинам, приехав туда как турист два с половиной года назад. Мне показалось, что это самая классная архитектурная и смысловая среда, которую я когда-либо видела. Для меня это было утилитарным местом, которое хотелось показывать людям. Я настолько хотела находиться в Дербенте, что купила дом, который просуществовал год до появления резиденции. Я показывала его всем моим друзьям, которые могли доехать. Дом находился в очень красивом районе Дербента. Всё, что находится внутри крепостной стены города, занесено в список наследия ЮНЕСКО. Это древний город в очень хорошем состоянии, земля истории с огромным массивом памятников. Архитектурная особенность города в том, что он весь состоит из дербентского песчаника. Весь город двухэтажный. Всё это меня очень сильно увлекло. 

 

 

В течение года дом просто существовал, и я приезжала туда время от времени.  В очередной раз я вернулась в мае и пошла гулять в Сосновый бор с подругой. В этом парке была недостроенная шестиэтажная башня, оставшаяся в хорошем состоянии даже после каких-то перипетий В Дагестане вообще всё так: то, что может остаться в хорошем состоянии, в таковом и остаётся. У меня сразу возникла идея о том, что нужно провести творческую смену. Локация была соответствующей. Башню было необходимо занять, чтобы провести в ней фестиваль, выставку или превратить её в мастерскую. Я пошла ко всем, до кого могла достучаться — к архитекторам, к отделу культуры. Даже к мэру, на уровне которого нам и отписали башню на два месяца с возможностью делать там всё, что мы хотим. Мы могли в том числе закрывать территорию, чтобы разместить внутри мастерскую. Факт того, что нам отдали башню, послужил толчком к незамедлительным действиям. Для первой смены мы разработали гармоничную программу. Пока я пыталась получить башню, я встретила Максима с Полиной. Они к тому моменту уже были методологами. После запуска проекта Максим сказал: «Ну всё, начинаем». 

Город Дербент, Республика Дагестан

Фото: Катя Краева

Получается, что ваша основная деятельность началась до создания проекта: Катя – фотограф, а Полина и Максим – художники?

Полина: Да, так и есть.

А как пришла идея создать проект после того, как Катя начала основывать резиденцию?

Полина: Мне кажется, это была сопричастная история. Катя занималась башней и параллельно хотела сделать смены, но ей недоставало понимания — что, где и как это будет. У Кати есть дом и драйверская способность, а мы закрываем образовательную, методическую часть. Наша область интересов — это исследование современного искусства, дизайна, прототипирования, процессы и методология. Соединившись с Катей мы поняли, что дополняем друг друга: у нас есть то, чего нет у Кати, а у Кати есть то, чего нет у нас. 

 

Катя: Сама резиденция «Сильно» была порывом, который состыковался на перекрёстке даров, мыслей и желаний трёх людей. Изначально я не планировала делать именно так. Всё наполнение пришло, когда у нас случилась синергия с Максом и с Полиной. 

Как давно это произошло?

Полина: В августе 2022-го года.

Расскажите немного о вашей команде, как вы работаете?

Полина: Внутри команды есть разделение на задачи. Моя заключается в том, чтобы курировать образовательную и выставочную деятельность. Ещё я выступаю как креативный директор с командой из SMM-дизайнера, контент-менеджера, веб-дизайнера и других. Почему такая команда? Потому что у нас есть дополнительные компетенции, помимо художественно-исследовательских, которые напрямую связаны с дизайном. Я сама работаю как дизайнер. У Максима тоже есть опыт в разработке цифровых продуктов, поэтому внутри нашей резиденции есть концептуальная составляющая — это междисциплинарная резиденция между дизайном, искусством и производством. Ещё у нас есть инженерия и управление. Опыт в разных областях даёт понимание того, что делать внутри со своим продуктом. 

Почему вы остались в Дагестане?

