Картинка

Подборка знаковых перформансов от Дарьи Демехиной

Рассказываем о ключевых произведениях, объединяющих театр, ивент-дизайн и перформанс.

Магистратура «Перформанс» кафедры «Ивент-дизайн. Театр. Перформанс» Школы дизайна НИУ ВШЭ — уникальный для России университетский образовательный профиль, посвящённый перформативным практикам и исследованиям, позволяет подготовить художника-перформера, арт-директора и креативного продюсера масштабных проектов в области искусства в одном лице.

В рамках учёбы студенты системно изучают теорию и практику перформанса и осмысливают ключевые произведения. Предлагаем вам подборку знаковых, но неочевидных перформансов от куратора профиля Дарья Демехиной — исследовательницы перформанса, философа, кураторки, художницы проекта «Бюро перформативных ритуалов», автора подкаста «Жизнь как перформанс».

Марина Абрамович «Ритм 0», 1974

Возможно, один из самых узнаваемых перформансов — «Ритм 0» Марины Абрамович. Художница предлагает зрителю полную свободу действия со своим телом при помощи ряда предметов, доставляющих боль или удовольствие (роза, пистолет, спички, вино и другие). На этом примере отчётливо видна разница между театральной постановкой и перформансом: у зрителя нет возможности отвернуться от ответственности за происходящее. Ведь даже, если он/а решит не участвовать и уйдёт, то тем самым не будет препятствовать другим в осуществлении насилия над художницей.

Перформанс «Ритм 0», Марина Абрамович

Оля Кройтор Exit from the gallows, 2021

Проект художницы Оли Кройтор, подготовленный в рамках 6-ой Уральской индустриальной биеннале современного искусства, — пример концептуального перформанса, балансирующего на грани институциональных конвенций. В работе, показанной в пространстве цирка, рефлексируются идеи насилия как нормы и гипноза зрелищем, а также властной вертикали и общества спектакля.

Перформанс Exit from the gallows, Оля Кройтор

Таня Бругера Tatlin’s Whisper #5, 2008 

В перформансе Tatlin’s Whisper №5 кубинской художницы Тани Бругеры музей Tate Modern стал полем взаимодействии агентов власти (конная полиция) и посетителей. Привычные паттерны контроля людей на публичных мероприятиях, перемещённые в непривычную обстановку, задавали хореографию исследования социального контакта. Работа, находящаяся в коллекции музея, построена на реальной практике использования конной полиции, в случае исчезновения которой работу необходимо будет трансформировать под существующую реальность.

Перформанс Tatlin’s Whisper #5, Таня Бругера

Амалия Ульман Excellences and Perfections, 2014

Excellences and Perfections аргентинской художницы Амалии Ульман — internet-based перформанс, исследующий и критикующий механизмы конструирования идентичности через социальные медиа, культуру селфи и жизни на камеру. В течение шести месяцев художница вела инстаграм* (@amaliaulman) от имени амбициозной модели из Лос-Анджелеса, пытающейся преуспеть в жизни. Правду о фиктивности персонажа она раскрыла только в конце перфоманса.

WochenKlausur, Медицинская помощь для бездомных, 1993

Перформанс может не только указывать на существующие проблемы, но и решать их. Так, в Вене 1993-го года группа WochenKlausur на деньги, предложенные на реализацию выставки, решила создать мобильную клинику, обслуживающую бездомных, на тот момент лишённых доступа к медицинской помощи. Передвижная медицинская клиника «Луиза» работает до сих пор.

*Соцсеть признана экстремистской и запрещена на территории РФ

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.