Магистратура «Перформанс» кафедры «Ивент-дизайн. Театр. Перформанс» Школы дизайна НИУ ВШЭ — уникальный для России университетский образовательный профиль, посвящённый перформативным практикам и исследованиям, позволяет подготовить художника-перформера, арт-директора и креативного продюсера масштабных проектов в области искусства в одном лице.
В рамках учёбы студенты системно изучают теорию и практику перформанса и осмысливают ключевые произведения. Предлагаем вам подборку знаковых, но неочевидных перформансов от куратора профиля Дарья Демехиной — исследовательницы перформанса, философа, кураторки, художницы проекта «Бюро перформативных ритуалов», автора подкаста «Жизнь как перформанс».
Марина Абрамович «Ритм 0», 1974
Возможно, один из самых узнаваемых перформансов — «Ритм 0» Марины Абрамович. Художница предлагает зрителю полную свободу действия со своим телом при помощи ряда предметов, доставляющих боль или удовольствие (роза, пистолет, спички, вино и другие). На этом примере отчётливо видна разница между театральной постановкой и перформансом: у зрителя нет возможности отвернуться от ответственности за происходящее. Ведь даже, если он/а решит не участвовать и уйдёт, то тем самым не будет препятствовать другим в осуществлении насилия над художницей.
Оля Кройтор Exit from the gallows, 2021
Проект художницы Оли Кройтор, подготовленный в рамках 6-ой Уральской индустриальной биеннале современного искусства, — пример концептуального перформанса, балансирующего на грани институциональных конвенций. В работе, показанной в пространстве цирка, рефлексируются идеи насилия как нормы и гипноза зрелищем, а также властной вертикали и общества спектакля.
Таня Бругера Tatlin’s Whisper #5, 2008
В перформансе Tatlin’s Whisper №5 кубинской художницы Тани Бругеры музей Tate Modern стал полем взаимодействии агентов власти (конная полиция) и посетителей. Привычные паттерны контроля людей на публичных мероприятиях, перемещённые в непривычную обстановку, задавали хореографию исследования социального контакта. Работа, находящаяся в коллекции музея, построена на реальной практике использования конной полиции, в случае исчезновения которой работу необходимо будет трансформировать под существующую реальность.
Амалия Ульман Excellences and Perfections, 2014
Excellences and Perfections аргентинской художницы Амалии Ульман — internet-based перформанс, исследующий и критикующий механизмы конструирования идентичности через социальные медиа, культуру селфи и жизни на камеру. В течение шести месяцев художница вела инстаграм* (@amaliaulman) от имени амбициозной модели из Лос-Анджелеса, пытающейся преуспеть в жизни. Правду о фиктивности персонажа она раскрыла только в конце перфоманса.
WochenKlausur, Медицинская помощь для бездомных, 1993
Перформанс может не только указывать на существующие проблемы, но и решать их. Так, в Вене 1993-го года группа WochenKlausur на деньги, предложенные на реализацию выставки, решила создать мобильную клинику, обслуживающую бездомных, на тот момент лишённых доступа к медицинской помощи. Передвижная медицинская клиника «Луиза» работает до сих пор.
*Соцсеть признана экстремистской и запрещена на территории РФ