Полина: Когда мы закрыли проект с музеем, уже началась работа в резиденции, которая оставила нас здесь ещё на какое-то время. Мы живём в Дагестане уже два с половиной года, благодаря резиденции в том числе. Сейчас такое время, что миграция внутри страны происходит достаточно удобно. Дербент — самый южный, древний исторический. Он идеально походит для того, чтобы восполнить потребность в поиске художественных артефактов или в целом какого-либо смысла. Он сам по себе красивый, удобный и камерный.

 

Катя: Да, и такой смысловой пирог никогда не перестаёт удивлять. Пребывание здесь само по себе очень интересно. Даже если ты живёшь в Дербенте долго, постоянно открываешь в нём что-то новое. Достаточно просто выйти на улицу, чтобы получить новую информацию.

 

Полина: Здесь есть хорошая связка с искусством и дизайном. Область культуры хорошо ложится. Говоря про Дагестан, можно вспомнить огромное количество культурных артефактов — ковров и разных ремесленных изделий. В программу нашей резиденций вшиты исследовательские поездки, экспедиции в дальние точки, нагорные сёла, ремесленные центры, где мы можем настроить сопричастность художника, который что-то производит. Получается смысловой продукт, который можно соединить непосредственно с чем-то физическим, что также создаёт ремесленник. Для производства объектов в Дагестане довольно привычная среда. Многие работают руками. Это ремесленный, крафтовый мир. Здесь постоянно что-то производят, строят, шьют, плетут. Когда вы приедете в Дагестан, то столкнётесь с вечной стройкой и даже недостроем. Здесь такая ДНК. 

 

Наша резиденция не только для художников, но и для дизайнеров, архитекторов, иллюстраторов, и в целом для креативных ребят, которым интересно создавать свои арт-проекты. У нас даже были бьюти-мастера и шоколатье, девчонки сделали реально классные проекты. Здесь есть поле для каждого, и для антрополога в том числе. 

Первая выставка резиденции «Сильно»

Фото: Катя Краева

Насколько в городе развита креативная индустрия? В вашей программе принимают участие локальные художники?

Полина: Нашу программу могут посетить ребята со всей России, из любой точки мира. Добраться можно на самолёте, мы организовываем трансфер от аэропорта Махачкалы в Дербент.

 

У нас в программе участвует локальные художники. Мы разработали грантовую поддержку, которая позволяет пройти всю нашу программу и стать частью большого сообщества. В целом, креативная экономика тут формируется: есть креативный отдел, с которым мы сотрудничаем. Это архитектурный проектный офис города Дербент – супер передовые ребята. Там работают не только локальные архитекторы, но и те, кто приехал из Питера, из Казани. Они строят современный город. 

 

В Дербент приезжают много креативщиков, здесь очень высокий сезонный туризм. Также проходил форум для архитекторов «Дом.рф». Конечно, это какие-то разовые акции, и не все креативщики страны сюда эмигрировали. Тем не менее, людям нравится архитектурная и культурная среда Дербента.

 

Катя: Большинство наших участников действительно из доуральской части России. К этому проекту нужно относиться как к настоящей исследовательской поездке. Это целый экспириенс, который может стать очень важным, поспособствовать созиданию и подъёму. В Дагестане мы нашли очень классных партнёров – компанию «Дербент Вино», которая совместно с нами развивает культурное направление.

Всероссийский фестиваль «Ночь заводов»

Фото: Катя Краева

Полина: Развитие креативной экономики внутри региона происходит именно из-за таких инициатив, как наша. Наш проект – предпринимательский, никто нас сюда не звал. Это была личная инициатива каждого участника. В процессе исследований и развития проекта мы познакомились с «Дербент Вино» – молодой и прогрессивной  винодельческой компанией, которая существует уже пять лет. Мы планомерно выстроили совместную программу поддержки художников, которой раньше здесь не было, а уже в августе со своей выставочной программой приняли участие во всероссийском фестивале «Ночь заводов». Это был эксперимент, где «Дербент Вино» выступил площадкой и исследовательским центром, а мы сгенерили такой хаб: через нас проходили художники, смыслы, организация и понимание технического оснащения выставочного пространства. Благодаря этому мероприятию каждый получил для себя какое-то ценный опыт и дополнительное развитие. «Ночь заводов» – показатель того, как на локацию можно обратить внимание не только через её историю и архитектуру, но и со стороны искусства. Сюда приезжали туристы, чтобы посетить культурные мероприятия. Дербент очень сильно отличился программой и подачей инновационности в рамках фестиваля «Ночь Заводов».

Возникают ли трудности из-за того, что Дербент находится далеко от крупных городов?

Полина: На самом деле, нет. Здесь любая инициатива находится под таким пристальным вниманием, что о резиденции «Сильно» знают примерно все. Другой вопрос в том, что странные и сложные слова «междисциплинарная резиденция» для них — это действительно что-то новенькое. Тем не менее люди здесь понимающие. Локальные художники внутри резиденции попадают к нам через открытый конкурс заявок — open call. Они рассказывают, что сначала боялись нас, не понимали, что и как происходит. А потом один поучаствовал ему понравилось, и с помощью сарафанного радио нам начали доверять. За эти два с половиной года доверие сильно выросло, поэтому новые ребята хотят к нам попасть. Они понимают, что это ценный и нужный опыт. 

 

По поводу выставочных проектов. После каждой смены мы организуем выставку, и наши посетители  — одни из самых благодарных, для них это важное событие в городе. У нас даже есть зрители, которые приходят постоянно, с самой первой выставки. Город небольшой, здесь не так много культурных программ, поэтому наш проект помогает «закрывать боли». Публика здесь открытая  и интересующаяся. Наш проект — сайт-специфичный и исследовательский. Для резидента — это источник новых знаний о культуре Востока и подходе в проектной работе. Для зрителя это возможность узнать что-то новое о своём городе, регионе. 

 

Катя: Мы не запрещаем высказываться на разные темы, и скорее прививаем ребятам способность говорить о том, что они точно знают и понимают. Ведь есть вещи, в которых ты просто некомпетентен. Художники из Дагестана, которые обучаются у нас, делают более критические работы, потому что знают этот язык и понимают, как разговаривать с их аудиторией. Наши резиденты приезжают на две недели, и выбирают тот дискурс, в котором могут разобраться за это время. Наша резиденция — образовательная. К нам едут ребята со всей России в Дербент, это ещё одна наша задача. Все привыкли получать образование у себя, но наша ценность заключается также в том, что мы даём возможность получить образование во взаимодействие со средой, когда создаётся эффект присутствия в другой реальности.

 

Расскажите, пожалуйста, про название резиденции. Почему именно такой выбор?

Катя: Это андеграундная история. Первая смена началась именно с моего толчка, и ей нужно было как-то называться. Я долго думала над этим. Как-то я обрабатывала фотографии в 4:30 утра, а мой сосед по квартире пришёл после вечеринки и спросил меня: «Как у тебя дела?». Я ответила: «Нормально». Он сказал: «Ну да, вижу, как у тебя СИЛЬНО нормально дела». Сперва мы назвали наш проект «Сильно нормально», а после первой смены определились и стали просто «сильно». Мы поняли, что «Сильно» — действительно сильное название, и оставили его.

Менялась ли концепция проекта по мере его развития?

Полина: Есть база, которая не менялась в течение года — наша методология и процесс создания работы. Эта стабильность благосклонно влияет на развитие проекта. За этот год мы выпустили более 85 студентов, каждый из которых сделал проект. Приезжающие сюда художники реализуют свои идеи. Есть методология от идеи до реализации. Есть программа, внутри который мы выстроили лекторий от кураторов и приглашенных экспертов воркшопы, исследовательские поездки и производство объекта. Дальше — реализация проекта и выставка. Весь костяк программы, был стабилен, но контент менялся внутри. Мы открыли новые направления: дизайн и ремесло, медиа-арт, видео-арт, саунд-арт. Наш проект междисциплинарный, связывающий  непосредственно дизайн с современным искусством, производство с инженерией, отсюда потребность в создании новых направлений. Ещё одна наша глобальная идея — открытие школы для взрослой аудитории. 

 

За этот год у каждого из нас сформировалось собственное видение резиденции, которая сегодня очень целостна сама по себе. Школа — новый большой проект, который мы тоже хотим построить. В нашей лабораторной среде есть действительно разные направления. Например, очень много культурных слоёв про звук, про инструменты, в рамках которых  логично было бы открыть направление с приглашённым куратором, который будет заниматься исследованием звука и видео.

 

Междисциплинарный подход — это и есть движок развития резиденции. У нас не было инструкции,  как открыть резиденцию, но внутри каждого было понимание, как строить продукт. Получилось такое институциональное, культурное пространство.

Уверена, что мои навыки и опыт учебы, работы с Гаражом и другими выставочными проектами позволили держать концепцию. Максим Силенков вообще шесть лет преподавал в Британке курс «UX/UI дизайн». Он довольно много знает про развитие цифровых продуктов. Мы относимся к резиденции как к проекту, в котором мы анализируем, что происходит, и внедряем то, что изучили. Это очень живая среда, где нет сухой методички.

Почему вы выбрали именно эти направления?

Катя: В нашей работе всегда есть креатив. Механика междисциплинарности — это механика креатива, когда соединение двух существующих смыслов создаётся парадокс или конфликт, и возникает новая история из уже известных элементов. Она развивает мышление и даёт плодотворный результат.

 

Полина: И всё это происходит под соусом из современного искусства, язык которого позволяет в очень широком формате смотреть на разные области знаний. Современное искусство очень объёмное, разнонаправленное. Междисциплинарность позволяет взять два хард-скилла, соединить их и получить что-то новое. Внутри нашей резиденции мы как раз проводим эту механику в формате воркшопа и рассказываем об этом процессе.

 

Звук и дизайн-ремесло — это направления, которые мы сами открыли, и их место в резиденции — базовое. Медиа Арт — это другой проект, который был реализован уже не на территории Дагестана, а в виде выездной резиденции в Мурманск, которую мы сделали совместно с VK Простор и Generative Gallery. Мы выступали там как кураторы программы. Направление Медиа Арт будет также реализовано в Дербенте. Также, например, это может быть агрокультурные или писательские резиденции. В процессе нашего роста мы будем поэтапно открывать эти направления, приглашая сюда кураторов, которые будет вести смены. 

А сейчас вы тоже приглашаете кураторов?

Программа резиденции по направлению керамика с участием Алины Рахматулиной

Фото: Катя Краева

Полина: У нас всегда присутствует приглашённый эксперт. Программа состоит не только из приезжающих к нам резидентов, но и из кураторов и экспертов. Эксперты могут быть как из других городов, так и местные. А ещё у нас есть заказчик. Последняя резиденция была по керамике, и сюда приезжала Алина Рахматуллина, — со-автор и креативный продюсер проекта «Антихрупкость» на базе легендарного завода «Фарфор Сысерти». На смене современные художники работали на керамическом заводе с локальными мастерицами. Алина провела здесь лекцию и была приглашённым куратором всей этой программы. Две недели она была включена в процесс, давала обратную связь по проектам. Во время создания любого проекта художник постоянно коммуницирует с внешним экспертом.

Как попасть к вам на программу?

Катя: Через наш сайт можно забронировать удобную для себя дату и далее попасть  на собеседование, где мы не задаём вопросы о картинах Третьяковской галереи или истории искусства XX века. Для нас главное, чтобы совпадали человеческие ценности, и было желание развиваться. Этот фильтр и становится кристаллической решёткой, через которую мы собираем группу на смену.

 

Полина: После собеседований мы создаём группу участников резиденции. С этого момента начинается знакомство. Мы рассказываем, что здесь происходит и как всё устроено, отправляем гайдбук. Одна из наших следующих инициатив — включать в операционный процесс локальных ребят, которым можно изнутри показать, как строятся проекты.

Как выглядит день участника резиденции?

Полина: После приезда в Дербент художники размещаются в доме. В первый день их ждёт открытие смены. Это такая вечеринка в нашей мастерской. Мы знакомимся уже лично, в более живом формате, обсуждаем, кто и с какими намерениями приехал. Дальше наша программа бьётся на три блока со своим расписанием. В первые три дня проходит теория исследования, в рамках которой мы обязательно проводим экскурсии по городу. Например, все встают в 9:30 на завтрак, организованный резиденцией, а потом идут на экскурсию по Дербенту с классным гидом. После экскурсии проходит вечерний лекторий. На следующий день после завтрака проходит утренний лекторий, и мы даём время резидентам самим исследовать культурные локации Дербента. Вечером снова проходит лекторий. И так далее. 

Дом резидентов «Сильно» в Дербенте

Фото: Катя Краева

Полина: Если это исследовательская поездка, то два дня мы находимся в горах, выезжаем на разные локации в полевом режиме — нагорные села, ремесленные центры. Дальше расписание чуть сужается, у ребят появляется больше времени на создание собственного проекта. Потом мы встречаемся на презентации или питчинге идей, где художники показывают свои проекты, подготовленные по той схеме, которую мы ему дали, и рассказывает о том, что он делал, что изучил и так далее. Далее художник реализует проект. Часто мы привлекаем локальных мастеров для реализации идей художников: мастеров по работе с металлом, ковке, текстилем и др. У нас есть календарь резиденции по дням, он отправляется каждому участнику смены в самом начале.

Исследовательские поездки резиденции

Фото: Катя Краева

За две недели участники успевают завершить свой проект, или после окончания смены им даётся какое-то время, чтобы его доделать и подготовить к выставке?

Полина: После резиденции художник может, скорее, продлить идею проекта. Вопрос «возможно ли успеть сделать проект за две недели?» задают часто. Но мы начинаем с того, что никто не приезжает к нам без бэкграунда. У всех резидентов есть идеи, с которыми они планируют работать. Благодаря воркшопам, погружению в среду и работе кураторов ребятам удаётся за столь короткий срок включиться в проект, где есть время и дедлайны. Это действительно интенсивная программа, где нужно быстро войти в работу и быстро выдать результат. Но этот результат не сконструирован кем-то внешне, он всё равно личный и самостоятельный. Например, на воркшопах мы позволяем человеку раскрыться. Перед тем, как презентовать свой проект, художник всё анализирует. Это происходит как раз в первую неделю. Он анализирует, что видел, что хотел бы сделать, и понимает свой срок. У него нет времени пробовать, зато есть чётко выстроенная структура со временем на исследования, на подготовку презентации проекта, когда весь день можно побыть в тишине, спокойствии и, смотря на горы, собрать и проанализировать полученный материал. Дальше есть целая неделя на то, чтобы реализовать идею. 

Работа в резиденции

Фото: Катя Краева

Полина: Искусство — это всегда, в первую очередь, про процесс. Был случай, когда к нам приехала архитектор Наташа Кузьмина с конкретной идеей: сделать объект из местного камня. Она разработала проект винной консоли, который не успела сделать за две недели. Но за это время ей удалось узнать локальный контекст, съездить на каменный карьер, выбрать материал. А прототип проекта был представлен на выставке. Дальше она уехала из Дербента, но приехала через месяц и продолжила работу. Наша резиденция позволяет работать со своей идеей внутри малой группы, до восьми человек. Если у художника, например, есть желание провести антропологическое исследование и реализовать какой-то проект, то мы даём ему время на изучение материала до резиденции. Он может уточнить у нас, с кем стоит познакомиться, у кого взять интервью, а уже на локации собрать всю оставшуюся информацию и сделать арт-проект. Бывает такое, что к нам приезжают с задачей поработать в новом для себя медиуме — сделать что-то, чего никогда до этого не делал. У нас была девушка, бьюти-мастер. Она захотела приехать и создать свой арт-проект. И это нормально, потому что мы позиционируем себя как дополнительное профессиональное образование, когда важно личное желание человека. 

Катя: Я бы хотела добавить про девушку бьюти-мастера, Дашу Климову, у неё был салон в Сочи по дизайну бровей. Она сделала крутой проект «Брови дома», такой интерьерный элемент — светильник, который мог бы быть бровями. Сейчас в своей мастерской она открыла лабораторию креативного окрашивания бровей и стала художником.

Даша Климова, проект «Брови дома»

Фото: Катя Краева

Полина: Я вспомнила ещё один классный кейс. Когда Даша Русских в рамках резиденции сделала проект-прототип, а после в течение года разрабатывала паблик-арт, который собиралась расположить на центральной точке, например, в Москве. И недавно вышла новость о том, что Даша открыла в Музеоне скульптуру — полный прототип того, что было представлено на выставке. Есть и другие примеры. После программы у каждого резидента, помимо опыта, знаний, новых практик, нетворкинга и друзей, на руках остаётся презентация проекта – документ, который правильно составлен. Презентация — это коммуникация между художником и будущим заказчиком. Многие люди не проходят на опен-коллы, потому что у них не грамотно  структурирована презентация, или не так донесена идея. А после резиденции художники могут сразу отправить презентацию и даже прототип своего проекта на другой опен-колл. Одна наша художница из Казани — Зульфия Ильякаева так и сделала. Это абсолютно нормально. Мне кажется, так и должна работать резиденция. 

Проект Даши Русских

Фото: Катя Краева

А как варьируется исследовательская деятельность и методика преподавания на разных направлениях?

Полина: Методология, по которой мы идём, составлена нами — кураторами «Сильно». Но например, приглашённый куратор Лиза Шумова собрала материал для своей программы саунд-резиденции по специфике работы со звуком и инструментарием. Для видео-арт направления кураторы Кирилл Преображенский и Альбина Мохрякова подготовили свою программу «Freestyle». С медиа-артом нужно было работать с определённым специфическим инструментарием, это digital-среда. По поводу направления междисциплинарности: это наша общая смена, в которую входит art&research и art&science . У нас собираются резиденты разных направлений, и мы даём общую базу, где говорим больше про создание работы. То есть мы не отмечаем какой-то один медиум, в котором каждый должен сделать свой проект, а даём общую методологию, по которой работает человек, и уже потом, исходя из своей специфики, каждый делает проект. После резиденции на выставке у нас представлены разные проекты — скульптура, реди мейд, звук, свет и тд. Работы участников  можно посмотреть на нашем сайте в разделе «архив». 

Сколько длится выставка после резиденции?

Полина: Выставка длится несколько дней. Открытие выставки — это финальная защита проектов резидентов. Событие проходит в одной из центральных площадок города Дербент. Для выставки мы делаем пригласительные, афишу, медиацию. Каждый художник рассказывает о проекте, общается с публикой. Этот ивент длится один-два дня, а дальше уже в зависимости от того, на насколько дней мы бронируем помещение или других ситуаций, выставка сохраняется. Но обычно это формат pop-up.

Афиши выставок резиденции

Фото: Катя Краева

Финальные выставки резиденции

Фото: Катя Краева

Какие у вас планы на будущее?

Полина: В перспективе мы собираемся брать грантовые программы, которые позволят нам реализовать внутри нашего продукта новые инициативы. 

 

Катя: Наша резиденция несёт в себе много задач. Начиная от образовательной и заканчивая задачей рекреацией практик выезда художников и креаторов в среду. Исходя из этого, можно действительно открывать подобные проекты в других местах. Сейчас мы смотрим на возможное сотрудничество с Екатеринбургом, на открытие филиала на Урале. Нас ждут и в крупных городах. Следить за обновлениями можно в наших социальных сетях. 

 

Полина: С нами в команде уже работаю художники из Дагестана, и это действительно здорово, мы дружим и поддерживаем друг друга. В планах — расти площадкой, направлениями, создавать больше событий для диалога и смело заявлять о многогранной художественной сцене Дагестана. 

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.